Царствование Федора Алексеевича 1676-1682 годы
На юго-востоке калмыки, признанные подданными московского царя, вновь начали враждебные действия против русских границ. Приуральские киргизы также совершали набеги на московские пограничные районы. Конфликты между донскими казаками и калмыками обострились, приводя к набегам калмыков на казацкие станицы, где они уносили скот и прорабатывали население. Казаки отвечали аналогичными действиями. В 1678 году московский боярин Теиша отправился к калмыкам, пытаясь уговорить их лидеров Люка и Тайшея перейти на службу к царю. Но Люк отказался, сославшись на притеснения со стороны донских и яицких казаков.
Царь Федор Алексеевич распорядился о примирении между казаками и калмыками. Турция и Крым не ограничивались притязаниями на Украину; у них также были амбиции на юго-восточные мусульманские земли. Казачий Дон стал препятствием для этих планов. В 1677 году султан Магомет IV через своего посла в Москве потребовал изгнания казаков с Дона, на что Федор Алексеевич ответил, что казаков не выгонит и планирует вернуть Азов, а также покорить земли вдоль Днестра.
Дон также привлекал внимание Москвы, поскольку среди казаков накапливались «старцы» и другие люди, которые порицали новые книги, церковные обряды и не поклонялись иконам. Москвой были отправлены воеводы и стрелецкие головы для расследования, которые обнаружили, что на речке Черненькой жил священник Иов с 20 чернецами и около 30 беглецами. Из Москвы запрашивали сведения о его местонахождении. В ответ на сообщение с Дона, что эта пустошь расположена в стороне от городка Чир, выяснилось, что там живут мужчины и женщины, однако войско не могло действовать без указания царя.
Два года назад в Донскую область пришел черный священник с двумя чернецами, однако они поругались и, после того как донесение о них достигло войска, атаман Самаринов и казаки привели священника в Черкасск, где по войсковому закону его сожгли. В это время церковные распри на Руси обострялись, а к Донской области продолжали стягиваться беглецы.
Старообрядцы организовывали пустыни по рекам и в лесах, где создавали секстантские молельни и распространяли критику новых книг и церковных порядков. На Дону снова собирались беглецы, подобно временам Разина, но были еще более фанатичными и непримиримыми к московским законам. В Украине Дорошенко вместе с духовенством и 200 казаками явился к Ромодановскому и Самойловичу, представив им свои регалии, знамя и бунчук. Его присяга на верность царю значительно повлияла на отношения с Польшей и Турцией. Когда московское правительство уведомило польского короля о подданстве Дорошенко царю, это вызвало его недовольство, а польские панки заявили: «Вот вам и царская поддержка! Он отобрал у нас всю Украину». Вместо Дорошенко султан назначил гетманом и князем Украины Юрия Хмельницкого и отправил ему грамоту, но это не сработало. В августе Ибрагим-паша с Хмельницким подошли к Чигирину, ожидая ханские подкрепления, но Самойлович с 20 тысячами казаков и Ромодановский также двигались туда. Турки потерпели поражение и отступили. Визирь Мустасра пришел на помощь туркам, но Каспулатович с калмыками и татарами присоединился к Ромодановскому и Самойловичу во время осады. Чигирин был разрушен и оставлен русскими, так же как и турками. На правом берегу Днепра остался Хмельницкий, заняв Корсунь и Немиров, откуда начал нападения на восток. В марте 1679 года в Москву прибыл Мазепа с предложением улучшить оборону Украины, советуя увеличить количество войск и уменьшить число воевод, портящих порядок. Ромодановский был позван, а Самойлович остался один. После окончания осады Чигирина Дорошенко был отправлен в Москву, где в 1680 году получил воеводство в Устюге Великом. В Москве также пришла новость о смерти Серко. Бердяев был отправлен в Запорожье с предложением принести присягу, но казаки возмутились, что им прислали недостаточно жалованья. Тем не менее, запорожцы все же принесли присягу московскому царю. В 1680 году стало известно, что калмыцкий хан Аюк подписал договор с крымским ханом, освободил пленников и отправил в русские земли и украинские города две тысячи калмыков. К ним присоединились татары и черкесы, которые сожгли пригород Псевдозы и направились в степь, где к ним подтянулись башкиры, и все они переселились за Волгу. В том же 1680 году царь Федор Алексеевич подписал 20-летний мир с Турцией, по которому вся Украина отходила к России. Этот мир был воспринят с большой радостью на всей Украине. Одновременно был заключен мир с Польшей на 13 лет, в соответствии с которым Россия уступила Польше города Невель, Себеж и Велиж с округами, а за Киев заплатила 200 000 рублей.
В 1681 году Аввакум, предводитель раскола, после 14 лет заключения в Иустозсрском монастыре, написал царю письмо, в котором критиковал царя Алексея Михайловича и осуждал патриарха Иоакима. Не поддаваясь никаким уговором, он был сожжен на костре. Для раскольников Аввакум стал мучеником и святым, что способствовало дальнейшему разрастанию раскола. Преследуемые внутри страны, раскольники устремились в Дон, где своим фанатизмом произвели смятение среди казаков, критиковали царя, предсказывали упадок православия и порицали новые книги, продолжая клеветать на церковь и духовенство. Их пропаганда проникала в ряды Войска, находила сторонников и парализовала управление. В 1682 году внутри Руси было принято значительное решение об улучшении организации вооруженных сил и служебной иерархии: местничество было упразднено, а разрядные книги сожжены. Стрелецкие полки считались самой эффективной организацией вооруженных сил Московского государства. Частые волнения во время правления Алексея Михайловича заставили его уделять им больше внимания, предоставляя увеличенные жалования и льготы. Из наиболее надежных стрелцов была сформирована особая часть, охранявшая царя. Стрелецкий Приказ возглавлял старый князь Юрий Атексеевич Долгоруков, близкий воевода царя, но он был уже стар и страдал от паралича; его помощником был сын Михаил, которого не отличала ни авторитетность, ни ум. Это создало удобные условия для стрелецких полковников, которые начали обращаться с привилегированными стрельцами как с холопами, унижая и обирая их. Стрельцы, привыкшие к демократическим принципам, подали жалобу на полковников, но их заявление игнорировали, а жалобщиков подвергли наказанию и лишили права «бить челом». Когда стрелцы вновь пожаловались на полковников, Долгорукий приказал схватить и наказать отправленного с жалобой. Однако, когда его вели на казнь, стрелцы сумели его освободить, расправились со стражниками и снова подали жалобу. В полках начались разговоры о «бунте», особенно среди старообрядцев, которых было значительное число среди стрелцов. В такой обстановке и скончался 12 апреля 1682 года на 21 году жизни царь Федор Алексеевич.
Свидетельство о публикации №225062400427