Сотворение Мира в Звёздном Храме
*Исторический роман*
---
Книга первая из цикла "Звёздная сага Рассении"
---
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: РАССЕНИЯ ВЕЛИКАЯ
Глава 1. Утро в Асгарде Ирийском
Солнце Ярило-Солнце восходило над священным градом Асгардом Ирийским, что стоял на слиянии рек Ирий и Омь, озаряя золотыми лучами белокаменные стены Великого Капища Инглии. Высилась священная гора-храм на тысячу аршин ввысь, венчая собой духовный центр всей Рассении.
Князь Асур стоял на высоких стенах града, наблюдая, как его народ начинает новый день. Волосы цвета спелой пшеницы развевались на ветру, а серо-голубые глаза — глаза истинного потомка Рода Небесного — смотрели далеко на восток, туда, где за бескрайними лесами и степями лежала земля Аримии.
*«Сорок лет...»* — думал он, сжимая рукоять меча. — *«Сорок лет длится эта проклятая война с детьми Великого Дракона. Сколько ещё крови прольётся, прежде чем наступит мир?»*
Внизу, в граде, уже кипела жизнь. По мощёным улицам шли ремесленники в свои мастерские — кузнецы к горнам, где они ковали сталь, каменщики к стройкам новых домов, гончары к своим кругам. Женщины в длинных сарафанах, украшенных древними узорами, несли воду из священных источников, а дети играли в садах, изучая руны и постигая мудрость предков.
---
Глава 2. Традиции и быт Великой Расы
В доме воеводы Светодара, что стоял неподалёку от Капища, собралась вся семья. По славянскому обычаю, жили они большим родом — дедушка Всемир, отец семейства Светодар, его жена Ладомира, трое сыновей и две дочери, а также младший брат Светодара со своей семьёй.
Дом был построен из крепкого дуба, стены украшены резьбой с солярными символами и руническими письменами. В красном углу стояли образы Родных Богов — Перуна-громовержца, Сварога-кузнеца, Лады-матушки. Пол был устлан медвежьими шкурами, а в центре горел неугасимый огонь в очаге.
— Внуки мои, — говорил старый Всемир, собрав детей возле себя, — помните всегда — мы потомки самого Рода Небесного. Наши предки пришли из звёздных далей, из созвездий Большой и Малой Медведицы, и принесли на Мидгард-Землю священную мудрость и огонь Инглии.
Дети внимательно слушали, как дедушка рассказывал им о Четырёх Родах Расы Великой:
— Да'Арийцы — серебряноглазые дети Тарха-Дажьбога, что живут в северных землях и хранят древнюю мудрость. Х'Арийцы — зеленоглазые потомки Перуна, храбрые воины и мастера-кузнецы. Расены — огненноглазые дети Рамхата, что пасут стада на просторных лугах и строят города. Святорусы — васильковоглазые потомки Крышня, земледельцы и хранители священных рощ.
---
Глава 3. Календарь и мироустройство
— А как же мы ведём счёт времени, дедушка? — спросила маленькая Зарина.
Всемир улыбнулся и достал древний круг с рунами — Круголет Числобога.
— Смотри, внученька. Наши предки создали самый совершенный календарь на всей Мидгард-Земле. В нашем Лете девять месяцев, и каждый месяц имеет своё священное имя и предназначение.
Он показывал на руны, объясняя:
— Рамхатъ — время божественного начала, когда Природа готовится к зимнему сну. АйЛетъ — месяц новых даров, когда собирают последний урожай. БейЛетъ — время белого сияния и покоя, когда выпадает первый снег. ГэйЛетъ — месяц вьюг и стуж, когда Мороз-батюшка владычествует над землёй. ДайЛетъ — время пробуждения Природы, когда тает снег и журчат ручьи. Элетъ — месяц посева и наречения, когда сеют зерно и дают имена новорождённым. Вэйлетъ — время ветров, когда цветут сады. Хэйлетъ — месяц получения, когда зреет урожай. Тайлетъ — время завершения, когда собирают плоды трудов.
— А неделя у нас не семь дней, как у южных народов, а девять. И трудимся мы по-особому — два дня работы, один день отдыха. В девятый день — неделю — вовсе не работаем, а справляем праздники, ходим в гости, играем свадьбы.
---
Глава 4. Ремёсла и промыслы
Ранним утром Светодар отправился обходить свои владения. Как воевода, он отвечал за порядок в этой части града, за ремесленников и земледельцев, за подготовку дружины к военным походам.
Первым делом он зашёл к кузнецу Огнемиру. Мастер уже вовсю трудился у горна, где в языках пламени раскалялся металл. Рядом лежали заготовки для мечей, наконечников копий, топоров.
— Как дела, Огнемир? — спросил воевода.
— Работаем, Светодар Родимирович. Железо у нас хорошее, из болотных руд добытое. А сталь получается крепкая — не хуже, чем у хитрых южан. Вот, гляди, меч выковал — клинок режет железо, как масло.
Кузнец показал изогнутый клинок, украшенный руническими знаками. На рукояти был изображён солярный символ — коловрат.
Дальше воевода направился к гончарам. В их мастерской стояли горны для обжига, а на столах сохли сосуды самых разных форм — кувшины для воды и браги, горшки для приготовления пищи, чаши для ритуалов. Каждый предмет украшался узорами, в которых можно было прочесть целые истории о богах и героях.
— Нынче заказ большой получили, — рассказывала мастерица Глинава. — К празднику Коляды нужно изготовить сто чаш для священного мёда. Каждую украшаем особым узором — символами плодородия и изобилия.
---
Глава 5. Семейный уклад и воспитание
В доме Светодара царил порядок, основанный на древних традициях. Мужчины отвечали за защиту рода, охоту, ремёсла и торговлю. Женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, занимались ткачеством и врачеванием.
Ладомира, жена Светодара, была искусной ткачихой. На её станке рождались ткани удивительной красоты — льняные полотна с вышивкой, шерстяные покрывала с узорами, шёлковые ленты для праздничных нарядов. Каждый узор имел своё значение и служил оберегом для семьи.
— Дочка моя, — учила она старшую дочь Зорьку, — помни — мы, женщины, хранительницы Рода. В наших руках сила жизни и продолжения. Ткани, что мы создаём, несут в себе энергию любви и защиты.
Мальчиков с раннего детства готовили к ратному делу. Старший сын Светодара, шестнадцатилетний Ратибор, уже мог постоять за себя с мечом, стрелял из лука без промаха и знал все приёмы борьбы. Но не только войной жил юноша — он изучал руны, постигал мудрость предков, учился различным ремёслам.
— Воин должен быть не только сильным, но и мудрым, — наставлял его отец. — Недостаточно уметь размахивать мечом. Нужно знать, когда его вынуть, а когда лучше решить дело миром.
---
Глава 6. Духовная жизнь и вера
Центром духовной жизни всего Асгарда было Великое Капище Инглии. Здесь служили волхвы — хранители древней мудрости, знатоки звёздного неба и природных законов.
Главный волхв Велимудр был старцем почтенного возраста. Его длинная седая борода спускалась до пояса, а глаза сияли внутренним светом. Он помнил ещё времена до войны с Аримией, когда по всей Рассении царили мир и процветание.
— Огонь Инглии — это не просто пламя, — учил он молодых послушников. — Это живая сила, которая связывает нас с Родом Небесным. Через этот огонь наши предки передают нам свою мудрость, а мы можем обращаться к ним за советом.
В Капище хранились священные книги — руны на золотых пластинах, где была записана вся история Рода человеческого от самого начала времён. Только посвящённые волхвы могли читать эти письмена и толковать их смысл.
Каждый день на рассвете и на закате в Капище проводились обряды. Люди приносили требы — хлеб, мёд, молоко, — благодарили богов за дары и просили защиты для своих семей.
---
Глава 7. Образование и наука
В Асгарде действовали школы, где детей обучали не только ратному делу и ремёслам, но и наукам. Рассенские мудрецы знали звёздное небо лучше любых других народов, умели предсказывать затмения и определять наилучшие времена для посева и сбора урожая.
— Посмотрите на небо, — говорил учитель Звездочёт своим ученикам. — Видите созвездие Большой Медведицы? Наши предки называли его Большим Возом. От него идёт Млечный Путь — Путь Богов, по которому души праведников возвращаются к Роду Небесному.
Дети изучали также травоведение, целительство, различные виды счёта и письма. Каждый должен был знать несколько видов рун — да'арийские руны для торжественных записей, х'арийские для повседневных нужд, расенские зеркальные руны для тайной переписки.
Особое внимание уделялось изучению природы. Рассены знали свойства металлов и сплавов, умели выплавлять качественную сталь, понимали законы земледелия и скотоводства.
---
Глава 8. Торговля и связи с другими землями
Несмотря на войну с Аримией, Рассения поддерживала торговые связи с дальними странами. По великим рекам плавали ладьи рассенских купцов, везущие меха, мёд, воск, янтарь, оружие.
Купец Златомир только что вернулся из долгого путешествия. Его ладьи были нагружены диковинными товарами — шелками из дальних земель, пряностями, самоцветами.
— Далеко приходилось плавать, — рассказывал он на торговой площади. — До самого Западного моря добирались. Там живут краснобородые люди на островах. Хорошие мореходы, храбрые воины. Меняют железо на наш янтарь и меха.
— А что слышно о войне? — спрашивали горожане.
— Аримы всё дальше на восток отступают. Говорят, их князь Лун-ван ищет способы закончить войну. Народ его устал от сражений, хочет мира.
---
Глава 9. Военное дело и дружина
В военном стане, что располагался за стенами Асгарда, шла подготовка к новому походу. Воины тренировались с мечами, копьями, луками. Звучали команды сотников, лязгал металл, ржали кони.
Ратибор, сын воеводы Светодара, впервые должен был участвовать в походе. Отец лично проверял его вооружение — кольчугу из стальных колец, шлем с назащитником, меч и щит с родовыми знаками.
— Помни, сын, — говорил Светодар, — мы воюем не ради завоеваний или наживы. Мы защищаем свою землю, свой род, свою веру. Аримы вторглись в наши пределы, разоряют сёла, уводят людей в плен. Пока они не уйдут с наших земель, мира не будет.
Дружина князя Асура состояла из закалённых в боях воинов. Каждый умел биться в пешем строю и на коне, владел всеми видами оружия. Но главной силой рассенского войска была не ярость, а дисциплина и взаимовыручка.
— Один в поле не воин, — учили молодых бойцов. — Только в строю, плечом к плечу с товарищами, можно одолеть любого врага.
---
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: АРИМИЯ И НАЧАЛО КОНФЛИКТА
Глава 10. В землях Великого Дракона
За тысячи вёрст от Асгарда, в землях, где восходящее солнце встречают высокие горы, раскинулась Аримия — страна Великого Дракона. Здесь, в долинах больших рек, жил народ с желтоватой кожей и раскосыми глазами, который рассены называли аримами.
Правитель Аримии, которого звали Лун-ван — Повелитель Драконов, — сидел в своём дворце и думал о затянувшейся войне. Сорок лет его народ воевал с белокожими северянами, и пока что победа оставалась за ними.
Дворец Лун-вана был построен по-иному, чем дома рассенов. Вместо дерева и камня здесь использовали обожжённую глину — кирпич. Стены были покрыты глазурью разных цветов, изображавшей драконов, птиц-фениксов, цветущие сады.
*«Сколько ещё будет длиться эта война?»* — размышлял Лун-ван. — *«Мой народ устал. Каждый год мы теряем лучших воинов, тратим сокровища на снаряжение армий. А северяне всё так же упорно сражаются за свои земли.»*
---
Глава 11. Жизнь аримов
Аримы жили иначе, чем рассены. Их общество было более строго устроено — во главе стоял правитель-дракон, окружённый придворными и жрецами. Ниже располагались воины, ремесленники, земледельцы. В самом низу находились рабы — военнопленные и должники.
В отличие от рассенских родовых общин, аримы жили большими селениями, где каждый знал своё место. Главными занятиями были земледелие и ремёсла. Аримы научились выращивать рис на заливных полях, приручили буйволов, умели выплавлять бронзу и даже железо.
Их письменность отличалась от рунической — они рисовали сложные знаки, каждый из которых означал целое слово или понятие. Эти знаки вырезали на камне, кости, писали кистью на дереве и ткани.
— Наши предки, — рассказывал жрец своим ученикам, — пришли из южных земель много поколений назад. Они принесли знания о выращивании риса, о работе с металлом, о звёздах и временах года.
---
Глава 12. Причины войны
Война началась не сразу. Долгое время рассены и аримы жили в мире, торговали друг с другом, обменивались знаниями. Границы между их землями проходили по большим рекам и горным хребтам.
Но постепенно население Аримии росло, земли становилось не хватать. Молодые воины-аримы стали совершать набеги на рассенские сёла, угоняя скот, захватывая пленных. Сначала это были отдельные стычки, но со временем конфликт разросся.
— Они нарушили древние границы, — говорил князь Асур своим воеводам. — Аримы заходят всё дальше в наши земли, строят крепости, приводят своих поселенцев. Если мы не остановим их сейчас, через поколение они дойдут до самого Асгарда.
С другой стороны, правитель Лун-ван считал, что его народ имеет право на новые земли:
— Мы выросли числом, стали сильными. Почему обширные леса и степи должны принадлежать только рассенам? Пусть делятся, раз не могут освоить все свои владения.
---
Глава 13. Ход военных действий
Первые годы войны принесли аримам значительные успехи. Их армии, хорошо организованные и многочисленные, заняли обширные территории в восточных областях Рассении. Были захвачены несколько крупных городов, тысячи рассенов попали в плен или были вынуждены бежать на запад.
Но постепенно рассены смогли организовать оборону. Князь Асур объединил под своей властью различные роды и племена, создал единое войско. Воинское искусство рассенов, их выносливость и знание местности позволили остановить наступление аримов.
Особенно упорными были сражения за лесные крепости. Аримы, привыкшие воевать на открытых равнинах, с трудом действовали в густых лесах, где каждое дерево могло скрывать врага.
— Лес — наш союзник, — говорил военачальник Ратимир. — Здесь каждый ствол, каждая тропинка знакомы нам с детства. А аримы блуждают, как слепые котята.
---
Глава 14. Культурные различия
Кроме территориальных споров, между народами существовали глубокие культурные различия. Рассены поклонялись множеству богов, связанных с природными силами, считали себя детьми звёздного неба. Их общество строилось на основе родовых связей и личной доблести.
Аримы же поклонялись Великому Дракону — божеству земли и воды. Их общество было более иерархичным, с чётким подчинением младших старшим. Они высоко ценили искусство, ремёсла, образованность, но меньше внимания уделяли индивидуальной воинской доблести.
— Эти белокожие варвары, — говорили аримские жрецы, — не понимают красоты упорядоченной жизни. Они как дикие звери — каждый сам за себя.
В свою очередь, рассены считали аримов:
— Они как пчёлы в улье — все одинаковые, без собственной воли. Живут по указке своих драконов-правителей, не знают, что такое свобода.
---
Глава 15. Стремление к миру
К сороковому году войны обе стороны устали от бесконечных сражений. В Аримии всё чаще поднимались восстания крестьян, не желавших нести тяготы военного времени. В Рассении многие семьи потеряли своих сыновей и отцов.
Мудрые люди с обеих сторон стали искать пути к миру. Жрецы-звездочёты изучали небесные знамения, пытаясь найти благоприятное время для переговоров.
— Звёзды говорят о переменах, — сообщил главный волхв Велимудр князю Асуру. — Близится год Звёздного Храма по нашему Круголету. Это время благоприятно для важных решений, для заключения договоров.
В то же время аримский мудрец Хуан-ди советовал своему правителю:
— Великий Дракон устал от войны. Пришло время подумать о мире. Наш народ нуждается в передышке, чтобы восстановить силы.
---
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: СОТВОРЕНИЕ МИРА В ЗВЁЗДНОМ ХРАМЕ
Глава 16. Поиски места для переговоров
Когда обе стороны окончательно решили искать мира, встал вопрос о месте переговоров. Каждый народ предлагал провести их на своей территории, но ни рассены, ни аримы не соглашались идти к противнику.
Тогда волхв Велимудр предложил:
— Есть на востоке, где сходятся великие воды, древнее святилище. Наши предки называли его Звёздным Храмом. Там, под открытым небом, где видны все созвездия, и должны мы заключить мир.
Место это находилось далеко на востоке, у истоков великой реки Ирий, окружённое лесистыми горами. Здесь в древние времена стоял храм, посвящённый звёздному небу. От строений остались только каменные основания, но священность места чувствовалась до сих пор.
— Пусть будет так, — согласился правитель Лун-ван после долгих размышлений. — Если северяне выбрали место под открытым небом, значит, и наш Великий Дракон сможет видеть происходящее.
---
Глава 17. Подготовка к встрече
Подготовка к переговорам заняла несколько месяцев. Нужно было договориться о составе делегаций, о правилах проведения переговоров, о гарантиях безопасности.
Князь Асур решил взять с собой не только воинов и воевод, но и волхвов, мудрецов, представителей разных родов. Он понимал, что заключённый мир должны принять все рассены, а не только он один.
— Мы идём творить мир на века, — говорил он. — Пусть каждый род, каждое племя пошлёт своих представителей. Пусть все слышат, на каких условиях прекращается война.
Лун-ван тоже готовился основательно. Его делегация включала опытных дипломатов, военачальников, жрецов. Особое внимание уделялось подаркам и церемониям — в культуре аримов это имело большое значение.
---
Глава 18. Путь к Звёздному Храму
В день осеннего равноденствия, когда длина дня равнялась длине ночи, две делегации выступили в путь. Рассены плыли по рекам на ладьях, аримы шли сухим путём, преодолевая горные перевалы.
Путь к Звёздному Храму занял много дней. Рассенская делегация двигалась по священной реке Ирий, которая текла на восток через дремучие леса. По берегам стояли древние капища, заброшенные поселения, курганы предков.
— Смотрите, сыны мои, — говорил волхв Велимудр молодым спутникам, — здесь жили наши пра-пра-деды, здесь они строили первые города, здесь хоронили своих героев. Вся эта земля пропитана духом Рода.
Аримская делегация тоже следовала по древним путям. Их дорога лежала через горы, где на скалах были высечены изображения драконов и других священных животных.
---
Глава 19. Встреча у Звёздного Храма
Первая встреча прошла напряжённо. Сорок лет войны не забываются за один день. Воины с обеих сторон держали руки на рукоятях мечей, недоверчиво поглядывая друг на друга.
Князь Асур был высок и светловолос, глаза его сияли серебристо-голубым светом. На плечах развевался плащ из медвежьего меха, на груди сверкал солярный знак — коловрат из червонного золота. За спиной виднелась рукоять меча Светозара, выкованного ещё его прадедом.
Правитель Лун-ван выглядел иначе — среднего роста, крепко сложенный, с раскосыми тёмными глазами и длинными чёрными волосами, заплетёнными в косу. Одет он был в шёлковые одежды с вышитыми драконами, на голове красовалась корона в виде извивающегося змея.
— Долог был путь к этой встрече, Лун-ван, — первым заговорил Асур, делая шаг к центру поляны.
— Сорок лет крови пролилось, князь Асур, — ответил правитель аримов. — Но мудрость подсказывает — настало время остановиться.
---
Глава 20. Условия мира
Переговоры длились три дня и три ночи. Волхвы с обеих сторон наблюдали за звёздами, ища благоприятные знамения. В первый день стороны лишь высказывали свои претензии и обиды. Слишком много горя принесла эта война.
— Ваши воины сожгли сто наших селений! — обвиняли рассены.
— А ваши дружины разорили пять наших городов! — отвечали аримы.
Но постепенно страсти стали утихать. Мудрые старцы с обеих сторон говорили о будущем, о детях, которые должны жить в мире.
Волхв Велимудр развернул древние карты:
— Смотрите, как обширны наши земли. Хватит места и рассенам, и аримам. Пусть границей между нашими народами станет великая река Ирий, что течёт с гор на запад. К западу от неё — земли Рассении, к востоку — владения Аримии.
Аримский мудрец Хуан-ди кивнул:
— Это справедливо. Река Ирий издревле разделяла наши земли. Пусть каждый живёт там, где ему определено судьбой.
---
Глава 21. Знак мира
Когда основные условия были согласованы, встал вопрос о том, как закрепить мир на века. Нужен был символ, который напоминал бы потомкам об этом дне.
— В знак нашего мира, — предложил Лун-ван, — построим великую стену между нашими землями. Не для войны, а для обозначения границ. Пусть каждый знает, где кончаются его владения.
— Пусть будет так, — согласился Асур. — Но строить её будем вместе — и ваши мастера, и наши. Пусть она станет памятником дружбы, а не раздора.
Волхв Велимудр добавил:
— А чтобы мир этот был нерушим, давайте введём новое летоисчисление. Пусть сей день станет началом новой эры — Лета Сотворения Мира в Звёздном Храме. И будут наши потомки помнить, что именно здесь, под этими звёздами, закончилась великая война.
---
Глава 22. Обряд заключения мира
В последний день переговоров, когда все условия были согласованы, провели торжественный обряд. В центр поляны принесли священный огонь — рассены зажгли его от огнива, высеченного из камня Алатыря, аримы добавили благовония из своих храмов.
Князь Асур и правитель Лун-ван подошли к огню с разных сторон. В руках у каждого был меч — не для боя, а для клятвы.
— Клянусь огнём Инглии и духами предков, — торжественно произнёс Асур, — что буду хранить мир с народом Аримии, пока течёт вода в реках и светят звёзды на небе.
— Клянусь силой Великого Дракона и мудростью древних, — ответил Лун-ван, — что мой народ будет жить в дружбе с Рассенией, пока стоят горы и дует ветер в степях.
Оба правителя бросили в огонь золотые браслеты — символ того, что отныне они связаны священными узами мира.
---
Глава 23. Возвращение домой
Когда обряд был завершён, делегации стали готовиться к обратному пути. Прощание прошло уже в иной атмосфере — недавние враги расставались если не как друзья, то как уважающие друг друга люди.
Молодой Ратибор, сын воеводы Светодара, разговорился с аримским юношей Лин Фэем. Оказалось, что тот тоже мечтал стать воином, но теперь больше думал о мирных занятиях.
— Знаешь, — сказал Лин Фэй, — мой дед был мастером по изготовлению фарфора. Он говорил, что создать красивую вещь труднее, чем сломать её.
— Мой дед тоже говорил нечто похожее, — ответил Ратибор. — Он учил: «Воин должен защищать, а не разрушать».
Юноши обменялись подарками — рассен подарил амулет с коловратом, ариман — резную фигурку дракона из нефрита.
---
Глава 24. Радость в Асгарде
Весть о заключении мира пришла в Асгард Ирийский раньше самой делегации. Гонцы скакали день и ночь, разнося радостную новость по всей Рассении.
В городе начался стихийный праздник. Люди выходили из домов, обнимались, плакали от радости. Сорок лет войны закончились! Отцы и сыновья больше не уйдут в поход, чтобы не вернуться.
Воевода Светодар встречал своего сына Ратибора у городских ворот:
— Ну что, сын, видел, как творится мир?
— Видел, отец. И понял — мир творить труднее, чем воевать. Но и радость от этого больше.
В Великом Капище Инглии волхвы служили благодарственную службу. Огонь в священном очаге горел ярче обычного, словно сами боги радовались окончанию кровопролития.
---
ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СОТВОРЕНИЯ МИРА
Глава 25. Новое летоисчисление
Первое, что изменилось после заключения мира, — способ счёта времени. Отныне в Рассении вели летоисчисление от Сотворения Мира в Звёздном Храме. Этот день — 22 сентября по старому счёту — стал началом новой эры.
Волхв Велимудр объяснял значение нового календаря:
— Наши предки создали много календарей — от Великой Стужи, от Великого Переселения, от основания Асгарда. Теперь добавился ещё один — от Сотворения Мира. Пусть он напоминает потомкам, что мир всегда лучше войны.
В школах детей стали учить новой хронологии. Теперь говорили: «В такое-то лето от Сотворения Мира произошло то-то и то-то».
---
Глава 26. Торговые связи
С окончанием войны возобновилась торговля между Рассенией и Аримией. Купеческие караваны и речные флотилии снова пошли по древним путям.
Купец Златомир был одним из первых, кто отправился в земли бывших врагов:
— Удивительный народ эти аримы, — рассказывал он по возвращении. — Мастера на все руки! Делают такой шёлк, что у нас ничего подобного нет. А их фарфор — будто из лунного света изготовлен.
В обмен на свои товары рассены везли меха, янтарь, мёд, воск, железные изделия. Особенно ценились рассенские мечи — их покупали даже аримские воины.
---
Глава 27. Культурный обмен
Вместе с торговцами между народами начали ездить мастера, учёные, путешественники. Рассенские звездочёты изучали аримские способы наблюдения за небом, аримские лекари интересовались рассенским траволечением.
В Асгарде появилась школа, где изучали аримскую письменность и язык. Учителем там стал бывший пленный — аримский учёный Чжан Вэй, который решил остаться в Рассении.
— Язык соседей знать полезно, — говорил он своим ученикам. — Понимая друг друга, люди реже ссорятся.
В свою очередь, в Аримии появились учителя из Рассении, обучавшие рунической письменности и счёту.
---
Глава 28. Строительство пограничной стены
Одним из условий мирного договора было строительство стены, обозначающей границу между двумя землями. Работы начались уже на следующий год после заключения мира.
Стену строили совместно — с обеих сторон. Рассенские каменщики работали рядом с аримскими мастерами, учились друг у друга приёмам кладки и обработки камня.
— Странное это дело, — говорил мастер Каменяр, — строить стену не для войны, а для мира. Но пусть будет памятником нашему согласию.
Стена получилась не просто заграждением, а произведением искусства. На ней высекали символы дружбы — переплетённые драконы и коловраты, рунические надписи и аримские иероглифы.
---
Глава 29. Изменения в военном деле
С окончанием войны изменилась роль дружины. Воины больше не готовились к сражениям с аримами, но охраняли границы от набегов диких племён, поддерживали порядок в стране.
Ратибор, сын Светодара, стал одним из пограничных стражей. Его дружина патрулировала новую границу, следила за соблюдением мирного договора.
— Теперь наша задача не убивать, а предотвращать конфликты, — учил он молодых воинов. — Если видите нарушение границы — сначала попробуйте решить дело миром.
---
Глава 30. Семейная жизнь в мирное время
Мир принёс изменения и в семейную жизнь. Молодые люди, которые раньше уходили на войну, теперь могли жениться, заводить детей, строить дома.
В семье воеводы Светодара готовилась свадьба. Его дочь Зорька выходила замуж за сына кузнеца Огнемира. Свадьбу справляли по всем древним обычаям — с песнями, плясками, пиром на весь род.
— Хорошо, когда молодые женятся в мирное время, — говорила Ладомира, мать невесты. — Не надо бояться, что муж уйдёт в поход и не вернётся.
Старый дед Всемир, доживший до окончания войны, радовался больше всех:
— Дожил до мира! Теперь могу спокойно отходить к предкам — знаю, что внуки будут жить в согласии.
---
Глава 31. Духовные изменения
Окончание войны повлияло и на духовную жизнь. В храмах стали чаще служить благодарственные обряды, просить богов о сохранении мира.
Волхв Велимудр создал новую молитву:
— Род Небесный, Перун-громовержец, Сварог-кузнец! Благодарим вас за дарованный мир. Помогите нам хранить его так же верно, как хранили мы честь в войне.
В Капище стали собираться не только рассены, но и аримы — купцы, дипломаты, учёные. Волхвы рассказывали им о рассенской вере, а они делились знаниями о своих обычаях.
---
Глава 32. Память о войне
Хотя война закончилась, память о ней сохранялась. В каждом селении, в каждом роду помнили погибших воинов. Им ставили памятные камни, слагали песни, рассказывали предания.
— Не забывайте павших героев, — наставлял князь Асур молодёжь. — Они отдали жизни за то, чтобы вы могли жить в мире. Их подвиг должен жить в веках.
Одновременно появились легенды о самой войне, о её героях с обеих сторон. Постепенно вражда уходила, оставляя место уважению к доблести противника.
---
Глава 33. Символ Победы
Победа в войне с Аримией была увековечена в символе белого всадника на коне, поражающего копьём дракона. Этот образ высекали в камне, отливали из металла, вышивали на тканях.
— Это наша победа над Великим Драконом, — объясняли волхвы. — Не уничтожение врага, а торжество справедливости и мира.
Позже, когда на Русь пришло христианство, этот древний символ был переосмыслен как образ святого Георгия Победоносца. Но первоначальный смысл оставался тем же — победа добра над злом, света над тьмой.
---
Глава 34. Новые поколения
Прошло десять лет после Сотворения Мира. Выросло новое поколение, которое знало о войне только по рассказам стариков. Эти молодые люди воспринимали мир с аримами как естественное состояние.
Сын Ратибора, маленький Светозар, играл с детьми аримских купцов, которые жили в Асгарде. Для него не было ничего странного в том, что люди выглядят по-разному и говорят на разных языках.
— Папа, а почему дядя Лин Фэй рисует такие смешные закорючки вместо рун? — спрашивал он.
— Это не закорючки, сынок, — терпеливо объяснял Ратибор. — Это их письменность. У каждого народа свой способ записывать слова.
---
Глава 35. Развитие ремёсел и наук
Мирное время способствовало развитию ремёсел и наук. Мастера получили возможность совершенствовать своё искусство, не отвлекаясь на изготовление оружия.
Кузнец Огнемир, тесть дочери воеводы Светодара, стал создавать не только мечи, но и художественные изделия — кубки, украшения, церковную утварь для храмов.
— В войну ковал я смерть, — говорил он, — теперь творю красоту.
Звездочёты получили возможность обмениваться знаниями с аримскими учёными. Вместе они создали более точные календари, научились лучше предсказывать затмения и другие небесные явления.
---
Глава 36. Торжество мира
Через двадцать лет после Сотворения Мира князь Асур решил устроить великое торжество в память об этом событии. В Асгард съехались представители всех родов Рассении, прибыли послы от Лун-вана.
Празднество длилось девять дней — по числу дней в рассенской неделе. Были состязания воинов, выставки ремесленников, выступления певцов и сказителей.
Старый волхв Велимудр, уже с трудом передвигавшийся, произнёс торжественную речь:
— Двадцать лет назад здесь, в нашем священном граде, мы получили весть о том, что война закончилась. Двадцать лет мы живём в мире с нашими соседями. Пусть же этот мир продлится ещё тысячу лет!
---
Глава 37. Завет потомкам
Чувствуя приближение старости, князь Асур созвал всех волхвов и мудрецов, чтобы записать завет будущим поколениям:
— Дети мои и внуки, потомки великого Рода! Помните всегда — мир дороже любой победы. Мы смогли остановить войну не потому, что были сильнее врагов, а потому, что оказались мудрее.
— Если когда-нибудь снова придёт время испытаний, ищите путь к миру. Воюйте только тогда, когда нет другого выхода, и всегда помните — цель войны должна быть мир.
Эти слова были высечены золотыми рунами на камне и помещены в Великом Капище Инглии, чтобы каждый мог их прочесть.
---
Глава 38. Эпилог: Наследие Звёздного Храма
Прошли века. Многое изменилось на земле. Приходили и уходили новые народы, возникали и рушились государства. Но память о Сотворении Мира в Звёздном Храме продолжала жить.
Летоисчисление от того памятного дня сохранялось до времён Петра Великого, который ввёл новый календарь. Но в народной памяти, в преданиях и легендах событие это не забылось.
И до сих пор, когда люди говорят о важном соглашении, о примирении врагов, о торжестве мира над войной, они вспоминают древнюю мудрость:
*«Мир сотворить труднее, чем разрушить, но радость от этого больше.»*
А символ белого всадника, поражающего дракона, по-прежнему напоминает о том, что даже самые жестокие враги могут стать друзьями, если найдут в себе мудрость и мужество для примирения.
**Так была сотворена первая страница в великой книге мира между народами. И пусть эта страница никогда не будет последней.**
---
КОНЕЦ ПЕРВОЙ КНИГИ
*Продолжение следует...*
---
*Выражаю благодарность всем хранителям древних преданий, благодаря которым эта история дошла до наших дней.*
© Константин Сандалов, 2025
Свидетельство о публикации №225062500914