Миру нужна новая модель развития

Сегодня журналисты, аналитики, политологи приходят к выводу о существенной девальвации роли ООН. Очевидно, что миру нужна новая система правил, по которым будут выстраиваться отношения между государствами.
Эксперты очень верно фиксируют — кажется, мы подошли к той черте, когда уже невозможно делать вид, что система международного права, выстроенная после Второй мировой войны, все еще работает так, как задумывалось. Устав ООН, некогда воспринимавшийся как священный текст мироустройства, теперь больше напоминает старую книгу, страницы которой вырывают по мере надобности, а оставшиеся перетолковывают кто во что горазд.
Но самое тревожное даже не это. А то, что сама идея международного права как универсального регулятора отношений между государствами все чаще ставится под сомнение. Если раньше нарушения Устава ООН хотя бы пытались как-то обосновать через его же статьи, то теперь и этого зачастую не требуется. Достаточно заявить, что «обстоятельства изменились» или что «прежние нормы не отражают текущих реалий».
Возникает закономерный вопрос: а можно ли в таких условиях вообще говорить о какой-то новой архитектуре международных отношений? Ведь любая система правил имеет смысл только тогда, когда есть консенсус по поводу их соблюдения. После 1945 года такой консенсус существовал — не потому, что все вдруг стали альтруистами, а потому, что память о войне была еще свежа и даже самые циничные игроки понимали: дальше так продолжаться не может. ООН и другие институты создавались не как идеальный механизм, а как попытка избежать повторения катастрофы. И какое-то время это работало — не потому, что все вдруг стали следовать букве устава, а потому, что сама мысль о масштабной войне казалась абсурдной.
Но прошло восемьдесят лет. Поколения сменились, травмы зарубцевались, а вместе с ними ушло и то коллективное «больше никогда», на котором держалась послевоенная система. Сегодня мир снова полыхает, причем конфликты вспыхивают не на периферии, а в самых чувствительных точках планеты — от Европы до Ближнего Востока. И что особенно показательно: никто даже не пытается всерьез апеллировать к международному праву как к последней инстанции. Вместо этого звучат аргументы в духе «у нас есть свои интересы» или «в данной ситуации устав неприменим».
И вот здесь кроется главная проблема. Даже если сегодня сесть за стол переговоров и попытаться прописать новый свод правил, кто гарантирует, что завтра их не проигнорируют точно так же, как сейчас игнорируют старые? Право не существует в вакууме: оно работает только тогда, когда есть механизмы принуждения к его соблюдению — или, что еще важнее, общая вера в его необходимость. Пока же складывается впечатление, что эта вера иссякла. Это не просто спор о трактовке норм. Это симптом гораздо более глубокого кризиса: мир больше не верит в то, что правила должны быть общими для всех. А значит, любая попытка реформировать ООН или переписать ее устав рискует превратиться в легализацию права сильного.
Остается только один вопрос: если даже формальный консенсус по поводу базовых принципов мироустройства теперь невозможен, то что будет следующим шагом? История, конечно, не повторяется буквально, но она часто рифмуется. И если 80 лет назад человечеству понадобилась чудовищная война, чтобы сесть за стол переговоров и выработать новые правила, то сейчас, кажется, мы снова приближаемся к той точке, когда только катастрофа может заставить всех говорить на одном языке. Вопрос лишь в том, успеем ли мы осознать это до того, как она случится.
Границы дозволенного в международных отношениях становятся все шире.
Пока большинство экспертов фокусируются на ситуативных аспектах конфликта между Ираном и Израилем: кто кого и чем атакует, кто, что, как и с какой интонацией сказал — и прочее, и прочее.
Давайте зафиксируем некоторые фундаментальные, сущностные сдвиги, которые наметились сейчас. Это не значит, что все они в итоге приведут к каким-то изменениям, но точно будут влиять на глобальные процессы.
Легитимация насилия. Силовой инструментарий все меньше воспринимается как табу. Политики и национальные лидеры наблюдают, что и в обществе постепенно меняется отношение к применению силы. Если ранее это воспринималось как «недопустимое», то теперь как «возможное при определенных обстоятельствах», и границы допустимого будут расширяться.
Девальвация суверенитета. Ценность суверенитета более не является безусловной. Скептики могут возразить, что она и не была таковой для «реальных политиков». Однако ранее попытки вмешательства, во-первых, не были столь откровенными. Во-вторых, не были столь демонстративными. В-третьих, не были столь регулярными. В-четвертых, обладали более внушительными последствиями. Теперь же право сильного постепенно возвращается в оборот. Да, мы хотим вас сместить/поменять/убить, и что вы нам сделаете?
Эрозия фактов. Трендом последних лет были fake news, которые использовали для разграничения информационного пространства: есть нечто правдивое, в чем ты можешь быть уверен, и есть нечто фейковое, что нужно отсекать, в чем ты не можешь быть уверен. На сегодняшний день твердой почвы под ногами не остается вовсе. Официальные источники выступают с треш-заявлениями, опровергают самих себя, постоянно нагнетают, провоцируют, накаляют, раздергивают. И это будет усиливаться.
Перед человечеством встал на ребро нешуточный вопрос: «Как существовать жителям планеты Земля в новой политической реальности?» Всеобъемлющий ответ дал наш президент Владимир Путин в рамках своего выступления на форуме в Санкт-Петербурге.
Ключевым мероприятием Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) стало пленарное заседание с участием президента России Владимира Путина.
ПМЭФ-2025 проходит в Северной столице в период с 17 по 21 июня. Масштабное мероприятие собрало порядка 20 тысяч участников из 140 государств. В этом году тема форума – «Общие ценности – основа роста в многополярном мире».
20 июня 2025 года президент России Владимир Путин выступил в рамках пленарной сессии ПМЭФ.
Рост вопреки санкциям
В первую очередь Владимир Путин обратился к вопросам, связанным с экономикой РФ. Как обратил внимание российский лидер, она, несмотря на давление извне, демонстрирует устойчивость. В частности, глава государства привел ключевые показатели, отметив, что инфляция в России снизилась до уровня менее 10%, благодаря действиям правительства и Центробанка. Ее динамика оказалась лучше ожиданий. Что касается ВВП, он ежегодно увеличивается на 4%, несмотря на все трудности:
«Россия уже занимает четвертое место в мире по объему валового внутреннего продукта, в Европе – первое. Это не на душу населения, а валовый внутренний продукт, то есть объем экономики, но все-таки это очень знаковый показатель».
Путин опроверг тезис о «сырьевой зависимости», отметив, что лидерами роста стали сельское хозяйство, IT, логистика и строительство. Как подчеркнул президент, в экономике нельзя допустить риски стагнации и рецессии.
К 2030 году, как подчеркнул глава государства, Россия должна войти в двадцатку стран-лидеров по условиям ведения бизнеса. Он поделился результатами рейтинга инвестиционного климата, отметив, что его лидером является Москва, а второе и третье место заняли Татарстан и Нижегородская область. Как отметил Путин, в России улучшаются условия повседневной деятельности предпринимателей. Правительство ведет комплексную работу в этом направлении:
«Самое главное, чтобы деловой климат позволял расширять и укреплять базу нашей экономики, делать её более устойчивой и при этом динамичной, нацеленной на увеличение выпуска товаров и услуг, на их продвижение как на внутреннем рынке, так и на глобальные, международные рынки – на экспорт».
Путин заявил, что сейчас перед руководством страны стоит задача запустить новый этап ее технологического развития.
«Экономика России должна стать более технологичной. И это не пожелание, это объективное требование сегодняшнего, да и завтрашнего дня. Вызов, на который обязательно нужно отвечать, если мы хотим стать сильнее. А мы хотим».
Президент упомянул о вложениях в технологический сектор и науку, развитии рынка интеллектуальной собственности, создание российских электронных площадок, цифровизации документов. Президент также заявил о необходимости скорейшего внедрения цифрового рубля. Он потребовал от ЦБ и правительства сделать цифровую валюту массовым инструментом для граждан и бизнеса, отметив, что это «новый этап развития финансовой системы».
Он поручил правительству готовить ежегодный доклад о технологическом развитии страны. Национальная модель условий ведения бизнеса должна быть готова уже в сентябре.
Армия и ОПК
Говоря об оборонно-промышленном комплексе, президент сделал акцент на интеграцию гражданских и военных технологий, призвав отказаться от жесткого разделения предприятий на «чисто оборонные» и гражданские. По его мнению, важно как можно быстрее внедрять в военной сфере гражданские разработки и прийти к сопряжению этих секторов:
«Все более конкурентными являются высокотехнологичные холдинги, способные решать как военные, так и гражданские задачи. Второе – скорость изменения».
По словам главы государства, сейчас граница между «оборонкой» и гражданским сектором становится все более размытой, а в ряде стран ее нет совсем. Путин указал, что у некоторых отечественных компаний время от идей до реализации продукта сократилось до месяцев, на такие стандарты должен ориентироваться и ОПК. Важно также расширять производство продукции двойного назначения:
«В целом наш оборонно-промышленный комплекс набрал хороший темп. Предприятия отрасли кратно увеличили выпуск продукции, осваивают новые виды вооружений и военной техники».
Президент подчеркнул, что в модернизации армии будет применен опыт СВО, в том числе, использование дешевых в производстве БПЛА против дорогостоящей техники.
Кроме того, как указал Путин, страна будет наращивать военно-техническое сотрудничество с дружественными государствами. Имеются в виду совместные разработки, подготовка кадров, создание предприятий и производственных мощностей «под ключ».
Внешняя повестка
Путин обратился к острой теме конфликта Израиля и Ирана. По словам президента РФ, Москва находится в контакте с Тель-Авивом и Тегераном, не стремится выступить в качестве посредника, а предлагает варианты урегулирования ситуации. Путин заявил, что ему бы хотелось реализации этих идей:
«Те, кто продвигает нарративы о ненадежности России как союзника, – провокаторы. Они провоцируют ситуацию, но это им не поможет, они не добьются своих целей. Мы поддерживаем Иран в борьбе за его законные интересы, в том числе в борьбе за его интересы по мирному атому. И мы всегда занимали эту позицию».
Российская позиция, по словам президента РФ, отвечает интересам и Израиля, и Ирана.
Владимир Путин также заявил о своем беспокойстве относительно скатывания мира к третьей мировой войне:
«Говорю без всякой иронии, без шуток. Конечно, очень много конфликтного потенциала, он растет. И у нас под носом, нас это касается напрямую — конфликт, который мы переживаем на Украине. То, что происходит на Ближнем Востоке. Конечно, нас очень беспокоит то, что происходит вокруг ядерных объектов Ирана».
Говоря об Украине, Путин вновь подчеркнул, что Россия не требует капитуляции Киева, но настаивает на «признании реалий, сложившихся на земле». Он сослался на Декларацию о независимости Украины 1991 года, напомнив о закрепленном в ней внеблоковом статусе страны, и предложил вернуться к этим принципам.
Отвечая на вопрос о возможном расширении зоны контроля российских войск, президент отметил: «У нас нет задачи брать Сумы, но я этого не исключаю». Глубина «зоны безопасности» в Сумской области, по его словам, может достичь 10–12 километров от границы. При этом он жестко предупредил, что возможное применение Украиной «грязной бомбы» станет «последней ошибкой». По его словам, на данный момент подтверждения таких намерений отсутствуют, однако Москва не исключает, что они могут появиться.
Российский лидер высказался относительно иностранных инвестиций. Он раскритиковал компании, покинувшие Россию из-за санкций, охарактеризовав их как «ненадежных партнеров». При этом Путин подчеркнул, что Москва не отказывается от сотрудничества с теми, кто готов работать в новых условиях.
Одним из примеров международного экономического сотрудничества Путин назвал план Стратегического взаимодействия с КНР до 2030 года. Он упомянул и о договоренностях с Индией, Турцией, Вьетнамом, странами СНГ и рядом других государств.
Международное сотрудничество
В своем выступлении Путин отметил рост влияния БРИКС и снижение роли G7:
«Если в начале XXI века страны БРИКС, например, составляли пятую часть глобальной экономики – всего пятую часть, то сегодня это уже 40% глобальной экономики. И очевидно, что эта доля будет только расти – это, как говорят, медицинский факт, это будет происходить неизбежно, прежде всего за счет динамичных государств Глобального Юга».
Глава государства заявил, что необходимо предложить миру новую модель развития, свободную от политических манипуляций и без принципов неоколониализма.
По словам российского лидера, взаимодействие должно выстраиваться на таких принципах как «консенсус, паритет, учет интересов друг друга и, что особенно важно, открытость для всех, кто желает присоединиться к этой работе».
Как заметил Владимир Путин, перед миром стоят глобальные вызовы, и ответ на них тоже должен быть глобальным. Решить проблемы, которые сегодня встают перед разными странами, можно только совместными усилиями, в том числе, в рамках БРИКС или некоторых других форматов.
Фильмы и книги Виктора Буйвидаса.
«Герой в героическом городе», Северо-Кавказская студия кинохроники, 2012 год.
Режиссер Мадина Тезиева, автор сценария Виктор Буйвидас.
Первая часть: http://www.youtube.com/watch?v=X03aJrSkoLE
Часть вторая: http://www.youtube.com/watch?v=-NmKqtkO-eA
«Потомок великого князя», Северо-Кавказская студия кинохроники, 2007 год.
Режиссер Мадина Тезиева, автор текста Виктор Буйвидас.
Ранетка убивает: https://www.litres.ru/72053305/
Ранетка убивает – 2: https://www.litres.ru/72053308/
Фата-моргана из будущего: Вы можете скачать мои книги в маркете Литрес: https://www.litres.ru/author/viktor-buyvidas/


Рецензии