Аффективное Содержание

Психоаналитическая «рамка» – эти надежные берега регулярности сеансов, четких временных и пространственных границ, правила свободных ассоциаций и технической нейтральности аналитика – создает уникальную сцену. На ней зарождаются потенциально «реалистичные», «объективные» объектные отношения. Представьте: аналитик – внимательный, глубоко участливый, но объективный слушатель, свято уважающий автономию пациента. Пациент – человек, ищущий помощи в расшифровке лабиринтов собственного бессознательного. Эта здоровая основа, зиждущаяся на восприятии аналитика как знающего, доброжелательного и непредвзятого, – фундамент всего процесса. Она включает и реалистичное видение его человеческих черт!

Но подлинная глубинная работа начинается с регрессии. Она не случайна! Это следствие кропотливой интерпретации защит, обычно ограждающих пациента от такого погружения. И вот – трансформация! Объектные отношения сдвигаются. Из «реалистичных» они превращаются в поле, управляемое мощной констелляцией переноса-контрпереноса. Здесь царят бессознательные конфликты пациента – его защитные механизмы и скрытые импульсы. Это уже иное измерение – аффективное содержание бьется в самом сердце переноса. Оно радикально отличается от первоначального ощущения безопасности, порожденного «реальными» отношениями рамки. Это живая, пульсирующая энергия.

Аффективная Доминанта: Дирижер Сеанса

Каждая сессия – сложный сплав:

1.  Остатки «объективности»: Отголоски тех самых реалистичных отношений, заданных рамкой.

2.  Доминанта переноса: Объектные отношения, окрашенные главным трансферентным паттерном.

3.  Сиюминутный аффективный лидер: Отношения, соответствующие теме, эмоционально захватившей сейчас, здесь.

Чаще всего пульс аффекта и ритм переноса совпадают. Это ясно сигнализирует аналитику: интерпретировать нужно именно то, что бурлит в переносе, окрашенное этим самым аффективным содержанием! Но бывает иначе. Иногда эмоциональный взрыв касается внешней ситуации – истории о ком-то другом, действии. Или – на фоне привычного переноса – острый жизненный конфликт пациента выстреливает иным, мощно заряженным аффектом, временно затмевая перенос. Тогда дирижерская палочка – у этого нового аффективного содержания, оно и определяет фокус интерпретации. Перенос уходит на второй план!

Сопротивление, Пустота и Тайный Канал

Попытка обсудить "внешнее" может натолкнуться на стену. Трансферентное сопротивление вдруг вырастает, искажая коммуникацию. Аффект резко смещается – теперь он сфокусирован на самом сопротивлении, на переносе. Аналитику приходится работать именно с этим, прежде чем вернуться к исходной теме. У пациентов с тяжелой патологией (нарциссической, параноидной, шизоидной) это проникновение переноса тотально. Весь материал немедленно резонирует с ним.

Еще сложнее, когда аффективное содержание словно испаряется. Особенно при нарциссизме. Мощные защиты против переноса могут разрушить даже изначальную «объективность». Комната наполняется ледяной пустотой. Отношения становятся механическими, безжизненными, дегуманизированными. Нет искры! Это то самое «пространство», описанное Винникоттом – пространство, где должны рождаться живые фантазии, насыщенные аффектом. Его исчезновение – крик души! Аналитик, чувствуя это через контрперенос (свой «третий канал» восприятия, помимо слов и жестов пациента), понимает: сама эта пустота – и есть мощное, невидимое аффективное содержание. Защита от невыносимого импульса! Интерпретировать нужно именно это отсутствие, эту защиту.

У невротиков вербальное и невербальное обычно дают ключи. Но при глубокой регрессии или тяжелой патологии контрперенос становится главным компасом. Он помогает нащупать скрытое аффективное содержание, понять доминирующую эмоциональную диспозицию и связанные с ней объектные отношения. Это не просто фон – это сама музыка анализа, его живая, подчас неистовая, душа. Понимание его языка – ключ к исцелению.

#АффективноеСодержание


Рецензии