Шкатулка. Решение
Пока Альбина расшифровывала витиеватую латиницу и перепечатывала страницы дневника, прошло немало времени.
Сергей прочел текст уже в окончательном варианте:
- Тебе не кажется, что картинка практически сложилась? По крайней мере, связь Сомовых-крестьян и Сомовых-дворян оказалась просто мистическим совпадением фамилий… Однако, по иронии судьбы твой прадед – все-таки, будучи Сомовым из крестьян по документам, оказался по крови потомком одной из дворянских ветвей Сомовых, сам об этом даже не подозревая…И догадка про гувернантку подтвердилась. Да и Таисия, судя по описаниям юной Машеньки, все время вилась вокруг Липок. Думаю, именно это поместье и было ее главной целью и мечтой. Одинокая, уже не молодая, абсолютно безденежная женщина, живущая по родственникам «из милости», скорее всего, она любыми путями пыталась остаться хотя бы номинальной хозяйкой в Глебовском именье. Для этого и затеяла страшное свое коварство.
Смотри: она сначала рассорила Зубова-старшего с племянником, удалила из Захарино француженку, надеясь, что Николя останется в Рыбинске, в полку, а бесхозному именью понадобится пригляд. Так кто же лучше нее подойдет на эту роль? Ведь она там прожила много лет… Но, судя по записям Марии, Николя вопреки всему зачастил в Липки, а любовь Николая и Надин преодолела все преграды, и Зубовы помирились.
Тут Таисия меняет тактику и пытается набиться в «компаньонки» или как там это называлось к молодой семье. Начинает обхаживать Наденьку, и под любым предлогом остается в любимых своих Липках… Что-то подсказывает мне, что она, помимо всего прочего, ищет «схороненные» драгоценности Елизаветы Дмитриевны. Думаю, женский силуэт в саду – не призрак, а тайно отправляющаяся на поиски Таисия Семеновна… Даром, что собаки не лаяли… И, похоже, поиски были частично удачны, иначе откуда бы она достала столько украшений для подарков Екатерине Сомовой… Но опять же «частично», потому что легендарное сапфировое ожерелье так и не было найдено, ни в каких списках наследств не числилось…
Вот поэтому поиски клада в поместье велись и после смерти барыни. Наверное, тайник был весьма удачен, раз его никто не обнаружил, и все его содержимое погибло в пожаре восемнадцатого года…
- А что Таисия делала в беседке?
- Думаю, там она тоже искала тайный ход к сокровищнице. Ведь именно в беседке так любила бывать Елизавета Дмитриевна до самой смерти… Таисия, наверное, предположила, что так та охраняла свой тайник…
Альбина с сомнением пожала плечами:
- К сожалению, все логические связи в этом деле для меня просто домыслы…
- Вот и замечательно! Призови на помощь свою фантазию. Все равно, факты ты уже не раскопаешь. Что там произошло на самом деле, узнать не получится. Мы можем только предполагать, что двигало «старой барыней» Таисией, не насочиняла ли умирающая Екатерина Сомова про младенцев, захотев перед своей смертью обогатить сына Сашеньку…
- Да нет, вряд ли. Иначе откуда бы взялось такое явное фамильное сходство между мной и прабабушкой Елизаветой Дмитриевной…
- Пожалуй… А ведь как изящно и изуверски воспользовалась Таисия смертью малыша Сомова! Одним ударом избавилась и от прямого наследника Зубовых, и от ослабевшей после родов Надежды. Видимо, именно она сообщила Надин о смерти первенца, чем и сгубила несчастную. Тут уж ее расчет явно оправдался, после смерти жены Николай потерял всякий интерес к именью и покинул Липки… Судя по всему, Зубовы были однолюбы, новой семьи у Николая Алексеевича не сложилось… Так что барыня Таисия осталась в Глебовском поместье до самой своей смерти…
- С этими младенцами прямо-таки мыльная опера…
- Ты уже говорила об этом. Но, поверь, в жизни все происходит настолько невероятно, что никакая писательская выдумка с этим не сравнится… И мыльные оперы не на пустом месте рождаются… Все, о чем в них повествуют, так или иначе случалось на самом деле…
- А как же письма из бабушкиной шкатулки? Я не закончила еще разборку! Там есть и письма более позднего времени. Я так и не узнала ничего про брата Гогу, про судьбу Владимира… А это прелюбопытнейшее упоминание про Константина Сомова?
- Не переживай! Как принято говорить, это совсем другая история! Предлагаю тебе сесть и написать обо всем, что тебе уже удалось обнаружить занимательного. Что-то додумаешь, где-то нафантазируешь… В конце концов, ты же не документальное исследование оформляешь! Напиши рассказ, повесть… Другими словами, художественную прозу. Дерзай! А остальные письма разберешь в следующий раз и напишешь еще новый роман…
И Альбина решилась:
- Ты знаешь, я попробую… Только мне не дает покоя одно обстоятельство. Если прадед отправил «самые важные» документы Верочке с посыльным – человеком господина Дунаева, то, скорее всего, письмо Екатерины Сомовой входило в их число. Почему же Верочка не поделилась хотя бы с Владимиром такой грандиозной семейной тайной? Ведь пройди Александр Николаевич все судебные перипетии до конца, семья получила бы потомственное дворянство и подтвердила бы свое кровное родство с дворянскими ветвями Зубовых и Сомовых!
- Аля, я, пожалуй, осмелюсь предположить, почему… Дело в том, что, пока ты моталась по волжским городам и деревням, я просмотрел еще несколько писем из шкатулки и в одном послании от Владимира, датированным уже 1920 годом, обнаружил интереснейший текст. Ты ведь приостановила свои разборки его корреспонденции именно потому, что дата была уже слишком дальней от рассматриваемых тобой событий.
Так вот это письмо, читай!
Милая моя Вера!
Передаю с оказией это короткое письмецо, надеюсь, что застанет оно тебя в полном здравии.
Как жаль, что вы с Катей и Аннушкой так далеко от меня, и в то же время, хочется верить, что в эти трудные дни вы в безопасности и поддерживаете друг друга. Не могу себе представить, что было бы с девочками, останься они в Подольском. Там так тяжело с продуктами, да и тревожно…
Я хочу сообщить тебе кое-что. Я недавно встретил одного моего старинного знакомого, он сейчас служит в милиции Петрограда, и ему удалось найти для меня работу по разборке старых архивов полицейского участка. В моем положении это было просто невероятной удачей, думаю, объяснять тебе этого не нужно… Разбирая старые дела, я обратил внимание на одну папку, в которой было всего несколько страниц. Не буду утомлять тебя деталями, но там был список вещей, обнаруженных при убитом «господине Шилове из Ярославля». Среди его бумаг упомянут толстый конверт с едва различимой надписью «Для Сомовой Веры Александровны». Далее было указано, что бумаги практически полностью уничтожены водой, так как труп был обнаружен в Неве.
Помнишь наш разговор весной 1917 года? Думаю, теперь тебе понятно, почему послание от нашего отца мы так и не получили…
К сожалению, дело осталось нераскрытым и неизвестно, кто убил Шилова. Однако в то время в Петрограде было настолько неспокойно, что удивляться не приходится. Судя по отсутствию денег и каких-либо ценных вещей у убитого, он стал жертвой разбойного нападения…
Целую тебя и моих милых сестренок.
Твой Владимир. Декабрь 1920г.
Воистину, все тайное становится явным!
Верочка волей судьбы так и не узнала, что за важные документы направил ей отец, смутные и страшные послереволюционные годы не позволили ей приехать в Подольское и забрать бумаги из тайника. Позже, скорее всего, Вера думала, что они пропали, вряд ли богатый дом остался не разграбленным или не занятым теми или иными учреждениями…
Интересно, прочти Альбина это письмо до своей поездки на Волгу, не отменила бы она свой вояж?... Судьба…
***
На следующее утро, благо была суббота, Алька отложив все домашние дела, села компьютеру. Строчки появились сами собой, как будто она обдумывала их долго-долго, и ей уже не терпелось их воплотить:
«С самого утра Елизавета Дмитриевна была не в духе. Попавшаяся под горячую руку Глашка была отчитана за рано отдернутые занавеси, впустившие солнце в спальню, послана на кухню за чаем, отправлена обратно за то, что тот «простыл», затем потребовалось открыть окно – «душно», затем закрыть – «сквозит»… Барыня гневалась, прислуга ходила на цыпочках, сунувшаяся было Таисия была безжалостно выгнана с требованием «оставить в покое»…
Свидетельство о публикации №225062400912