Кофемолка мышления
Есть привычка, которая делит людей на две категории: одни по утрам пьют чай, другие пьют кофе. Конечно, бывают «особенные дни», когда чай вместо кофе или кофе вместо чая – под настроение. Или, перепив кофе в юности, настолько раскачиваешь сердечную мышцу, что приходится отдавать предпочтение чаю, руководствуясь инстинктом самосохранения. В конце концов, у всех бывают дни, когда утром рука тянется не к чаю или кофе, а к бокалу холодного пива (шампанского, джина с тоником или к рюмке крепкого – кто чем привык поправлять здоровье).
Ныне я пью чай, а вот прежде, в гедонистическую юность мою, отдавал предпочтение кофе. Да-да, со всеми сопутствующими «усугубителями»: сигареты, секс, коньяк.
Кофе я пил крепкий, грубого помола, заваренный либо в джезве (если дома), либо в чашке (если на работе). А в тех ресторанчиках, где я был завсегдатаем, к бурой сотке коньяку мне подавали кофейные зерна на блюдце – загрызать дубовую спиртозность.
Но сказ мой вовсе не про чай да кофе и даже не про слезящийся по стенкам снифтера тягучий душистый коньяк. Все это лишь длинная и пусть себе неказистая подводка к другой теме – теме мышления.
Когда мы анализируем происходящее или решаем насущную проблему, мы оперируем некими знаниями («кофейными зернами») – только что обретенными (из новостных лент или из специальной, прочитанной по случаю литературы) или же хранящимися на полках памяти.
Все, что мы читаем, узнаем, видим, слышим, впитываем с впечатлениями на протяжении жизни, вся конкретная или отвлеченная информация – все это отправляется в «кофемолку» нашего опыта, фасуется по мешкам, маркируется и складируется до нужного момента. Эта «кофемолка» у одних работает постоянно, то ускоряя, то замедляя обороты, а у других даже не распакована, так и ржавеет в фабричной коробке.
II
Когда возникает необходимость выполнить интеллектуальную задачу, ответить на поставленный обстоятельствами вопрос, сформировать суждение, мы обращаемся к складам с мешками перемолотого за нашу сознательную жизнь «кофе» - к знаниям, умениям, навыкам. Человек, чьи склады пополнялись регулярно, а «кофемолка» трудилась без перебоев, сидит с чашкой ароматного напитка, в основе которого – многокомпонентный «купаж» («бленд», «ассамбляж», «букет»). Тот, кто от случая к случаю закидывал на склад товар, да и то - сомнительного качества и от недобросовестных поставщиков, вынужден грызть по одному горькие немолотые зерна.
Раскрою метафору: знающий человек обрабатывает поступающую информацию комплексно, опираясь на фундамент накопленного опыта; ограниченный человек обрабатывает информацию примитивно – «у меня есть мысль, и я ее думаю». Все вбросы и фейки, вся деза и пропаганда направлены исключительно на тех, кому недоступен насыщенный, разнообразный букет купажированного напитка, на тех, кто волей-неволей обречен грызть одинокие зерна, разбросанные по столу в заданном порядке. Такие зерна не выведут из темного леса, как спасительные камешки, что бросал по дороге Гензель, а приведут в конце концов к дому коварной людоедки.
Упертое «обсасывание» одной мысли, одной проблемы, одной новости чаще всего направляет к ложным выводам и в результате заводит в тупик. Более эффективным, как правило, оказывается рассеянное «думание обо всем», когда в основу суждения (анализа, понимания, решения) ложатся компоненты разных «вкусов» - с разных полок, из разных мешков, из разных областей знаниий. Привыкший к труду механизм принятия решений сам подтягивает нужные ингредиенты в «джезву» поставленной задачи. То, что называют наитием, интуицией, озарением, на самом деле – отлаженная до автоматизма работа вашего внутреннего «кладовщика», который знает, что, в каком количестве и с какой полки намешать в вашу сегодняшнюю чашку утренних кофейных (или чайных) раздумий. .
Свидетельство о публикации №225062501889