Русская изба. Традиции и обычаи
В книге собран материал о том, как строили избу - от выбора места и дерева до возведения кровли, крыльца, как справляли новоселье, какие обряды проводили, чтобы дом свой оберечь, сделать красивее. Красной нитью через всю книгу проходит мысль о значении избы в жизни человека: она не просто крыша над головой, а поддержка, опора, защита всей семьи, всего рода.
В книге использованы данные археологических раскопок, трудов известных исследователей русской старины XIX-XXI вв., памятников древнерусской письменности. Приведено множество отзывов о русской избе и русских обычаях строительства. Текстовые материалы дополнены картинами художников, гравюрами, старинными фотографиями, сохранившимися до нашего времени.
Отрывок из книги:
РОДНОЕ СЛОВО ОТ СЕРДЦА СКАЗАНО
Слово изба настолько уже стало родным для людей русских, что трудно сказать точно, как оно пришло в русский язык.
Наверное, это было так. В очень древнюю пору научились строить такие дома, где тепло может сохраняться всю долгую и холодную зиму. На улице «мороз всё разбирает да расшевеливает», а в доме тепло и уютно! Печь топили, щели хорошо паклей забивали, двери крепкие ставили, окошечки на зиму плотно закрывали — вот вам и сохранённое тепло. Стали говорить истьба — ‘истопленная’ то есть. Вот и повелось, вот и полюбилось, вот и природнилось.
А со временем появилась и избушка, избушечка, избища, избёнка — какой изба казалась с виду, таким словом и определяли.
Слов, которыми называют жилище, очень много. Они накоплены с древних времён. Их употребление во многом зависело от места расположения.
Дом;— любое жилище. Это общеславянское слово.
Изба;— дом в деревне, обычно построена из рубленого дерева.
Хата;— крестьянский дом в украинской, белорусской и южнорусской деревне. Чаще всего при деревянной внутренней основе, сверху обмазана глиной и побелена.
Курень;— казацкий дом или даже целое поселение.
Хоромы;— обычно просторный богатый дом.
Терем;— верхняя часть дома, зачастую в виде башни.
Халупа, лачуга (лачужка);— бедная небольшая изба.
СИЛЁН ТОТ, КТО В СВОЁМ ДОМЕ ЖИВЁТ
Очень и очень давно наши предки строили своё жилище так, чтобы скрыть его от врага недоброго или разбойника лихого, чтобы в любой момент можно было защититься.
Это могло быть на островке среди болот, заветную тропку среди трясины к которому знал только хозяин. Или, наоборот, на пригорочке, с которого хорошо видно всех, кто приближается. Или среди овражков, которые водой были заполнены и корягами колкими — попробуй пройди средь них! Для верности ещё и частокол ставили. Какое бы место ни выбирали, главным было сохранить свой род, не дать врагам разорить дом.
Часто жили в землянках, которые, если враг нападал часто, и бросить было не жалко: снимались всей семьёй и уходили в другое место.
Но шло время. Русь становилась сильной и крепкой. Строились города большие и деревни малые. А в деревнях — избы деревянные.
ПОЧЕМУ РУСЬ НАЗЫВАЮТ КОНДОВОЙ?
Сейчас слово «кондов;й (к;ндовый)» почти забыто.
Тем не менее в словаре В. И.;Даля читаем: «Конда — боровая сосна, крепкая, многослойная и смолистая, растущая на сухом месте; древесина её бывает красновата, и дерево также называют рудовым <…>. Кондовый арх. вологодск. вят. сиб. о лесе: крепкий, плотный и здоровый, не трухлявый».
Долгое время на севере сосновый лес, пригодный для строительства надёжных, крепких, тёплых домов, называли кондовым.
«Старая высокая изба, поставленная из кондового леса, выходила огородом на озеро».
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Золото», 1892.
«Приземистый, построенный из кондового леса — в обхват бревно — дом Кожемякина стоял боком на улицу…».
М. Горький «Жизнь Матвея Кожемякина», 1911.
Но постепенно кондовыми стали называть людей, обладавших примерно такими же качествами, как и избы, которые они строили и в которых жили: основательных, прочно стоявших на земле и её почитавших.
В XVIII–XIX вв. появились кондовые мужики (обычные, необразованные, работавшие в поле), кондовые семьи (семьи крестьян, живших в домах из кондового леса)… Неудивительно, что к;XX в. кондовой стала вся Русь.
«Пальнём-ка пулей в Святую Русь — в кондовую, в избяную…».
А. Блок «Двенадцать», 1918.
Рождество избы
От кудрявых стружек тянет смолью,
Духовит, как улей, белый сруб.
Крепкогрудый плотник тешет колья,
На слова медлителен и скуп.
Тепел паз, захватисты кокоры,
Крутолоб тесовый шоломок.
Будут рябью писаны подзоры
И лудянкой выпестрен конёк.
По стене, как зернь, пройдут зарубки:
Сукрест, лапки, крапица, рядки,
Чтоб избе-молодке в красной шубке
Явь и сонь мерещились легки.
Свидетельство о публикации №225062601265