К оружию или Манхэттенский проект по-казански

Часть 1. Гонка вооружений.
Недавно остался позади год 1985-й, «железный занавес» ещё не пал, агрессивный блок НАТО продолжал угрожать миролюбивому блоку стран Варшавского договора. Напряженность вела к усилению гонки вооружений. Не обошла эта проблема и вполне мирный по меркам Казани тех лет микрорайон с книжным магазином и, само собой, местной «конторой».
На сборах одного возраста пацаны выразили озабоченность обстановкой в мире в целом и Казани в частности. До всех дошла весть, что в других районах пацаны наладили выпуск оружия, для производства которого требовались: использованные баллончики для «газировки»; сера от спичек… И еще пара ингредиентов, о которых я умолчу в целях нераспространения этого вида оружия массового поражения.
Отстать от других и не вступить в новый виток гонки вооружений было равно самоубийству! «Контора» была обеспечена всем вооружением для ближнего боя, от клюшек до монтажек, но отставание в вооружениях дальнего боя делало её уязвимой.
Сходняк постановил: произвести сбор до домам баллончиков для сифонов ( тогда их было много); сделать запас обедненного сырья в виде обычных спичек и в кратчайшие сроки организовать работы по его (сырья) обогащению, а именно оскоблить с них всю серу.
В тот же день, группы по 2-3 человека и прочесали все имевшиеся в районе магазины, где продавались спички. Затраты на стратегическое сырье были невелики – коробок спичек стоил всего 1 копейку. До вечера пацаны начисто смели запасы спичек из всех посещенных ими мест.
Всего было закуплено почти 1500 коробков, которые были распределены между пацанами. Дальше оставалось засесть по домам, оскоблить драгоценную серу и набить ее баллончики от сифонов, к чему и приступили не мешкая…
Полагаю, что начатый США в 1942 году «Манхэттенский проект» по созданию ядерной бомбы если и отставал от своего казанского собрата, то совсем не на много!

Часть 2. Паразитам не место в советском обществе.
Лично я в тот год учился в 3-м классе средней школы, которая находилась на границе этой «конторы».
Одним из знаковых моментов в жизни советских школьников и их родителей был ежегодный обязательный сбор кала! Да простят меня самые брезгливые. Дабы не смущать вас, далее буду называть слово «образец».
Делалось это в целях борьбы с паразитами, которым было не место в советском обществе!
Не важно, как родители распределяли между собой обязанности по изъятию «образца», так как в каждой семье это решалось индивидуально. А вот тара для этих «образцов» имела решающее для нашей истории значение. Спичечный коробок!
На уроке в класс входила медсестра Роза Ахатовна и собирала эти коробки, на нижней стороне которых были написаны фамилия и класс собственника «образца», в прозрачный целлофановый пакет. Всего медсестре нужно было обойти четыре класса и у нее появлялось четыре таких пакета, в каждом из которых было около тридцати коробков.
Далее Роза Ахатовна уносила эти 100-120 «образцов» в районную поликлинику. Но, в тот день все пошло не как обычно…   

Часть 3. «Киль монда!» (пер.с тат. «Иди сюда!»).
Советские граждане были привычными к разного рода трудностям, в том числе и к частому дефициту чего-нибудь.
При чем тут дефицит, просите вы?! Очень даже при чем!
Именно дефицит копеечного в прямом и переносном смысле товара в виде спичек был создан резкой их скупкой в связи с витком гонки вооружений. Весть о дефиците быстро дошла до здешнего участкового – Сулеймана-абы, пожилого милиционера, от взгляда которого сразу тянуло в чем-нибудь сознаться.
Опросив продавцов магазинов и киосков о том, кто скупал спички в промышленных масштабах, а равно сопоставив информацию о случаях применения «гранат» из сифонных баллончиков, Сулейман-абы начал действовать незамедлительно и со свойственным ему упорством, чем не мог не поставить «Манхэттенский проект по-казански» по угрозу. 
Вечером, подтянув инспектора ИПДН к себе в оруженосцы, Сулейман-абы начал обход по всем стоявшим на учете, или, как говорили его подопечные – «Началась киль монда!».
Не желавших пустить участкового в квартиру не было. Он, вместе с «учеными-ядерщиками» и их родителями осматривал выдаваемые сумки набитые спичечными коробками, брал расписки-предупреждения, что изготовление «игрушек» относится к изготовлению взрывных устройств и условными сроками они не отделаются, стоит сделать хотя одну «боеголовку».
Перед уходом из каждого адреса, Сулейман-абы и инспектор ИПДН не без удовольствия наблюдали за актами семейного насилия над «учеными-ядерщиками» со стороны их родичей, о чем участковый говорил: «Если ум не идет через голову, то его нужно заводить через задницу». При этом, сам Сулейман-абы, никогда рук не распускал.

Часть 4. Конец гонке вооружений! Миру – Мир!
Далее сплелось несплетаемое и впихнулось невпихуемое!!!
Роза Ахатовна унести «образцы» в поликлинику сама не успевала и попросила сделать это школьного плотника дядю Юру, благо у последнего был велосипед.
Но, и дядя Юра задержался в школе и направился в поликлинику уже ближе к концу рабочего дня, повесив на руль велосипеда сетку-авоську с четырьмя наполненными спичечными коробками целлофановыми пакетами.
Плотник, как советский человек, умел и работать, и отдыхать… Короче, дядя Юра не смог проехать мимо пивной без кружечки пенного. В связи с чем оставил велосипед и висевшую на нем авоську с «образцами» возле входа.
В это же время домой спешил один из участников «Манхэттенского проекта», чтобы поскорее посвятить ночь добыче ценного стратегического сырья. Ведь ему предстояло оскоблить серу с 50-ти коробков спичек!
Вдруг, молодому ученому бросился в глаза велосипед дяди Юры. Вернее не сам велосипед, а висевшая на нем авоська с ценным грузом, который мог не бездарно сгореть при прикуривании сигарет и разжигании газовой плиты, а послужить интересам безопасности целого микрорайона.
Авоська была мгновенно присвоена, а широкие штаны-«ширачи» похитителя позволили ему набрать такую скорость, что догнать его было нереально. 
Добежав до своего дома и отдышавшись в подъезде, добытчик на цыпочках вошел в квартиру, крепко сжимая в руке авоську. Но, пробраться незаметно в свою комнату не удалось – «О, Эдик, еще спичек принёс! Киль монда! Будем спички считать!».
Как вы уже поняли, на кухне квартиры сидели его родители, Сулейман-абы и инспектор ИПДН. Это был окончательный крах «Манхэттенского проекта по-казански».
За кадром звучит тревожная музыка! Молчание! Занавес!

P.S. Как вы уже догадались, похитителем кала… ой, простите, «образцов» оказался персонаж предыдущей истории «Брат пацана» - Эдик Сопля.
Думаете, мне и моим одноклассникам было его жалко? Нет, не жалко! Из-за него нам через день снова пришлось сдавать «образцы»!


Рецензии
История о том, что любая история может закончится так, как в истории ещё не бывало;)
А вообще, рассказ о тех, кто ещё успел пожить в СССР и даже стать комсомольцем;)

Даниил Коротков   25.06.2025 08:00     Заявить о нарушении