Первых три поколения из рода Нестеровых

Мне известно, что первым в нашем роду вятских Нестеровых был Матвей, сведений о нем были благодаря дяде Мите, было не много. Но что именно он был основателем пантыльского периода жизни рода Нестеровых, у меня не вызывает сомнений. Видимо – это был отважный и рисковый мужчина, решившийся на нарушение законов Российской империи, и сбежавший со своими друзьями в глухие леса тогда еще Вятской губернии. Возможно, что в лице Матвея мы имеем уже второе колено Нестеровых на пантыльской земле, так как по моим расчетам он родился где-то в 1808-1810 годах. Следовательно, в период переселения (если таковое действительно было) он был еще ребенком или очень молодым человеком.  Однако, учитывая то обстоятельство, что его жизнь целиком прошла на пантыльской земле, то его видимо и следует считать основателем здесь пантыльского рода Нестеровых. Понятно, что, сколько жил Матвей, сколько у него было детей, это все затерялось в глубине двух веков. Во всяком доподлинно известно, что у него был сын Анисим Матвеевич Нестеров, прославивший наш род хотя бы тем, что деревня Пантылка одно время называлась, как Анисимовка-Пантылка.

Хозяйство Анисима Матвеевича было натуральным, т.е. все, что производилось в хозяйстве, здесь же и потреблялось. Но производилось, видимо, в большем количестве, чем это было необходимо для потребления. У него в хозяйстве мы наблюдаем уже элементы накопления. Не потому ли он приобрел довольно приличное поле, покос, лес. Организовал производство смолы  для нужд сельчан и частично, видимо, и для местного рынка. Он не вошел в общину, которая была в Пантылке, а обходился ведением единоличного хозяйства. То есть – это был уже преуспевающий человек, с глазами очень умного и даже интеллигентного человека.
Кстати, в 1973 г., когда автор гостил у тети Анны Васильевны в деревне Елькинцы, мы с ее мужем Елькиным Алексеем Андреевичем Елькиным каждый день ходили на покос в район деревни Пантылка, и однажды он меня спросил:
- Анатолий, знаешь ли ты, что мы сейчас косим траву на покосе, который назван в честь твоего прапрадеда Анисима?
Я честно признался, что знаю о названии покоса, но где он расположен, мне было не известно. Бабушка почему-то упорно об этом молчала. Но мне было приятно, что скашиваю траву на покосе, который когда-то был собственностью одного из основателей пантыльского рода Нестеровых. Я попросил Алексея Андреевича показать мне площадь всего покоса. И на скид приходилась немалая площадь. Так что теперь надо нам гордиться Анисимом, хотя тогда в советское время этого делать было не принято, да и Анисимовский покос принадлежал уже не жителям Пантылки, а жителям деревни Елькинцы. Он находился на северо-востоке от деревни Пантылка прямо за Анисимовским починком на противоположном берегу речки Пантылка.
 
 Связь с рынком при Анисиме несколько улучшила положение семьи и моего прадеда Ивана Анисимовича. Об этом свидетельствует такой факт, что где-то на рубеже 1913-1915 гг. Иван построил новый дом, так называемую «светлую избу», в отличие от «черной избы». Здесь уже печь топилась с выводом дыма через трубу на улицу, а не в дом. Раньше дым оставался в доме, поэтому изба называлась «черной». Теперь ее можно сравнить с кое-где сохранившимися еще банями «по-черному». В Х1Х и в начале ХХ в. черные бани были нормой. Про Ивана сведений уже было больше, ибо его отлично помнил мой отец и его брат Дмитрий Васильевич, для которых он был дедом. Иван Анисимович родился в 1859 г. и прожил по тем временам довольно долгую жизнь (76 лет). Женат был на Аксинье, которая была старше Ивана на 3 года и происходила из крестьянской семьи деревни Пантылка. Занималась семья натуральным хозяйством, которое дополнялось элементами рыночных отношений. В качестве товаров выступали лес, дрова, древесный уголь, смола и некоторые предметы использования.
Деда Ивана и бабушку Аксинью на всю жизнь запомнил дядя Дмитрий Васильевич, как их младший внук. Вспоминая дни жизни в починке, он мне рассказывал,  что отчетливо помнит,  как выводил греться на солнышке бабушку Аксинью, тогда уже слепую  (слепой она была последние 6 лет до смерти). Иногда, - вспоминал дядя Митя, - на улицу выходил и дед Иван, подсаживался к ним с Аксиньей, гладил широкую окладистую бороду,  курил самосад, а баба Аксинья постоянно нюхала табак. Поэтому дяде Мите казалось тогда, что весь дом пропах табаком. Его запах был таким неприятным для мальчика, то он всю свою жизнь не курил и даже не пробовал табак. То же самое произошло и с моим отцом. Он также без курева прожил 90 с половиной лет своей тяжелой и непростой жизни. Теперь я, наверное, остался последним некурящим  в семействе Нестеровых.

У Ивана с Аксиньей было четверо детей: Василий, Мария, Агриппина и Тимофей (говорят, он умер младенцем). Автор отлично помнит лишь Агриппину Ивановну. Она была выдана замуж в деревню Елькинцы и у неё было трое детей. Старший Николай был ровесником моего отца (к сожалению, погиб в Великой Отечественной  войне). Как мне неоднократно рассказывал отец, – это был довольно сильный человек, спортсмен и отличный парень. Средний Григорий был ровесником дяди Мити и дочь Анна (тогда всех Анн звали Нюрами или Анютами).  Дядю Гришу и тетю Анну (Анюту) отлично помню. Особенно я, да и все мальчишки любили дядю Гришу за его сумасшедшую красоту, статность и силу. Это был красавец мужчина, на которого молились все женщины Елькинцев и Лукинцев. Не случайно,  у одной из них есть его внебрачный  сын, как две капли воды, похожий на Григория.  Сходство прямо один к одному. Впервые  его  видел в 1973 г. в Петров день 12 июля в деревне Елькинцы. Я сразу вспомнил всех законных сыновей дяди Гриши и понял, что делает с нами природа. Ни один из законных сыновей не был похож на дядю Гришу. Там скорее победил рыжий цвет волос, перешедший по наследству от жены Гриши Августы.


Рецензии
Прекрасные рассказы

Мост Будущее   31.10.2025 15:09     Заявить о нарушении