Как живется с пулей в голове?
Во время форсирования Днепра в конце 1943 года от взрыва фугасной бомбы ему в область темени, словно стрела, воткнулся острый осколок. Казалось бы - верная смерть, но он на удивление всем выжил. Более того, из госпиталя вышел практически нормальным человеком, только вот стал каким-то ленивым и нервным. Как случаются такие чудеса удивлялись все соседи и знакомые старого солдата. А тут как раз ничего фантастического и нет.
Многие люди, несведущие в медицине, полагают будто любое тяжелое ранение в голову обязательно ведет к летальному исходу. Между тем – это далеко не так, поскольку все зависит от того, какие зоны мозга задеты инородным предметом. Именно в них следует искать причины столь чудесной выживаемости.
Вообще, в истории случай с раненным солдатом отнюдь не единичен. Так, в музее Гарвардского университета почти полторы сотни лет хранятся два загадочных экспоната: череп с дыркой на темени и железный прут. И то и другое некогда принадлежало железнодорожному мастеру Финеасу Гейджу.
В 1848 году из-за неосторожности в обращении этот самый прут насквозь пробил мозг Гейджа. Правда, его череп оказался в музее далеко не сразу. Незадачливый железнодорожник прожил после этого еще целых двенадцать лет. Поразительным для докторов было даже не то, что Гейдж не умер, а то, что серьезное повреждение обеих лобных долей никак не сказалось на его здоровье. Сердце работало превосходно, давление не изменилось, зрение и слух не стали хуже, память тоже, более того он, как и прежде отлично разбирался в своем деле.
Но, несмотря на это, администрация компании очень быстро уволила мастера. Виной всему стал его характер, испортившийся, буквально, на глазах. Спокойный и тактичный до аварии, он вдруг стал грубым, упрямым и хамоватым. Работать с ним стало попросту невыносимо, впрочем, и сам Гейдж особенно не держался за место по причине внезапно развившейся лени и апатии.
Феноменальный случай с Финеасом Гейджем заставил тогдашних медиков призадуматься и обратить особенное внимание на подобные ранения. Однако прошло много времени, пока медики установили, чем чреваты повреждения лобных долей мозга. Оказалось, что изменения больше носят не физический характер, а психический. Человек становился «мягкотелым», вспыльчивым, безразличным и некорректным к окружающим. Но главное, у него напрочь пропадают активность и организаторские способности.
Так что, как показывает медицинский опыт, убить человека с одной стороны - несложно, а с другой – далеко не просто.
Евгений ИВАНОВ
Свидетельство о публикации №225062500991