Тегеран 1829 и 2025
История помогает мыслить. Прошло 196 лет после гибели в Тегеране посла России Александра Грибоедова. Гения русской и мировой поэзии и драматургии. Но актуальность события не проходит и сегодня. Более того, оно помогает понять очень важные вещи, о которых за прошедшие почти 200 лет историки и не думали, я полагаю. Вспомним: трагические события в Тегеране произошли в феврале 1829 года, через год после победы России в войне с Персией и заключении Туркманчайского мира, известие о котором привез в Петербург Николаю Первому Александр Грибоедов.
Туркманчайский договор - мирный договор между Российской империей и Каджарской Персией, завершивший Русско-персидскую войну (1826—1828) - был подписан 10 (22) февраля 1828 года в селении Туркманчай близ Тебриза с российской стороны командующим Отдельным Кавказским корпусом генерал-адъютантом И. Ф. Паскевичем и начальником канцелярии по внешним сношениям корпуса, действительным статским советником А. М. Обресковым, с персидской — наследным принцем Аббас-Мирзой и министром иностранных дел Мирзой Абуль Хасан-ханом. В разработке условий договора и активное участие в переговорном процессе и соблюдении условий выполнения пунктов договора принимал русский поэт и дипломат А. С. Грибоедов, впоследствии (апрель 1828 года) назначенный министром-резидентом (послом) России в Персии.
Во время Русско-персидской войны (1804—1813), Эриванскую крепость дважды осаждали русские войска (в 1804 году — П. Д. Цицианов и в 1808 — И. В. Гудович), и оба раза безуспешно]. По Гюлистанскому мирному договору Россия, завоевав ряд Закавказских владений, признала Эриванское ханство «в совершенной власти» Персии.
В ходе следующей Русско-персидской войны (1826—1828), 5 октября 1827 года, Эривань, являвшаяся самым значительным символом персидского могущества на территории Армянского нагорья, была взята русскими войсками под командованием генерала И. Ф. Паскевичем, получившим за это титул графа Эриванского. 10 февраля 1828 года согласно условиям Туркманчайского мирного договора, персидский шах передавал Эриванское и Нахичеванское ханства «в полную собственность» Российской империи. В марте 1828 из территорий этих ханств была образована Армянская область, куда было разрешено переселяться армянам из Ирана и Турции, часть из которых этим разрешением воспользовались и при покровительстве России перешли на территорию новообразованной области. Также, армянам разрешалось в пятилетний срок продать свою недвижимость на территории Персии. За 3 года после вхождения в состав России, на территорию вновь образованной области переселилось от 35 000 до 57 000 армян, в том числе и потомки ранее насильственно переселённых шахом Аббасом.
Устремился на родину и евнух Мирза Якуб Маркарьян, судьбой которого историки за двести лет по-настоящему так и не заинтересовались. А она трагична и показывает нам человека необыкновенного, настоящего героя в одном ряду с теми, кто во все времена сражался, не щадя жизни, за родину. Увы, в истории он помещен на убогое место гаремного евнуха, о котором написано с пренебрежением. И очень напрасно.
Он родился в городе Эривань. Происходил из армянского рода Маркаровых (Маркарянц). Обучался грамоте при армянском монастыре. В 1804 году, примкнув к каравану, отправился для продолжения учебы в Тифлис. По дороге в Грузию, возле Памбакадзора, на караван напал персидский отряд. В результате нападения большая часть людей была перебита, меньшую часть взяли в плен и увели в глубь Персии. В числе последних был и Якуб, которому на тот момент было 18–19 лет. В Тавризе его, и еще нескольких армянских пленников искалечили - оскопили и отправили в шахский дворец в Тегеране, где он воспитывался под руководством своего соотечественника, главного евнуха Ага-Якуба-Кутули. Под руководством последнего, Якуб до этого знавший только армянскую письменность, изучил также персидский и арабский языки. Другим своим соотечественником, армянским купцом из Новой Джуги, находившимся проездом в Тегеране, был обучен двойной бухгалтерии. Знание бухгалтерии и иностранных языков явилось первоначальной причиной успеха Якуба. Выполняя за максимально короткие сроки шахские указы и порученные ему расчеты, Мирза Якуб стал одним из приближенных шаха. Вскоре, вместе со своими соотечественниками, также угнанными в Персию, и впоследствии ставшими евнухами шаха, Хосров-ханом (Кайтмазянц) и Манучехр-ханом (Ениколопянц) он организует торговую фирму, которая в обход посредников стала снабжать шахский двор и гарем. Совместное предприятие оказалось весьма прибыльным делом для его основателей. Мирза-Якуб все заработанные деньги тратил на обучение, создание большой библиотеки, на наем репетиторов, и помощь своим близким в Эриване. Созданная организация просуществовала до 1819 года, когда каждый из ее создателей был назначен шахом на высокие должности. Мирза Якуб по велению шаха стал одновременно ревизором и главным казначеем государственной казны.
Описание его биографии говорит нам, что Якуб был человеком великой силы воли, несмотря на тяжкое увечье, он не упал духом, а постоянно учился, много работал, развивал свои способности и достиг больших высот в ненавистной ему стране, лишившей его родины и мужественности. В биографии Якуба есть данные о том, что он, будучи богатым человеком, помогал родным в Эревани. Но была ли эта помощь только семейной? Или он пересылал средства на содержание армян? Скорее всего, так и было, потому что свое место на родине, наверное, он видел среди правителей новой Армении.
После заключения Туркманчайского мирного договора, одним из пунктов которого обозначалась возможность свободного переезда мирного населения в пределы России, то в результате множество армян начали переселяться в недавно завоёванные части Российской империи. Евнух шахского гарема при дворе был в должности главного казначея и хранителя драгоценных камней шаха. Гневу того, узнавшего о бегстве своего казначея, не было предела. Историки пишут, что Мирза-Якуб мог рассказать о состоянии финансов Ирана и разгласить многие дворцовые тайны. А, может, шах имел твердое намерение удержать в Персии одного из кандидатов на место правителя Армении? На самом деле ситуация была такова: Персия потеряла значимую территорию, передав ее России, а премьер-министр страны, ринувшись на Родину, показывал свои презрение и ненависть за искалеченную жизнь христианина в угоду ужасным бесчеловечным традициям. Шах потребовал выдать беглеца, на что глава русской миссии Грибоедов ответил отказом. В Персии Якуба обвиняли в краже казны шаха и дело было передано в суд, который не сумел доказать кражу. Это и понятно, если принять во внимание, что Якуб готовил себя к большой деятельности на родине и не мог замарать свою биографию воровством. Большие деньги он честно заработал в Персии и, возможно, давно переправил их в Эривани, готовя свое возвращение.
Сражение России за Армению можно бы назвать и религиозной войной. Армяне, несмотря на меньшинство в этом регионе, имели духовенство равное мусульманскому большинству, а также молитвенные дома во всем регионе. Более того, на территории Эриванского и Нахичеванского ханств, порядка 90% всех религиозных сооружений были христианскими, в том числе, насчитывалось 250 Армянских Апостольских церквей и 25 мечетей, причём основная часть мечетей были новыми, построенными в конце XVIII и начале XIX веков, в отличие от Армянских церквей, имевших более древнюю историю строительства .
В XVI—XVIII веках территория Армении была разделена между Османской и Персидской империями. В начале XIX века большая часть Восточной (Персидской) Армении вошла в состав Российской империи. В конце XIX и начале XX веков (в частности в период Первой мировой войны) по всей Османской империи и в частности Западной Армении происходил геноцид армян (массовое истребление армянского населения). В период 1915—1917 гг. практически вся территория Западной Армении была отвоёвана русскими войсками на Кавказском фронте Первой мировой войны. В 1918 году на части исторической Восточной Армении образована Первая Республика Армения, территория которой была разделена между Турцией и Советским Союзом по Московскому договору 1921 года. После этого до 1991 года Армения была союзной республикой в составе СССР. С 1991 года — независимое государство со столицей в Ереване.
А в начале 19 века Россия вступилась за христиан в Армении. Христианство появилось ней в I веке н. э. когда, согласно преданию, в стране проповедовали апостолы Иисуса Христа Фаддей и Варфоломей, последние считаются основателями Армянской апостольской церкви. В начале IV века (традиционная дата — 301 год) царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией, таким образом Армения стала первым христианским государством в мире.
Напряженные отношения между шахом и Грибоедовым усугубились после того, как в русскую миссию пришли две армянки из гарема родственника шаха Аллахяр-хан Каджара. Укрытие Грибоедовым в русском посольстве столь значимых для шахского двора персон послужило причиной для возбуждения недовольства в персидском обществе, подогреваемой местным духовенством.
30 января 1829 года толпа тегеранцев, возглавляемая людьми Аллаяр-хана, ворвалась в русское посольство, и убила практически всех находившихся в нем, включая Мирзу-Якуба. Он пал первым. Погибли все дипломаты, а также 35 защищавших их казаков. Смерть дипломатов оказалась ужасной – их забили камнями. Тело же А.С. Грибоедова было настолько изуродовано, что его опознали только по следу от дуэльной пули на левой руке.
Двести лет спустя возникает простой вопрос: почему А.С. Грибоедов не позаботился о людях в миссии и не попытался спасти их? Сегодня этот вопрос становится особенно актуальным, когда весь мир увидел, как заблаговременно Иран и Америка прятали своих военнослужащих и военные резервы от бомбежек. И сумели вывезти и людей, и материальные ресурсы.
В Тегеране в январе 1829 года собиралась огромная толпа персов, к началу нападения их было сто тысяч. Почему Грибоедов не предусмотрел спасение, не разработал операцию по выводу людей из посольства? Ведь он же был и искушенный дипломат, и опытный стратег, и военный. Да, к Тегерану шла армия Паскевича, чтобы разогнать бунтовщиков, но она не пришла, опоздала. И кажется, только один человек не собирался дожидаться смерти, а заранее подготовился к побегу. Это был заместитель Грибоедова Иван Мальцов. Почему ему в голову пришла эта мысль, а Грибоедову нет? В этом, возможно, и кроется загадка гибели самого дипломата и всего российского посольства.
Своим странным поведением он погубил не только себя, но и всех сотрудников, охрану и человека, который решился довериться ему и который, возможно, выполнял секретную миссию - Мирзу Якуба. Увы, Грибоедов погубил и своего нерожденного сына.
А если это произошло потому, что при русском дворе такой план спасения не предусматривался, не было его в инструкциях и приказах? И тогда опять вопрос – а почему же? И тут приходит шальная мысль – мертвый-то Грибоедов принес России куда больше капиталов, чем живой в должности посла (он никак не мог выбить контрибуцию из шаха). В качестве же покаяния за содеянное Персия отправила Николаю Первому не только контрибуцию, но и знаменитый алмаз «Шах» из трона моголов. Две тысячи бунтовщиков были биты на площадях, казнены и высланы из страны. Николай Первый простил шаха. Положение России на Кавказе укрепилось, территория Армении была в ее составе. А жизнь за нее отдали, выходит, Грибоедов и Мирза Якуб. Получилось так, что они стали жертвами, но неясно, был ли нужен в Армении Николаю Первому Мирза Якуб. Человек огромного ума, способностей, стойкости и национальной убежденности. То, что Грибоедов в качестве русского посла, оставшись он жив, был бы царю не нужен, это ясно из его отзыва о нем, из которого, после расследования убийства, следовало, что Грибоедов был сам виноват в случившегося из-за своего неправильно поведения.
Его оговорил Иван Мальцов на допросе у шаха, повторив все сплетни, которые плелись против Грибоедова и его миссии на базарах Тегерана по приказу зятя шаха, семидесятилетнего Аллахяра-хан Каджара. Между прочим, знаменитого поэта Персии, писавшего под именем Хаджиб.
2 октября 1828 года начальник шахского гарнизона Тебриза Аллахяр хан готовился к обороне города. Он принимал все меры к тому, чтобы население приняло участие в обороне. По его приказу горожан, не выполнявших его указаний, пытали, отрезали им носы, уши, выкалывали глаза. Но решение тебризцев сдать город русским войскам без боя было непоколебимо. Глава мусульманского духовенства Тебриза Ага-Мир-Феттах открыто перешел на сторону русских и призывал народ последовать его примеру. Русских солдат «везде встречали как своих покровителей, и даже находившиеся на работе в полях спокойно продолжали оную», — сообщалось в «Русском инвалиде». Аллахяр-хан «употреблял все средства величайшей жестокости, чтобы склонить к защите жителей но, несмотря на это, его усилия остались тщетны». Старшины города «в сопровождении множества народов» вышли навстречу русским войскам «и по своему обыкновению усыпали дорогу цветами и закололи несколько быков», тем самым «изъявляя величайшую радость», — писала та же газета.
Может быть, так оно и было. Но Русское посольство во главе с Грибоедовым Аллахяру-хан Каджару удалось уничтожить. В этой схватке невероятно жестокий персидский поэт победил великого русского поэта.
Спасшегося клеветника Мальцова Николай Первый облагодетельствовал и сделал богатейшим человеком в России. Он был купцом - олигархом, владел стекольными фабриками.
Свидетельство о публикации №225062500878