Первенец эпохи чайных клиперов

                ПЕРВЕНЕЦ   ЭПОХИ   ЧАЙНЫХ   КЛИПЕРОВ


В  1843  году  торговое  судно  «Paul  Jones»  совершало  длительный  переход  из  китайского  Кантона  в  Нью – Йорк. На  его  борту  находился  американский  предприниматель, один  из  пионеров  торговых  отношений  с  Китаем  Вильям  Генри  Лоу. Ранее  он  представлял  там  торговую  компанию  «Russell & Co», а  сейчас  нью – йоркскую  -  «A.A. Low & Bro…». Американские  торговцы  расширяли  своё  присутствие  в  китайской  торговле, где  преобладали  англичане, вывозившие  шёлк, чай  и  фарфор. Капитаном  «Paul  Jones»  был  знаменитый  мореплаватель, исследователь  и  кораблестроитель  парусных  судов  Натаниэль  Браун  Палмер.

Вечерами  в  каюте  корабля, попыхивая  сигарами, оба  вели  неторопливые  беседы, сетуя  на  утомительное  и  долгое  путешествие  вследствие  медленного  передвижения.

- «Сэр, - обращался  к  своему  визави  Натаниэль  Палмер, - я  думаю  вы  разделите  моё  мнение  о  том, что  наше  судно  могло  бы  двигаться  значительно  быстрее, будь  оно  другим  по  конструкции».

- «Да, я  прекрасно  осведомлён  о  том, что  вы, Нат, всё  знаете  о  сильных  и  слабых  сторонах  океанских  судов.  Ну  и, конечно, могли  бы  предложить  нечто  новое  для  быстрой  переброски  ценных  грузов», - отвечал  В. Лоу.

После  этого  замечания  капитан  Н. Палмер  извлёк  из  своего  кармана  небольшой  кусок  дерева, напоминавший  по  конфигурации  корпус  судна.

- «Посмотрите, сэр! Это  идеальный, по  моим  соображениям, хорошо  обтекаемый  корпус  будущего  парусного  корабля. Его  вогнутый  острый  нос  будет  разрезать  воду  подобно  резаку, что  значительно  увеличит  скорость, плюс  большое  количество  парусов – прямых  и  косых  при  хорошем  ветре  сделает  его  быстроходным.

- «Вы, Нат, я  вижу, действительно  не  зря  использовали  время  нашего  затянувшегося  плавания. А  что  если  нам  по  возвращении  подать  идею  руководству  «A. A. Low & Bro…»  о  постройке  нового  судна, предложенного  вами. Такой  корабль  позволит  перевозить  наши  товары  значительно  быстрее».

Прошло  совсем  немного  времени  с  того  дня, когда  «Paul  Jones»  ошвартовался  у  причала  на  Ист – Ривер, как  компания  «A. A. Low & Bro…»  заказала  верфи  «Brown & Bell»  постройку  судна  по  проекту  Н. Палмера, дополненному  математическими  выкладками  ведущего  кораблестроителя  Джона  Уиллиса  Гриффитса.

Корабль  был  построен  в  мае  1844  года  и  получил  название  «Houqua»  в  честь  богатого  китайского  партнёра  У  Бинцзяня, на  западе  известного  как  Хокуа  или  Хокуан. Состояние  китайца  оценивалось  в  28  миллионов  долларов, он  стоял  во  главе  торговой  системы  Кантона  и  регулировал  всю  внешнюю  торговлю  Китая.

Так, благодаря  проницательности  и  деловой  хватке  представителей  компании  «A. A. Low & Bro…» - братьев  Эбиэлю  и  Джозайзи  Лоу  в  короткое  время  появился  новый  корабль – прообраз  будущих  клиперов, а  компания  стала  одной  из  ведущих  американских  компаний  в  торговле  с  Китаем  и  Японией. Вслед  за  «Houqua»  появились  клипера  «Samuel  Russell», «Сontest»  и  «Jacob  Bell», которые  с  грузами  достигали  американских  берегов  быстрее  своих  конкурентов.
В  Китае  Лоу  давали  указание  своим  капитанам  при  покупке  чая  не  спешить, позволяя  другим  купить  первый  урожай, а  забирать  последний  сбор  по  низкой  цене.

«Houqua»  доставлял  грузы  из  Китая  и  Японии. Однажды, у  мыса  Горн  во  время  жестокого  шторма  на  него  упал  метеорит  размером  с  человеческую  голову, сломав  верхушку  одной  из  мачт, чем  сильно  напугал  команду. Однако, его  ожидала  незавидная  судьба, в  1864  году, отправившись  из  Иокогамы  в  Нью – Йорк, «Houqua»  пропал  без  вести.
Этот  корабль  был  предвестником  эпохи  быстроходных  клиперов, которые  прославились  как  «гончие  океанов».

23 июня  2025  г.                Вячеслав  Прытков 


Рецензии
Я в детстве строил модели парусных, и других судов, до 1й мировой войны, и у меня вопрос, есть ли универсальная формула для обводов судна, с учётом специфики, конечно?

Вячеслав Горелов   25.06.2025 19:21     Заявить о нарушении