Повесть Приезжая 16

               

    Год работы прошёл. Раиса Михайловна  представляла свою дальнейшую  жизнь, если она останется в школе. Кроме неё была ещё одна молодая учительница,  географии. Тоже пришла в школу год назад. Две молодые учительницы иногда общались.

   Как работать в школе не учат в институте (хотя там есть предметы, что-то типа «Методика преподавания»), но реальность другая. Работать в школе учит собственный опыт. Молодая учительница и учительница, проработавшая лет пять, это совершенно разные специалисты.

   Молодая учительница окунается в коллектив, где много дам, бабушек, мегер и просто несчастных особ. Мужчин мало, они погоду не делают. Ученики смотрят на молодую училку, как на взрослую подружку. Авторитет у них ещё следует заработать.

    Если это город, то родители совсем не хотят покидать школу. Они стараются учиться параллельно с ребёнком, хотят быть в курсе школьной жизни, знать всё-всё-всё. Некоторые мамашки, троечницы по жизни, хотят сделать своего ребёнка отличником. Многое видят переступившие школьный порог специалисты. Кто-то отказывается от всего этого осенью первого года работы, кто-то добросовестно отрабатывает три года. Единицы остаются в школе до пенсии. Ну, тут причины разные!

    Как-то о своих планах, о своём настроении Раиса  поделилась с географичкой. Та, на другой день принесла дневник, в который записывала своё настроение. Раиса Михайловна с любопытством читала, соглашаясь во многом с географичкой.

    Общая тетрадь, о которой в далекие времена говорили «по 48 копеек», в клеёнчатой обложке, вероятно, лежала много лет, ещё с советских времён, пока её не облюбовала учительница географии Галина Витальевна.

 Страницы  были исписаны плотным, ровным, девичьим почерком, чувствовалось, что она ждала ее вечерами –  тетрадка-подружка-подушка.

   «… Я молодая учительница, которой нужно выложить на бумагу  многое. Пришла  после  вуза  в образование. Школа, в которой я когда-то училась, изменилась. Я романтик, а вернее – романтичка - географичка, которая пришла  сеять доброе, умное и современное. Мне некому рассказать о своих наблюдениях и переживаниях – только бумаге; рядом со мной коллеги, но они закрыты на 100 замков, ученики, но они ещё малы, да и я должна их воспитывать и возвышать! Одна я на этом поприще, только тетрадь – моя подружка и подушка.

   Не думаю, буду ли я работать здесь всю жизнь. Это только отработка после вуза да получение опыта. Потом, через десяток лет, поржём с друзьями над первыми неуклюжими шагами,  обидами и промахами, память сотрёт негатив! Буду записывать самое интересное.

    В родную школу меня не взяли – там до сих пор работает моя училка, ей в обед будет лет семьдесят, но она держится за место руками и ногами. Была я в школе, уборщица с тряпкой (здесь я улыбаюсь!) и пускать меня не хотела на порог: так строго в школе стало, да и грязь на ботинках ей совсем не понравилась! Но уговорила. Прошлась по этажам, вспомнила своё беззаботное(!) детство. Вот здесь был кабинет… Сейчас многое поменялось. Школа накладывает отпечаток: вереница учителей, все как на одно лицо, пронеслась мимо. Были среди них хорошие, а были – так себе! Географичка – так, на троечку, а предмет интересный, а кабинет – информационный. Вспомнила я,  как тут разглядывала карты,  красочные конспекты, оформленные разноцветными фломастерами, контурные карты, аккуратно раскрашенные цветными карандашами и выступления у карты – помощницы ученика!


1 сентября
   Ночь не спала, боялась опоздать! Волнение, дрожь в ногах и зуд тела. Чего, дурёха, волнуюсь? Я же не первоклашка! Где мои классные банты, жидкие косички и огромный букет гладиолусов? Этого ничего нет! Сейчас я молодая, а зеркало говорит, что … достаточно интересная, фигуристая, умная, самая обаятельная (или обонятельная?) и привлекательная…Мне нужна куча комплиментов, чтобы поверить в себя и перешагнуть школьный порог. Мой предмет – не решающий, не на первой странице школьного журнала, в неделю я встречаюсь с классом всего лишь раз! Я сильная и  все выдержу!!!!

    День прошел хорошо. Все было весело и красиво. Возвращение в детство. Какая я умница, что выбрала эту гуманную профессию! Как здорово не выходить из школы! Мои одноклассники превратятся в стариков, а я буду юной, потому что рядом со мной всегда будут эти цветочки!

25 сентября
     Не писала две недели. Не было ничего значимого, утром чуть свет –  и на работу, классы сменяются через 45 минут – не успевают мне надоесть! Время летит быстро: пока все сядут, достанут учебник, тетрадь и кучу карандашей и фломастеров! География –  классный предмет: смотри на карту и рассказывай. Ну и показывай!

   На днях произошёл неприятный случай –  у меня унесли учебник! Взяла  в библиотеке по 30 учебников на каждый класс, время от времени их пересчитываю, и вот их стоит 29! Я очень остро отреагировала: спрашивала детей, просила, чтобы вернули, но они отнекивались, типа,  зачем нам Ваш учебник! Я слегка оскорбилась, но виду не подала, а сделала вывод, что для них география не покидает порога класса. Отсидели на уроке и на этом всё! Я же продолжала пересчитывать учебники: много дней их было 29, а сегодня девочка взяла учебник и из него вылетела денежка! Я опять опросила всех детей, может, кто забыл в учебнике, но никто не откликнулся! Значит, вместо учебника положили денежку! Типа, купили! Дети!
 
28 сентября
   Я вела урок. Вдруг, не спросив, заскочила в класс  учительница, чего –  не знаю, и начала отчитывать детей, что они шатаются по этажу. Дети ее слушали и ровным счетом ничего не понимали, а я смотрела на класс: все парты  были  заняты. Она говорила и говорила, а я смотрела и смотрела! Неужели не видно, что все ученики на месте! Это, наверное, педагогическая усталость, эмоциональное выгорание, это то, что ждет педагога с огромным педагогическим стажем! Не стоит гордиться тем, что много десятилетий в профессии! Боже, как просто!

5 октября
     Был День учителя, и мне подарили шоколадку! Маленькие дети не съели сладкую шоколадку! Это трогательно! Они подарили кусочек своего мирка! И подписали: «Учителю самого интересного предмета». Вот как бывает! Самый интересный, самый трудный… А бывает ли самый страшный?  Или самый страшный  –  это только учитель? А какой самый страшный препод в нашей школе? В вузе самым страшным был препод по экономической географии! Почему был тот  страх? Надо было усвоить много информации за один семестр! Как забавно: сдали предмет  – забыли препода! Так же  забудут и меня! Дорогая, не парься! Все в этом мире изменчиво.
20 октября

    Получила зарплату. А, может, зряплату! Хотя это был аванс. Какое интересное словцо! Деньги совсем небольшие, озвучивать их не стоит не только другим, но и себе. Хотя. Пока получила первую зарплату, истратила три кредитки! Надо отработать этот год, надо на что-то жить, надо что-то себе купить! Гардероб на них не поменяешь, но обувь можно купить! Это будет стимул доработать до конца учебного года! Туфли-лодочки, сандалии, босоножки,  сапоги  зимние короткие и зимние высокие! Это план! Ха-ха. Вот и плановая экономика. Если денег на все это не хватит, то куплю себе лаковые красные туфли на высоченном каблуке! Это будет талисман (ха-ха), напоминание о моём подвижничестве! Шутки в сторону! Расшибусь, но куплю себе новую обувку! А потом в офис! Или… Воображение стоит на месте. Поживём –  увидим!

 3 ноября
  Сегодня был концерт. На носу  –  праздник! Какие же гениальные дети! Они готовы петь, танцевать, рисовать, творить! Я сидела, погруженная в атмосферу праздника. Вспоминала своё время и утверждалась во мнении, что правильно выбрала путь. Классно видеть маленьких, незлобных, красивых детишек, верящих в то, что они таланты. Они в это верят! На уроках это птенчики, цыплятки, а на празднике они орлы! Что-то я сама, под впечатлением, стала поэтом!

  29 ноября
   Был педсовет. Тут только успевай записывать, что надо сделать! Все срочно! Где взять те часы для всего: до уроков, после уроков, между уроками. Все должно быть записано, отмечено, задокументировано! Учитель должен быть актером и бухгалтером. Мама говорила: иди учусь на бухгалтера! Не пошла! Сейчас бухгалтерия пришла ко мне.

10 декабря
    Отработала 3 месяца. Я – молодец!
    Сегодня я занесла журнал своей соседке –  физичке и получила  пополной! До конца урока оставалось  пара минут, мне было лень спускаться в учительскую, и я хотела быть любезной! Занесла журнал, но  вместо благодарности  услышала, что я сорвала урок и прочее. Прикрываясь от гневных выпадов журналом, ретировалась из кабинета. Урок мне был хорош: не делай добра –  не получишь по заслугам! Это первое. А второе –  труд учителя –  прямая дорога в психушку! Недаром я недавно слышала шушуканья, что с кем-то это уже случилось! Ученики– эти хрупкие души – на голову выше самых именитых учителей. Это хрустальные вазочки! Их надо любить и беречь!

25 декабря
   Поставила сегодня всем оценки. У меня высокий процент успешных и успевающих учеников! Кто-то решит, что география –  простой предмет: сиди, раскрашивай контурную карту, знай столицы областей и стран, но я считаю, что зачем нужны эти долги, двойки, пересдачи!? Человеческая жизнь трудна и гориста! Дети не запомнят меня, но будут помнить, что был такой предмет –  география. И при воспоминании улыбнутся!..»

    Раиса  прочитала часть написанного, отложила и поняла, что те же мысли посещали и её. Она была согласна с Галиной Витальевной полностью. Раздумья о профессии, на которую  было потрачено пять лет жизни. Хотя! Она жила в городе, самореализовывалась, жила неплохо. Сейчас у неё есть крыша над головой, она видит что-то маячащее впереди. Есть время пройти переподготовку, получить новую специальность. Ей нравилось учиться. Но почему-то в её голове совсем не возникало образа примерной жены и любящей матери?

    Так она думала все годы, отпущенные на отработку после вуза. но к концу второго, она уже чётко понимала, что всю жизнь работать в школе она не сможет.


Рецензии