Первых три поколения из рода Нестеровых
Хозяйство Анисима Матвеевича было натуральным, т.е. все, что производилось в хозяйстве, здесь же и потреблялось. Но производилось, видимо, в большем количестве, чем это было необходимо для потребления. У него в хозяйстве мы наблюдаем уже элементы накопления. Не потому ли он приобрел довольно приличное поле, покос, лес. Организовал производство смолы для нужд сельчан и частично, видимо, и для местного рынка. Он не вошел в общину, которая была в Пантылке, а обходился ведением единоличного хозяйства. То есть – это был уже преуспевающий человек, с глазами очень умного и даже интеллигентного человека.
Кстати, в 1973 г., когда автор гостил у тети Анны Васильевны в деревне Елькинцы, мы с ее мужем Елькиным Алексеем Андреевичем Елькиным каждый день ходили на покос в район деревни Пантылка, и однажды он меня спросил:
- Анатолий, знаешь ли ты, что мы сейчас косим траву на покосе, который назван в честь твоего прапрадеда Анисима?
Я честно признался, что знаю о названии покоса, но где он расположен, мне было не известно. Бабушка почему-то упорно об этом молчала. Но мне было приятно, что скашиваю траву на покосе, который когда-то был собственностью одного из основателей пантыльского рода Нестеровых. Я попросил Алексея Андреевича показать мне площадь всего покоса. И на скид приходилась немалая площадь. Так что теперь надо нам гордиться Анисимом, хотя тогда в советское время этого делать было не принято, да и Анисимовский покос принадлежал уже не жителям Пантылки, а жителям деревни Елькинцы. Он находился на северо-востоке от деревни Пантылка прямо за Анисимовским починком на противоположном берегу речки Пантылка.
Связь с рынком при Анисиме несколько улучшила положение семьи и моего прадеда Ивана Анисимовича. Об этом свидетельствует такой факт, что где-то на рубеже 1913-1915 гг. Иван построил новый дом, так называемую «светлую избу», в отличие от «черной избы». Здесь уже печь топилась с выводом дыма через трубу на улицу, а не в дом. Раньше дым оставался в доме, поэтому изба называлась «черной». Теперь ее можно сравнить с кое-где сохранившимися еще банями «по-черному». В Х1Х и в начале ХХ в. черные бани были нормой. Про Ивана сведений уже было больше, ибо его отлично помнил мой отец и его брат Дмитрий Васильевич, для которых он был дедом. Иван Анисимович родился в 1859 г. и прожил по тем временам довольно долгую жизнь (76 лет). Женат был на Аксинье, которая была старше Ивана на 3 года и происходила из крестьянской семьи деревни Пантылка. Занималась семья натуральным хозяйством, которое дополнялось элементами рыночных отношений. В качестве товаров выступали лес, дрова, древесный уголь, смола и некоторые предметы использования.
Деда Ивана и бабушку Аксинью на всю жизнь запомнил дядя Дмитрий Васильевич, как их младший внук. Вспоминая дни жизни в починке, он мне рассказывал, что отчетливо помнит, как выводил греться на солнышке бабушку Аксинью, тогда уже слепую (слепой она была последние 6 лет до смерти). Иногда, - вспоминал дядя Митя, - на улицу выходил и дед Иван, подсаживался к ним с Аксиньей, гладил широкую окладистую бороду, курил самосад, а баба Аксинья постоянно нюхала табак. Поэтому дяде Мите казалось тогда, что весь дом пропах табаком. Его запах был таким неприятным для мальчика, то он всю свою жизнь не курил и даже не пробовал табак. То же самое произошло и с моим отцом. Он также без курева прожил 90 с половиной лет своей тяжелой и непростой жизни. Теперь я, наверное, остался последним некурящим в семействе Нестеровых.
У Ивана с Аксиньей было четверо детей: Василий, Мария, Агриппина и Тимофей (говорят, он умер младенцем). Автор отлично помнит лишь Агриппину Ивановну. Она была выдана замуж в деревню Елькинцы и у неё было трое детей. Старший Николай был ровесником моего отца (к сожалению, погиб в Великой Отечественной войне). Как мне неоднократно рассказывал отец, – это был довольно сильный человек, спортсмен и отличный парень. Средний Григорий был ровесником дяди Мити и дочь Анна (тогда всех Анн звали Нюрами или Анютами). Дядю Гришу и тетю Анну (Анюту) отлично помню. Особенно я, да и все мальчишки любили дядю Гришу за его сумасшедшую красоту, статность и силу. Это был красавец мужчина, на которого молились все женщины Елькинцев и Лукинцев. Не случайно, у одной из них есть его внебрачный сын, как две капли воды, похожий на Григория. Сходство прямо один к одному. Впервые его видел в 1973 г. в Петров день 12 июля в деревне Елькинцы. Я сразу вспомнил всех законных сыновей дяди Гриши и понял, что делает с нами природа. Ни один из законных сыновей не был похож на дядю Гришу. Там скорее победил рыжий цвет волос, перешедший по наследству от жены Гриши Августы.
Свидетельство о публикации №225062501181