Первенец эпохи чайных клиперов
В 1843 году торговое судно «Paul Jones» совершало длительный переход из китайского Кантона в Нью – Йорк. На его борту находился американский предприниматель, один из пионеров торговых отношений с Китаем Вильям Генри Лоу. Ранее он представлял там торговую компанию «Russell & Co», а сейчас нью – йоркскую - «A.A. Low & Bro…». Американские торговцы расширяли своё присутствие в китайской торговле, где преобладали англичане, вывозившие шёлк, чай и фарфор. Капитаном «Paul Jones» был знаменитый мореплаватель, исследователь и кораблестроитель парусных судов Натаниэль Браун Палмер.
Вечерами в каюте корабля, попыхивая сигарами, оба вели неторопливые беседы, сетуя на утомительное и долгое путешествие вследствие медленного передвижения.
- «Сэр, - обращался к своему визави Натаниэль Палмер, - я думаю вы разделите моё мнение о том, что наше судно могло бы двигаться значительно быстрее, будь оно другим по конструкции».
- «Да, я прекрасно осведомлён о том, что вы, Нат, всё знаете о сильных и слабых сторонах океанских судов. Ну и, конечно, могли бы предложить нечто новое для быстрой переброски ценных грузов», - отвечал В. Лоу.
После этого замечания капитан Н. Палмер извлёк из своего кармана небольшой кусок дерева, напоминавший по конфигурации корпус судна.
- «Посмотрите, сэр! Это идеальный, по моим соображениям, хорошо обтекаемый корпус будущего парусного корабля. Его вогнутый острый нос будет разрезать воду подобно резаку, что значительно увеличит скорость, плюс большое количество парусов – прямых и косых при хорошем ветре сделает его быстроходным.
- «Вы, Нат, я вижу, действительно не зря использовали время нашего затянувшегося плавания. А что если нам по возвращении подать идею руководству «A. A. Low & Bro…» о постройке нового судна, предложенного вами. Такой корабль позволит перевозить наши товары значительно быстрее».
Прошло совсем немного времени с того дня, когда «Paul Jones» ошвартовался у причала на Ист – Ривер, как компания «A. A. Low & Bro…» заказала верфи «Brown & Bell» постройку судна по проекту Н. Палмера, дополненному математическими выкладками ведущего кораблестроителя Джона Уиллиса Гриффитса.
Корабль был построен в мае 1844 года и получил название «Houqua» в честь богатого китайского партнёра У Бинцзяня, на западе известного как Хокуа или Хокуан. Состояние китайца оценивалось в 28 миллионов долларов, он стоял во главе торговой системы Кантона и регулировал всю внешнюю торговлю Китая.
Так, благодаря проницательности и деловой хватке представителей компании «A. A. Low & Bro…» - братьев Эбиэлю и Джозайзи Лоу в короткое время появился новый корабль – прообраз будущих клиперов, а компания стала одной из ведущих американских компаний в торговле с Китаем и Японией. Вслед за «Houqua» появились клипера «Samuel Russell», «Сontest» и «Jacob Bell», которые с грузами достигали американских берегов быстрее своих конкурентов.
В Китае Лоу давали указание своим капитанам при покупке чая не спешить, позволяя другим купить первый урожай, а забирать последний сбор по низкой цене.
«Houqua» доставлял грузы из Китая и Японии. Однажды, у мыса Горн во время жестокого шторма на него упал метеорит размером с человеческую голову, сломав верхушку одной из мачт, чем сильно напугал команду. Однако, его ожидала незавидная судьба, в 1864 году, отправившись из Иокогамы в Нью – Йорк, «Houqua» пропал без вести.
Этот корабль был предвестником эпохи быстроходных клиперов, которые прославились как «гончие океанов».
23 июня 2025 г. Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №225062500925
Вячеслав Горелов 25.06.2025 19:21 Заявить о нарушении