Возвращать нельзя переименовывать
Игорь Александрович МАНГАЗЕЕВ
10 июня 2025 года в Тверской городской библиотеке имени А.И. Герцена состоялась презентация книги «Человек интересного времени», изданной под редакцией Александра Булычёва, председателя совета стариков Тверского станичного казачьего общества. По существу, это был мемориальный вечер, посвящённый 90-летию со дня рождения Сергея Леонтьевича Киселёва (1935 – 2024) – человека, фактически переименовавшего город Калинин в Тверь.
Своими воспоминаниями о С.Л. Киселёве поделились видные общественные деятели Верхневолжья Владимир Суслов, Лилия Корниенко, Анатолий Боченков, Валерий Плёнкин, Татьяна Пушай и ряд других общественных деятелей, перепечатаны статьи из некоторых тверских СМИ. Безусловно, Сергей Киселёв достоин такого внимания. Как отметил на встрече последний председатель облисполкома Владимир Суслов, образованный и высокоэрудированный Сергей Киселёв, с нравственными началами, был человеком государственным, а решения принимал не любой ценой: «Замысел книги – очень правильный: рассказывать о человеке надо тем, кто его видел и знал».
Мне, не раз встречавшемся с Сергеем Киселёвым, писавшем о нем, хотелось бы напомнить о событиях 35-летней давности. 19 июля 1990 года на первой полосе газеты «Калининская правда» были опубликованы два указа, подписанных 17 июля председателем Верховного Совета РСФСР Борисом Ельциным. Содержание каждого умещалось в две строчки: «Переименовать город Калинин в город Тверь» и «Переименовать Калининскую область в Тверскую область». Предельно ясно! Честь и хвала первому секретарю Калининского горкома КПСС Сергею Киселёву, нашедшему удобный момент во время заседания правления Союза городов.
Новоявленные тверичи доказали свою самостоятельность и смелость, утерев нос городам-миллионникам: Горький был переименован в Нижний Новгород лишь 22 октября, а Куйбышев, Ленинград и Свердловск – вообще в 1991году, причем на картах до сего дня существуют Ленинградская и Свердловская области, Горьковская и Куйбышевская железные дороги.
Некоторые сложности возникли позднее, но их мало кто предвидел. Напомню только, что инициативная группа «Возвращение» с момента своего образования весной 1988 года выступала не за переименование, а за возвращение исторического названия, то есть за отмену Постановления Президиума ЦИК «О переименовании г. Твери в г. Калинин». Да какая разница, искренне воскликнет читатель! Разница, тем не менее, есть, и существенная. Возвращать можно лишь то, что было. Но власти предержащие это правило соблюдали (и соблюдают) далеко не всегда и не везде. А что!
Прецедент же создан и очевиден. В результате Днепропетровск, превратился не в Екатеринослав, а в Днепр, Красноводск – в Туркменбаши, а Акмолинск – в Астану, потом в Нур-Султан, позднее опять в Астану. Фантазия неистощима!
Российские императоры, между тем, не увлекались переменой названий, такое случалось преимущественно в форс-мажорных обстоятельствах. Екатерина II переименовала Яицкий городок в Уральск из-за крестьянской войны Емельяна Пугачёва, угрожающей самому существованию правящей династии. Город Кийское, где людям кружила голову золотая лихорадка, Александр II переименовал в Мариинск. А Санкт-Петербург 31 августа 1914 года обрел благозвучное название Петроград на волне патриотических настроений, «немецкое» название города посчитали чуждым в условиях войны с Германией.
К слову, считается, что Кёнигсберг 4 июля 1946 года стал Калининградом в честь «всесоюзного старосты» Михаила Калинина, умершего 3 июня того же года. Это не совсем так. Просто тогда все в Кёнигсбергской области еще помнили, что в освобождении Восточной Пруссии участвовали войска 1-го Прибалтийского фронта, а это бывший Калининский фронт. Сегодня благополучно существуют и Калининград, и Калининградская область, правда, юные их жители связывают эти названия с ягодой-калиной.
Беда в том, что властители, руководствуясь благими побуждениями, нередко – конъюнктурными соображениями, переименовывают всё что угодно, хоть исторические названия, хоть доисторические. Вот что по этому поводу говорит Аскольд Львович Власов, активист группы «Возвращение» и Тверского клуба краеведов, в прошлом – инженер-геоботаник «Росгипрозема»:
– Когда Михаил Иванович Калинин 20 ноября 1931 года подписал постановление президиума ЦИК, Тверь была всего лишь районным центром Московской области, одним из многих. Огромная Калининская область создана намного позднее – 29 января 1935 года. Такого административно-территориального новообразования раньше вообще не существовало, в центре России областей как таковых не было вовсе, только на окраинах империи. Пределы Тверского княжества, даже Тверской губернии, близко не совпадали с границами Калининской области. Поэтому и возвращать Калининскую область тут было нечего. «Возвращенцы» в большинстве своем отнеслись к переименованию области благосклонно, но без экзальтации.
Это был сюрприз, нежданчик, причем документы о переименовании области подготовил и передал Борису Ельцину уроженец Тургиновского района! Им был председатель Калининского облсовета народных депутатов Михаил Александрович Шестов. Он родился 16 августа 1933 года в деревне Большие Горки Тургиновского района Московской области. Область Шестов сумел переименовать, а вот родной район (Тургиновский район в 1963 году влился в Калининский) не смог. Знаете почему? Тут надо отдать должное энергии зампреда Калининского райсовета народных депутатов Ларисы Дмитриевны Садэль, тоже, заметим, уроженки Тургинова. Пожалуй, именно ее общественно-политические взгляды сохранили, в конечном итоге, топоним «Калининский район» (ныне Калининский округ), да и название нашей «районки» – газеты «Ленинское знамя».
– Действительно, заслуги Киселёва и Шестова в том, что Ельцин подписал указы, неоспоримы. Но почему же они тянули так долго? – сетует Аскольд Власов.
Почему, понятно, не позволяла партийная дисциплина! Если мы посмотрим номера газеты «Правда» за июнь 1991 года, то, к своему удивлению, обнаружим, что весьма креативный Михаил Горбачёв был против переименования Ленинграда. 12 июня 1991 года по решению Ленсовета проводился опрос жителей о переименовании города, и Горбачёв считал: «Я твердо убежден, что нет ни нравственных, ни политических оснований для его изменения».
Однако у калининцев уже проснулась собственная гордость. Группа «Возвращение» во весь голос говорила о великом князе Михаиле Тверском и его противостоянии Москве. Первый редактор популярной газеты «Вече Твери» Евгений Николаевич Шимин в своих «Записках газетчика» отмечает: «Под влиянием общественного мнения 14 ноября 1989 года объединенная сессия Калининского городского и районных советов народных депутатов приняла решение о возвращении городу древнего имени Тверь. Но это решение было торпедировано консервативным большинством областного совета». А в июне 1990 года Калининский горсовет подтвердил свое прежнее решение, дозрела и номенклатура. 27 июня 1990 года 2-я сессия облсовета практически единогласно приняла решение «О восстановлении наименования города Тверь и переименовании в связи с этим Калининской области в Тверскую».
Киселёв и Шестов рискнули пойти против Горбачева в то время, когда авторитет Генсека ЦК КПСС был еще достаточно высоким, могущество – очевидным, а до путча ГКЧП оставалось больше года. Тем не менее, то «интересное» (см. название книги А. Булычёва) время было очень драматичным, страсти кипели, тут Владимир Антонович Суслов абсолютно прав.
Драматизм ситуации заключался и в том, что компартия уже теряла свою авангардную роль. Знаменитый флорентиец Николо Макиавелли как-то сказал: «Не можешь победить толпу – возглавь ее». А генералиссимусу Суворову приписывается (возможно, ошибочно) фраза: «Если ты не можешь предотвратить безобразие, нужно его возглавить» – и куча вариаций на эту тему. Что ж, получилось!
Но если меня спросят, кто же первым в аудиториях, на улицах и в трудовых коллективах начал пропагандировать возвращение древнего названия Тверь, я назову двоих. Это были создатель и руководитель группы «Возвращение», инженер экскаваторного завода Александр Николаевич Балин, и «политрук» группы, старший преподаватель Калининского госуниверситета Юрий Алексеевич Шарков. Их имена еще будут написаны золотом на мраморе.
(Данная статья первоначально опубликована в газете «Ленинское знамя» Калининского муниципального округа Тверской области. – №24 (12162), 20 июня 2025 г. – С. 7. В статью внесены небольшие орфографические поправки, не меняющие ее смысла.)
Свидетельство о публикации №225062501374