25 июня. 2-я мировая война. 1 09 1939 - 2 09 1945

   Кто с мечом к нам придёт, 
От меча и погибнет!
И навеки в чужих землях сгибнет.
______
   Самому главному торжеству, состоявшемуся 25 июня 1945 г., предшествовал солидный прием в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, начавшийся в 20 часов в четверг, 24 мая, и устроенный в честь командующих фронтами и командующих войсковыми соединениями Рабоче-крестьянской Красной армии.
      До сих пор нам неизвестен полный список приглашенных гостей - их было не менее 300 человек и не более 960: именно столько Георгиевский зал вместил позднее на приеме 25 июня 1945 г.

_____
    И. В. СТАЛИН.  Выступление на приёме в Кремле в честь участников Парада Победы 25 июня 1945 года.
   
   Не думайте, что я скажу что-нибудь необычайное. У меня самый простой, обыкновенный тост. Я бы хотел выпить за здоровье людей, у которых чинов мало и звание незавидное. За людей, которых считают «винтиками» великого государственного механизма, но без которых все мы — маршалы и командующие фронтами и армиями, говоря грубо, ни черта не стоим. Какой-либо «винтик» разладился — и кончено. Я подымаю тост за людей простых, обычных, скромных, за «винтики», которые держат в состоянии активности наш великий государственный механизм во всех отраслях науки, хозяйства и военного дела. Их очень много, имя им легион, потому что это десятки миллионов людей. Это — скромные люди. Никто о них не пишет, звания у них нет, чинов мало, но это — люди, которые держат нас, как основание держит вершину. Я пью за здоровье этих людей, наших уважаемых товарищей.
_____

   Товарищи, разрешите мне поднять ещё один, последний тост.
  Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура»)
  Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
   Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны.
   Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение.
   У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941—1942 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода.
   Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Это могло случиться, имейте в виду.
    Но русский народ на это не пошёл, русский народ не пошёл на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству.
    Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением. Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы всё-таки с событиями справимся.
   Вот за это доверие нашему правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!
За здоровье русского народа!
(Бурные, долго несмолкаемые аплодисменты)
_____
   Описания торжества 25 мая -  достаточно скромны. 
Помимо газетных отчетов со знаменитым тостом Сталина за великий русский народ, появившихся в центральной печати уже следующим утром, участники приёма оставили воспоминания без особенно приметных деталей. Таковы, например, впечатления знаменитого авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева:
    "Я имел счастье присутствовать на этом приеме. Большое начальство во главе со Сталиным расположилось в Георгиевском зале, а офицеры и солдаты - в Грановитой палате. Я тогда был майором, поэтому и праздновал Победу вместе с солдатами. Столы ломились от закусок и выпивки. Я еще обратил внимание на то, что очень много было иностранной продукции - французские вина, американский виски и так далее. Было весело, все поздравляли друг друга... Незабываемый вечер!"
      Незабываемым он оказался для 2910 человек, 2210 из них днем раньше участвовали в Параде Победы. Гости в Большом Кремлевском дворце размещались таким образом. В Георгиевском зале (960 мест), во Владимирском зале (400 мест), в Грановитой палате и Святых сенях (450 мест), в залах пристройки: на первом этаже, нижняя столовая (600 мест), на втором, верхняя столовая (500 мест).
    Меню приема 25 июня было по кремлевской традиции сытным и разнообразным, разве что супы в тот вечер не подавали.
А лакомились вот таким обилием: "Икра зернистая, паюсная, расстегайчики, балык, сельдь с гарниром, шамая копченая15 (рыба, ныне занесенная в Красную книгу. - Авт.), севрюга заливная, ростбиф, ветчина, галантин, салат оливье, салат весна, огурцы, редис, сыр, масло, тосты, шампиньоны, цветная капуста, спаржа, нельма в белом вине, баранина жареная с картофелем, индейки и цыплята жареные с салатом. Десерт клубничный, мороженое, кофе, фрукты, миндаль, ликеры".
    Поили участников Парада Победы как дарами союзников: французскими винами и ликерами, американским и шотландским виски, так и водкой из кремлевских поставок, крымскими коллекционными портвейном и хересом.
    Почти три тысячи гостей в большинстве своём задержались до утра и остались исключительно довольны увиденным и услышанным.
   Услышать произносимые тосты и исполняемую музыку в других залах можно было из репродукторов. Все используемые для приема залы были радиофицированы впервые, на больших довоенных кремлевских приёмах такой трансляции ещё не было.
   Большой праздничный концерт силами Большого театра в таких условиях сочли неуместным: и в самом деле, из отдаленных залов балерин Уланову и Лепешинскую не разглядишь вовсе, а оперные арии большинству приглашенных фронтовиков вряд ли бы приглянулись.  На приеме 25 июня играл оркестр Управления коменданта Московского Кремля, репертуар заверил его начальник, лейтенант административной службы Далекий.
    Репертуар, как показывают источники, правили, исключив из него песню "Распрягайте, хлопцы, коней". Это, кстати, была единственная вычеркнутая песня: среди прочих прозвучали "Любимый город" Никиты Богословского, "Катюша" Матвея Блантера, "Бывайте здоровы" Исаака Любана, а также многочисленные марши, "Белорусско-украинская фантазия" и вальсы "Дунайские волны" и "На сопках Маньчжурии"
_____


Рецензии