В чем сила русского духа? Философия русского сердц

Аннотация:В книге "В чём сила русского духа? Философия русского сердца" представлены последовательные, системно аргументированные, интересные рассуждения автора об уникальности национального менталитета. Книга адресована тем, кто желает познакомиться с культурно-нравственными традициями России: учёным, преподавателям, аспирантам и докторантам гуманитарных дисциплин, студентам гуманитарных вузов, представителям отечественного и зарубежного экспертного сообщества, а также широкому кругу читателей, интересующихся процессом формирования национальной идентичности от глубокой древности до наших дней. Читателя, несомненно, заинтересуют оригинальные выводы, сделанные на основе глубокого исследования самобытного русского фольклора, философских трудов русских учёных, исторических документов, сюжетов русской классической литературы, социально значимых фактов.

Отрывок из книги:

РУССКАЯ ДУША ВО ВСЁМ ХОРОША
Система взаимосвязей в русском характере
Русские люди не нуждаются ни в чём сверх меры.
Б. Г. Уорд
Так как же всё-таки описать тот самый «русский дух» единственно верно?
Возможно, стоит подойти к ответу на этот вопрос с точки зрения характеристики государственной истории: историческое прошлое страны, героические свершения, военные победы россиян, особенная роль в современном мире, формирование национальной культуры, искусства, традиций.
Но не менее правильным будет попытаться проникнуть в суть отношений русского человека (как носителя русского духа) и окружающего его мира.
ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ
Всяк русский человек добр. Тот же Иван-дурак из русской сказки: помогают ему на пути к счастью и природа, и люди, и волшебный мир. А почему так? Потому что добрый! Без оговорок, без условий ;— для себя или для других, полезно или нет. Просто добрый: разум вообще не слушает (потому вроде как и дурак), а слушает всегда только сердце.
ВОЛЯ, СВОБОДА
Широко раскинулась Русь! Пространства её безмерны, безграничны, недаром издавна называли её Великая Русь. Разве могут быть такие просторы невольными, несвободными? Нет в русском характере узости, душа русская широка.
Да, русский человек уникален! Широта его души неизмерима. Сколько вмещает она в себя!..
Милосердие к ближнему, строгую совесть, уважение к честному труду, высокую справедливость, беззаветную и самоотверженную любовь к родному Отечеству, к родной земле, которую он, русский человек, готов защищать «не щадя живота своего» в любую минуту.
Как это было и бывает, знает русское поле, широкое русское поле, заботливо убранное от края до края натруженными руками русского человека. В этом весь русский человек: он уважает свою родную землю и бережёт то, что ему было дано мудрой матушкой-природой.
Потому способен русский человек принять то, чего ранее не знал, но что по душе, по воле пришлось. Щедрость душевная ;— вот что человеку нашему свойственно.
ХРАБРОСТЬ, МУЖЕСТВО, СИЛА
Жить где-то в необозримом пространстве ;— надо очень храбрым быть. С такими-то просторами без мужества и силы не справишься. Вот и воспитывали в детях своих чуть ли не с рождения богатырство. И пели песни о храбрых, складывали былины о сильных, пересказывали легенды о подвигах во имя воли. Храбр не тот, кто в дому сидит, а тот, кто по воле вольной, по доброте и милости сердечной землю родную защищает.
ВЕРНОСТЬ, ВЕРА
Кому верен русский человек? Прежде всего земле, где род его жил, живёт и жить будет ;— родной земле, Родине, земле отцов, Отечеству своему. Почитай, уважай ;— и ;сам уважаем, почитаем будешь. Цени то, что даёт тебе природа­матушка, цени мудрость предков. Вот в чём выражается прежде всего верность русского человека. А ещё ;— слушай своё сердце: оно подскажет, куда смотреть ясно и с широко открытыми глазами, а перед кем смиренно, с молитвой опустить очи.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ, СОВЕСТЬ, ПРАВДА
Для русского человека ;— это та духовная ось, вокруг которой вертится вся его жизнь: от рождения и до самой смерти. От той жизни, которая осталась в родовой памяти, до той, о которой только мечтается, которая только ждётся.
О чём бы он ни думал: об урожае, о доме своём, о семье, о природе, о делах государственных, о судьбинушке своей ;— любую из этих категорий он пропускает через своё понятие свободы, а значит, и справедливости тоже (свободно = справедливо = правильно).
Надо сказать, что именно справедливость, точнее её поиски, могут стать и часто становились камнем преткновения в определении свободы по-русски.
Высшая правда в представлении русского народа ;— некий идеал, который постоянно ассимилируется с линией горизонта: имеет вполне узнаваемые очертания и признаки, но сколько ни иди к ней ;— не достигнешь, в отличие от кривды, которая рядом каждое мгновение («Правда живёт у Бога, а кривда на земле»).
Перелистнём страницы истории: когда на Руси не искали высшей правды или же справедливости? С уверенностью можно констатировать: искали всегда. Поиски справедливости — это неиссякающий в своей значимости для русского человека мотив движения вперёд, мотив искания, мотив развития. Об этом же говорил и Ф. М. Достоевский: «Высшая и самая характерная черта нашего народа ;— это чувство справедливости и жажда её».
Н. А. Бердяев в своё время был уверен: «Истина не может быть национальной, истина всегда универсальна… но разные национальности могут быть призваны к раскрытию отдельных сторон истины…» При этом русскому народу Бердяев не отказывает в антропологичности: поиск истины, правды русским народом ;— это попытки найти собственный путь, мир и своё место в этом мире, приемлемые (пусть не идеальные, но благополучные) условия существования. И, кстати, воинственность ;— не основной идентификатор (в отличие от стремления к правде) русского национального сознания (бытуют и такие утверждения).
Вспомним некоторые исторические уроки.
Очень интересно в этом смысле начало формирования русского юридического права.
Первое, что сделал князь Ярослав Владимирович (впоследствии прозванный Мудрым), приняв Новгородское княжение, ;— это вступил в открытое противостояние с отцом.
Что толкнуло Ярослава на бунт? Почему он не попытался договориться по-мирному с родным отцом? Прямых и достоверных источников об этом не сохранилось.


Рецензии