Подводим итоги. Донские казаки конец XVI - XVII вв
Донское казачество возникло в уникальных условиях Донской земли в XVI-XVII веках, основываясь на промыслах, царских жалованьях, скотоводстве и торговле. Особую роль в этом играли боевые походы, которые обеспечивали казаков трофеями, известными как "рухлядь" и "ясырь". Эти походы проводились как против традиционных врагов - турок, крымцев и ногаев, так и на Волгу, где участники считались ворами и подвергались преследованию со стороны царских властей. Царское жалованье, официально утвержденное с правления Михаила Романова, стало важным инструментом политической стратегии правительства на Дону. В большинстве своем казачество было зажиточным, хотя с середины XVII века, в связи с увеличением числа беглых, доля бедноты возросла, что вызвало социальное напряжение и способствовало восстаниям под руководством В. Уса и С. Разина.
Отношения между казаками на Дону складывались на основе общих интересов и единства перед внешними угрозами, включая русские власти. Это способствовало объединению казачества в единое Донское войско, что стало заметно с конца XVI века и завершилось после Смуты при поддержке русского правительства. Внутренняя жизнь на Дону отличалась сочетанием военной и демократической структуры. Демократия в этом регионе основывалась на традициях русского средневековья, таких как вечевые собрания, и отражала стремление казаков к свободе. Высшим органом власти был Войсковой круг — народное собрание, куда могли приходить все казаки, а также не донцы. На кругах избирались войсковые атаманы и должностные лица, которые, как Е. Радилов, И. Мартемьянов, И. Каторжный, П. Чесночихин и К. Яковлев, пользовались не только авторитетом, но и были умелыми военачальниками.
Войсковой круг также выполнял функции высшего судебного органа, где судили по нормам войскового права, признанным русскими властями. Суду подлежали как казаки, так и все, кто находился на Донской территории. Наказания были более строгими, чем в России. Пик демократии на Дону пришелся на первую половину XVII века, но с середины того же века, в связи с ростом населения и возникновением конфликтов между зажиточной и бедной частью казачества, демократические принципы начали часто нарушаться, в том числе и С. Разиным. Экстраординарными были и отношения Дона с Россией.
Казачий Дон, будучи тесно связанным с российским государством и являясь одной из его окраин, обладал значительными признаками суверенитета. К ним относились наличие особой выборной власти, структура которой напоминала республиканскую, наличие собственного войскового права и суда, а также значительная независимость в осуществлении военных операций. На протяжении всего времени до вступления на престол Михаила Романова Дон был полностью самостоятелен. Со второго десятилетия XVII века донцы признали московского царя как своего сюзерена, и их отношения с Россией до 1671 года основывались на принципах сюзеренитета и вассалитета. Для XVII века такие отношения были несколько устаревшими, так как они были характерны для удельной эпохи, однако в России того времени это было распространено в отношениях с некоторыми окраинными народами и их феодальными структурами, такими как ногаи, башкиры, кабардинцы и калмыки. Донское войско выполняло различные государственные задания и получало за свои услуги регулярное жалованье, а также пользовалось определёнными правами и льготами. Такие отношения были выгодны для казаков, так как обеспечивали им поддержку Москвы и гарантировали их права и свободы, которые были даже шире, чем у других вассалов московского государства. Например, до 1671 года Войско не было приведено к присяге и имело право принимать беглых, а также право на внешние связи, хотя официально они не признавались российскими властями. Формируя свою политику по отношению к донским казакам, московское правительство учитывало, что их военные действия против Турции и Крыма были важны для России, однако их активность не всегда совпадала с интересами правительства. К тому же, некоторые казаки иногда совершали антиправительственные действия, включая грабежи на Волге. Поэтому российские власти, реализуя свою политику на Дону, стремились обеспечить выполнение своих требований и предотвратить нежелательные действия со стороны казаков, сочетая стимулы для казачества, прежде всего для его лидеров, с строгими требованиями и наказаниями за неповиновение. Особенно давление на Войско усилилось с 40-х годов, когда оно ослабло после героической борьбы за Азов в 1637-1641 годах. Однако российское правительство смогло усилить свою власть на Дону только после подавления восстания Разина, заставив казаков выдать С. Разина и его брата Фрола и привести их к присяге. Суверенитет Дона был заметно ограничен, и главной задачей донского казачества оставалась война. После Смутного времени русское правительство признало казаков особым военным сословием, учитывая их высокие боевые качества и специализированные военные навыки, что позволило им стать серьезной военно-политической силой от Волги до Перекопа и на Азовском и Черном морях. Их боевые действия наносили ощутимые удары по Турции и Крыму, что облегчало положение России и обеспечивало заметное место казаков в антиосманской борьбе европейских стран.
Донские казаки активно участвовали в событиях Смутного времени в начале XVII века и в восстании под предводительством Степана Разина. В этом восстании они действовали как организаторы и основные борцы, а Дон был их главной социальной опорой. Их стремление к свободе и отрицание деспотизма и крепостного права были важными мотивами их борьбы, что подчеркивало всю значимость их действий для народа. Защита собственных вольностей также играла ключевую роль, поскольку казаки боролись за сохранение Дона как центра свободы для угнетенного населения России, которое искало убежище от бедствий. Несмотря на известные жертвы восстания, народ сохранил в своей памяти благодарность к С. Разину и его казакам. Участие в народных движениях, особенно в восстании Разина, стало делом казачьей бедноты, которую в трудные времена поддерживало основное казачество. Донская казацкая верхушка, гораздо более связанная с царской властью, поддержала правительство и приняла участие в подавлении восстания. Проживая на удаленных окраинах России и сталкиваясь с сильным противником, казаки вынуждены были вести постоянную борьбу за выживание, при этом наслаждаясь свободой и отсутствием деспотизма. Эти условия способствовали формированию уникального характера, отличавшегося любовью к родной земле, ненавистью к врагам, глубокими религиозными чувствами, монархизмом и стремлением к воле. Казаки видели себя рыцарями, обладая чертами характера, типичными для вольных военных слуг, что отличало их от служилых людей, подчиненных государству. Донские казаки представляли собой уникальное сообщество, носившее своеобразную культуру, пронизанную воинским духом и духом свободы, проявившуюся в фольклоре и литературной традиции. С окончанием Разинского восстания завершился первый важный этап в истории донского казачества, продолжавшийся почти полтора века, в течение которого разрозненные отряды преобразовались в мощное Донское войско, укрепившее позиции России на южных границах.
Однако этот период в истории казаков Дона не был простым. В нем вновь остро проявилось противоречие между служилыми и воровскими казаками, к последним присоединялись так называемые голубиные казаки. Это разделение стало причиной различий в участии казаков в войнах на стороне России, их роли в выборе царя, окончании смутного времени и захвате Азова.
Тем не менее, бунты тех, кто, прикрываясь казачьим именем, дискредитировал саму идею казачества, создавали серьезные проблемы как для Русского государства, так и для служилых казаков, относящихся к Донскому войску. В ответ на это государству пришлось принудить казаков к присяге, однако даже такие меры оказались недостаточными для устранения беспорядков. В результате, Петру I пришлось принять решительные меры для подавления активности воровских казаков на Дону, что стало важным шагом в укреплении централизованной власти и наведения порядка в регионе.
Таким образом, этот сложный период стал не только временем конфликтов и противоречий, но и важной вехой в истории донского казачества, определившей дальнейшее развитие их роли в России. Казаки вновь оказались на перепутье: между защитой своих вольностей и необходимостью интеграции в растущее централизованное государство, что в будущем приведёт к новым вызовам и изменениям в их социально-экономической и культурной жизни.
Свидетельство о публикации №225062500686