Майская зелень
Трава на склонах армянских гор ранней весной прорастает первыми жёлтенькими цветочками. Тут и там брызги маков, которые сливаются в красное поле вдали. Насытиться этими видами невозможно — в ущелье ли, в горах, вдоль дороги, - всё кажется мало!
Стоит немного отъехать от города, как оказываешься в настоящем заповеднике, где на каждом шагу - новый цветок, новое растение.
Жаль ступить на них, но как не выбирай дорогу, приходится.
Некоторые - колючие - успевают вонзиться в одежду, проникнуть в кроссовки, оставить царапины на ногах. Ничего! Это небольшая плата за невероятное наслаждение красотой.
Перед каждым растением приходится вставать на колени и фотографировать.
От земли исходит тепло. Пахнет чабрецом, шалфеем, полынью, - как будто кто-то варит приворотное зелье. Один раз вкусишь - и ни за что не разлюбишь эти места.
В воздухе висит многоголосье невидимых насекомых. Если приглядеться, они повсюду: летают над цветами, ползают по земле и камням.
Что это проскользнуло в густую траву? Говорят, тут можно встретить гюрзу. Хорошо, что никто из обитателей этого заповедника не нападает на путешественников, даже гигантские муравьи.
Видимо, закон гостеприимства распространяется и на армянскую фауну.
Лиса, конечно, не поздоровалась, но деловито пробежала тенёчком от миндальных деревьев на водопой, держа рыжий хвост строго параллельно земле.
Идти под полуденным солнцем в гору с непривычки тяжело. Хорошо, что большое облако прикрыло солнце и чуть приглушило жару, ведь хочется пройти дальше, на макушку холма, туда, где густой шевелюрой красуется сосновый лес.
Из высокой травы торчат розово-сиреневые свечи. К рыжему камню прилепился белый кустик мелких соцветий, похожий на букет невесты.
Рядом - высокие белые «зонтики», дающие кружевную тень.
Ещё шаг — и вот горит пышный фейерверк ярко-жёлтого тысячелистника.
Пряди дикорастущей пшеницы уложены ветром в небрежную причёску и украшены васильками.
Осторожно:какое-то серебристое растение, похожее на репейник! Оно внушает опасение уже потому, что рядом с ним нет других цветов. На верхушке прямого стебля, обвитого когтистыми листьями, - малиновый цветок. Он чувствует себя в безопасности.
Да и кто додумается рвать цветы в этом раю?
Другое дело - трава съедобная: цнебек, мандак, пиперт, урц, синдрик, резак банджар, хаджелус, телук ...
Её добывают на горных склонах местные жители, которые без сомнения разбираются в ботанике. Видов больше трёхсот!
Петрушка, кинза, укроп не считаются. Они продаются пучками, похожими на букеты, которые едва помещаются в руке.
Нельзя говорить «трава»: армяне обязательно поправят: «зелень». Но если покупаешь её - ты, практически, свой!
Пока продавец наполняет разнотравьем большой пакет - охапка за охапкой, - мелькнёт лишь знакомый лист одуванчика или щавеля.
Провожая растерянным взглядом остальные, абсолютно не знакомые, задаёшься вопросом: «А съедобно ли всё это?» Ответ: «Да! И очень вкусно!»
Из диких трав готовят начинку для «джингаловхац» — лепёшки из тончайшего теста.
Весной надо обязательно попробовать майскую зелень, полюбоваться цветастыми полянами трав и попробовать всё это нарисовать!
Июнь 2025
Свидетельство о публикации №225062601272