Не хочется думать о смерти, поверь мне

фото принадлежит «Вестнику Общественного Собрания»
На фото 28-я средняя общеобразовательная СОВЕТСКАЯ ШКОЛА города Таганрога. Здание построено в 1958 году, а в 1959 году сюда перевели всю 28 школу из старого здания, где осталась 14-я школа.


Звонок я услышала сразу, но подойти, взять трубку, чтобы ответить не могла. Дело, которым я была занята, требовало завершения. Когда, наконец, я освободилась, смогла помыть руки и подойти к телефону, звонков было уже пять, или шесть. Звонила моя школьная подруга. Общаемся мы с нею довольно часто, но так настойчива она бывает только, если случилось нечто экстраординарное.

Сердце мое сжалось от нехорошего предчувствия. В нашем возрасте такая настойчивость ничего хорошего не предвещает. Даже в более светлые, советские времена ничего хорошего от такой настойчивости подруги ждать не приходилось.

В первый раз такой звонок прозвучал, когда хоронили ее мужа... Правда, тогда звонила не она сама, а наша общая знакомая и совсем по другому поводу. Женщина просила меня найти в Москве лечащего врача ее мамы, проконсультироваться с нею и срочно перезвонить в Таганрог. Состояние больной ухудшилось и близкие были в панике. Я тут же отправилась тогда выполнять просьбу.

Но, в заключение нашего телефонного разговора женщина спросила, знаю ли я Свету М., тут она назвала имя, и получив утвердительный ответ, сообщила, что мужа моей подруги в эти минуты хоронят…

Во время учений по отработке бомбометания, над полигоном, столкнулись два истребителя-бомбардировщика – ведущий и ведомый. Все три летчика погибли. Ведомый шел на «спарке».  Так вот, междугородний звонок тогда звучал именно так.

Второй раз я услышала этот звук, когда в Харькове умер мой отец, и брат звонил, чтобы сообщить мне скорбную весть, договориться о моем приезде и согласовать сроки… Этот второй звонок раздался у меня в столице очень поздно и звук его не был похож ни на один из тех, то звучат обычно…

В третий раз этот звук вместе с совершенно необъяснимой тревогой в сердце моем прозвучал, когда у подруги, вскоре, после гибели мужа, погибла дочь… В общем, ничего хорошего от такой настойчивости подруги я уже не ждала, поэтому сразу попыталась перезвонить ей.  Трубку никто не брал.

Я продолжила заниматься своими делами, но звонок не заставил себя ждать.

- Привет, - сказала подруга. У меня для тебя печальная весть.
Я напряглась. Чье имя прозвучит на этот раз?
 
- Умерла Таня Егорова…

Таня – наша одноклассница. После школы мы общались не часто, но со школьных времен память об этом человеке осталась светлая. Во-первых, еще с самых младших классов в Таню были влюблены, если не все, то добрая половина наших мальчиков.
Причем сама она ничего для этого не делала. Это было как-то само собой разумеющееся. Девочка была симпатичная, общительная, но, все-таки, на любителя. Она никогда не была отличницей, иногда смотрела на одноклассников с некоторым пренебрежением, но случалось это не часто, проскальзывало лишь изредка.

Насколько я помню, папа у Тани работал где-то на партийной работе, был похож на преуспевающего киноартиста, с семьей не жил, но материальных проблем у семьи не было. Одевали Таню хорошо, можно сказать красиво и дорого, тем более, для тех времен.  До сих пор помню ее шикарное песочного цвета ворсистое пальто, то ли из верблюжьей шерсти, то ли из ламы, с большими накладными карманами… Позже такие австрийские пальто в стране появились, но тогда это были единичные, эксклюзивные экземпляры.

Во всех школьных проказах Егорова участвовала наравне со всеми. Иногда была заводилой. Тихоней и паинькой она не была. Если в классе случался какой-то стихийный спор, или просто диспут, Танин голос перекрывал все другие голоса.

Если же с классом надо было провести какую-то работу, учителя вполне могли воспользоваться авторитетом Тани Егоровой. Ребята ее слушали. Но более всего имя моей одноклассницы у меня и сегодня ассоциируется с известной всем советским детям и взрослым, песней «Орлёнок».

У Тани был довольно звонкий голос, и она отлично выдерживала мелодию. Даже без аккомпанемента. Она пела про умирающего Орлёнка так, что каждый раз к горлу подступал ком. Сколько раз умирал в нашем классе этот героический Орлёнок, я сказать нее могу, но свою реакцию на Танино пение помню по сей день. Наверное, это и было тогда наше советское воспитание.
 
Вскоре после школы Таня вышла замуж за высокого, стройного, красивого нерусского парня, учившегося в нашей же школе на год старше нас. В нашем районе, на Свободе он был личностью довольно известной. Насколько я помню, какие-то годы он был связан с местной футбольной командой «ТОРПЕДО» …

По слухам мы знали, что у Тани родился и растет сын. И, кстати, в этом браке Таня с мужем прожили всю жизнь, хотя в начале этого союза прогнозировать такое развитие событий было довольно проблематично. Оба были яркие, харизматичные и
довольно самостоятельные. Но судьбы наши пишутся на небесах.

Таня прожила со своим мужем счастливую жизнь. Она окончила пединститут, у нее была хорошая, счастливая семья. В доме всегда был достаток. Ей всегда было, где жить, причем, с комфортом. Во взрослом уже возрасте, они отстроили с мужем большой, удобный дом… Она оставила на Земле сына…

Последняя наша встреча состоялась лет 10–15 назад, в Приморском парке, где давно стали большими деревья, которые мы с классом когда-то сажали…  Было очень интересно, подходя к небольшой кучке собравшихся, в немолодых людях угадывать знакомые когда-то черты…  Таня, на мой взгляд, сохранилась гораздо лучше всех остальных ребят. Ее хулиганистый характер и внешний вид, ее острый язык, остались при ней. Видеть моих одноклассников мне было очень приятно. Поляну тогда накрыли здесь же, в Приморском парке, в тени, на траве…
В песне об Орлёнке есть такие слова:     Орленок, орленок, идут эшелоны,
                Победа борьбой решена
                У власти орлиной орлят миллионы,
                И нами гордится страна!

Мне жаль, что эту мою страну так бездарно продали в 1991 году.

А Таню Егорову, как и других моих школьных товарищей я помню всегда. Потому что это и моя жизнь. Жаль, что я не могу рассказать обо всех моих одноклассниках. А там есть о чем рассказать.


Гена Дрябжинский, например, после окончания военного училища всю жизнь проработал на Байконуре. Много лет спустя, после окончания школы, уже в Москве мы с ним однажды, совершенно случайно, вошли в одну дверь в метро.
На библиотеке имени Ленина. Гена и сам-то двух метров ростом, был в какой-то длиннющей шинели....
Женька Бачурин – классный наш нарушитель порядка и хулиган, стал – авторитетным, очень известным в городе хирургом. Причина его смерти неизвестна до сих пор. Он заразился во время операции. Никакие исследования объяснения не дали.
Витя Головин – один из самых тихих и воспитанных наших мальчиков стал военпредом, связал свою жизнь с армией.
Толя Редин – стал часовых дел мастером.
Лёня Повальный – красавец, личность абсолютно выдающаяся, окончил МИФИ, стал физиком.
Ира Замятина не успела стать никем, зато оставила после себя на Земле двоих детей… рано вышла замуж...
Вика Гусева преподавала или преподает? иностранные языки в Вузе…
Галя Лапенко… наш комсорг. В моем представлении Галя была идеальным комсоргом. Это буквально классический образ комсомольского вожака. Скромный, исполнительный, педантичный. Причем, когда все делает от души, по-настоящему.

Мы ничего не знали о ней. Могилу обнаружили случайно, на закрытом уже городском кладбище, когда приехали туда совсем по другим делам.

В общем, если бы была такая возможность, рассказать о нашем классе есть что. Даже о Толе Куровченко есть в сети материал. Я обнаружила его случайно. Личность это трагическая, но уникальная. Толя, несмотря ни на что, прожил свою жизнь достойно. А в классе Куровченко и Бачурин были первыми нарушителями спокойствия и дисциплины.
Ну что ж, земля пухом нашей Тане Егоровой, - интересной девочке из моего класса, земля пухом моим дорогим одноклассникам, покинувшим этот мир. Время не остановишь, поэтому откладывать свою жизнь нельзя даже на завтра. Это завтра может не наступить, и ваше желание так и останется не исполненным.
Живите здесь и сейчас... Пока вы живы, все в ваших силах. На самом деле никаких рамок для вас нет, если вы не придумаете их сами. Ваша задача - успеть тать счастливым не этой Земле. Все другое - прах. Пустые условности, которые никого не интересуют кроме вас самих.
Здоровья и долгих лет всем живущим. Спасибо, что были в моей жизни. Я не верю словам нашего классного руководителя - Семена Николаевича, что вы все, единодушно проголосовали против моего принятия в Комсомол. Этого просто не может быть.

«ОРЛЕНОК» слова В. Белого, музыка А. Шведова

Орленок, орленок, взлети выше солнца
И степи с высот огляди.
Навеки умолкли веселые хлопцы
В живых я остался один.

Орленок, орленок, блесни опереньем,
Собою затми белый свет.
Не хочется думать о смерти, поверь мне,
В шестнадцать мальчишеских лет.

Орленок, орленок, гремучей гранатой
От сопки врага отмело,
Меня называли орленком в отряде,
Враги называют орлом.

Орленок, орленок, мой верный товарищ,
Ты видишь, что я уцелел,
Лети на станицу, родимой расскажешь,
Как сына вели на расстрел.

Орленок, орленок, товарищ крылатый,
Ковыльные степи в огне,
На помощь спешат комсомольцы - орлята
И жизнь возвратится ко мне.

Орленок, орленок, идут эшелоны,
Победа борьбой решена
У власти орлиной орлят миллионы,
И нами гордится страна!


.


Рецензии