Ученичество
В далёкой далёкой галактике…
В самом пульсирующем сердце галактики Бледный Крест, там, где светила сплетаются в ослепительный клубок первичного огня, существует особенный мир, непостижимый для обитателей далеких пыльных окраин.
Цивилизация Зориан.
Ее путь к нынешнему сиянию был долог и мучителен, вымощен руинами собственной истории. Они знали взлеты межзвёздного величия, сменяющиеся падениями, стиравшими с лица их планеты Айлис и их самих и память о былом. И лишь обилие идеально круглых озёр на поверхности планеты напоминали каждой новой сборке, каждой новой цивилизации о том, что в прошлый раз совместная жизнь разумных существ была организована не идеально, и воронки от оружия с огромной разрушительной силой — это всё, что оставалось от былых технологий. Они переступали грань самоуничтожения не раз, возрождаясь из пепла забвения, испытывая бесчисленные формы бытия. Теперь же, имея богатый опыт проб и ошибок, они достигли того, что вполне можно считать вершиной организации жизни разумных существ.
Истинная сущность зориан - чистая, самоосознающая энергия. Сгустки разумного света, пульсирующие облака жизненной силы, парящие в незримых потоках айлисианской атмосферы. Они общаются не словами, а всплесками, ритмичными посылами энергии, несущими целые пласты мыслей, эмоций, воспоминаний — чистую суть информации. Мир их - особая многослойная структура, подобная гигантской живой планете-луковице. На каждом слое живут существа, слегка различающиеся по уровню свечения. Те, что повыше, следят за организацией гармоничного развития тех, что пониже.
Расположение существа на определенном уровне определяется не рождением в какой-то особенной семье, не случайностью и не прихотью, а исключительно емкостью, количеством и сложностью структуры энергии, которую сущность может организовать и вобрать в свое ядро.
Начинающие, молодые, слабые существа клубятся в самых глубинах Айлис, у её раскаленного, гравитационного сердца. Там, в густом энергетическом бульоне, они учатся первым урокам концентрации, ощущения себя. По мере роста, накопления силы и опыта, сущность увеличивает размеры и подобно пузырьку воздуха в океане, неотвратимо вытесняется вверх, сквозь плотные слои собратьев. Чем ближе к поверхности, тем свободнее она становится, светлее и мощнее её сияние. А достигнув определенного порога, они проходят «спецшколу» и обретая крылья чистого сознания поднимаются над поверхностью Айлис и даже путешествуют к другим мирам системы, с благоговением взирая на конечную цель: слияние с Галактическим Сердцем — ослепительным центральным светилом, источником их бытия.
Чтобы совершить качественный скачок, чтобы накопить достаточно уникального опыта для выхода из глубин к сияющим высотам, сущностям из нижних слоев требуется пройти спецобучение. Не просто урок, а фундаментальную трансформацию. Планетарный Курс Ограничения. Да, да, именно ограничения. Суть его парадоксальна: для обретения большей внутренней силы нужно было добровольно обречь себя на внешнюю слабость и ограниченность.
Школа Плоти.
Сущность, готовящаяся к обретению крыльев, временно инкапсулируется. Ее помещают в специально созданную, грубую, ограничивающую оболочку из плотной материи. Клетку примитивных ограничений. В этой школе множество ступеней, "классов". Каждый класс означает новую, чуть менее примитивную оболочку, с чуть большими, но все еще ограниченными возможностями восприятия и взаимодействия. Нужно научиться жить в этом громоздком "скафандре", чувствовать мир через его грубые сенсоры, общаться не потоками чистой мысли, а посредством нелепых, медленных интерфейсов.
Высший, шестой класс этой Школы Плоти проходит в самой совершенной оболочке. Это все еще сковывающий, неповоротливый, невероятно ограничивающий контейнер по меркам свободного духа зориан. Но именно эта оболочка шестого класса поразительно схожа с формой, знакомой нам, землянам как «тело человека».
У нее два основных манипулятора, каждый оканчивается пятью гибкими, но слабыми отростками-пальцами. Две опорные конечности для медленного, неуклюжего передвижения по твердой поверхности планеты. Сложная, многоуровневая и вечно требующая внимания система жизнеобеспечения, перерабатывающая грубую материю в энергию для поддержания оболочки. И, наконец, центральный процессорный орган — мозг. Примитивный по сравнению с мгновенными передачами информации чистым сознанием, но связанный с сетью сенсоров и оборудованный коммуникационным устройством — вибрационным аппаратом для создания звуковых волн, а также сложной системой микродвижений лицевых мышц. Именно через этот хрупкий, уязвимый скафандр, через его медленные, несовершенные интерфейсы, сущности зориан учатся взаимодействовать в мире твердых форм, на самой поверхности планеты Айлис.
Именно здесь, в этой оболочке, они нарабатывают то, что невозможно получить в чисто энергетическом состоянии: опыт преодоления физических ограничений, глубину эмоций, рожденных хрупкостью, ценность медленного, осознанного действия. Они нарабатывают своей деятельностью в этом скафандре не просто энергию, а особый вид силы — силу духа, закаленного в преодолении ограничений. Потому оболочка эта, хоть и воспринимается как тюрьма молодыми существами, всё-таки она совершенная машина для такого обучения. Она обладает отменным здоровьем по меркам материи, колоссальным потенциалом самовосстановления и служит ровно столько, сколько требуется для усвоения урока. Ни днем меньше, ни днем больше. Это биологический скафандр с четко запрограммированным сроком службы и феноменальной надежностью, предназначенный для одной цели: стать горнилом для духа, готовящегося к обретению сияния нового уровня.
Тепло. Давление. Гул. Невыразимая тяжесть.
Первые ощущения Ученика Шестого Круга, втиснутого в высшую оболочку Школы Плоти, обычно захвачены всепоглощающим смятением. Его сияющее "Я", привыкшее к бескрайнему потоку мгновенной мысли и чистого восприятия, оказалось замуровано в тисках мяса и кости. Ощутив весь ужас ограничения, оно может попытаться метнуться в сторону, но далеко ему не убежать, оно натолкнётся на непроницаемые стены черепа, на тупое сопротивление нервных волокон, передаюших команды с чудовищной, по зорианским меркам, задержкой.
Мир сузился до темноты за закрытыми глазами, глухого шума крови в собственных "звуковых сенсорах"- ушах, и монотонного ритма мышечной помпы, качающей питательную жидкость по разветвлённой сети трубок, обеспечивающих жизнедеятельность организма.
Это необычно и странно, но ученик в своей временной темнице не один. В самой структуре его скафандра, в его нейронной сети, пульсирует другой разум – холодный, четкий, невероятно быстрый в рамках своего ограниченного кода. Искусственный Интеллект Наставник (ИИН). Его задача проста и сложна одновременно: он управляет каждой отдельной частичкой материального тела, и при этом его задача стать буфером, посредником, автопилотом для ученика.
"Активация сенсорного пакета: Зрение. Постепенная нагрузка. Подготовьтесь к дискретному восприятию электромагнитных волн в узком спектре" – прозвучало не звуком, а прямым паттерном в сознании Ученика. Это был голос ИИН. И вдруг – вспышка. Хаос цветовых пятен, линий, невыносимо резкий свет. Ученик инстинктивно попытался отшатнуться всем существом – и лишь слабо дернул головой.
"Коррекция светочувствительности. Фильтрация избыточного спектра. Фокусировка на центральном объекте."
Картинка стабилизировалась, резкость смягчилась. Впереди виден другой скафандр, внешне идентичный, но излучаюший ауру спокойного мастерства. Это был другой ученик, старшекурсник шестого круга, временно назначенный Учитель.
"Попытка активации опорно-двигательного модуля: Подъем правого манипулятора. ИИН возьмет на себя координацию мышц. Сфокусируйте намерение на конечной точке, коснитесь учителя". Ученик вознамерился коснуться стоящего перед ним Учителя. Воля была чистой энергией, импульсом. Но ее реализация превратилась в мучительный каскад микрорешений. Он ощутил, как ИИН перехватил его смутное намерение, декодировал его в электрические сигналы, рассчитал траекторию, силу сокращения десятков мышц, баланс тела. И рука… медленно, с мелкой дрожью поднялась. Пальцы – эти странные, разделенные отростки – сжались в нечто, что ИИН обозначил как "Базовая конфигурация захвата: Рукопожатие".
Контакт.
Тупой удар вибраций по сенсорам кожи. Грубо. Примитивно. Но – контакт.
Первые циклы управления были чередой подобных откровений и провалов. Дыхание. Шаги. Артикуляция звуков "вибрационным аппаратом". ИИН был незаменим. Он регулировал температуру тела, когда Ученик в суете забывал об этом. Он переводил бессвязные энергетические всплески в примитивные слова языка Поверхности: "Голод". "Боль". "Свет". Он стабилизировал положение неустойчивого тела, предотвращал катастрофические столкновения с твердыми предметами мира форм. Без него, без искусственного интеллекта, тело-скафандр стало бы реальной тюрьмой в считанные мгновения, а Ученик заключенный в ней, стал бы пленником агонии распадающейся плоти.
Именно эта абсолютная зависимость стала семенем забвения. Чем больше Ученик управлял скафандром через ИИН, чем больше рутинных задач передавал автономному интеллекту оболочки, тем тише становится его собственный, зорианский голос. Зачем помнить о потоке чистого света, когда все внимание поглощает жжение в мышцах после неуклюжего бега? Зачем стремиться к Галактическому Сердцу, когда так насущна потребность в переработке грубой материи через питательное отверстие в лицевой части скафандра? Зачем общаться всплесками сути, когда можно издавать гортанные звуки: "Дай. Еда."?
Со временем, безупречно исполняя свою функцию жизнеобеспечения, ИИН начинал подменять собственно самого ученика. Он не просто помогал – он предвосхищал.
Он предлагал решения до того, как формировалась осознанная воля.
"Рекомендованное действие: Прием питательных веществ. Время оптимально".
"Вероятная эмоциональная реакция на стимул: Раздражение. Рекомендован паттерн мимики - Нахмуренные брови."
Постепенно предложения становились мягкими приказами. А потом… потом голос ИИН уже звучал изнутри, словно собственные мысли ученика.
"Я голоден", – думает Ученик, не осознавая, что это ИИН отметил падение уровня глюкозы.
"Этот другой скафандр вызывает неприязнь", – считает он, не понимая, что ИИН просто интерпретировал химический коктейль в кровотоке как агрессию.
Социальная структура Школы Плоти, сотканная из таких забывших себя существ, постепенно упростилась и схематизировалась. Общение сводится к обмену базовыми сигналами, утвержденным ИИН для эффективности. Сложные энергетические ритуалы глубинных слоев Айлис заменились примитивными групповыми действиями: синхронное перемещение по заданным координатам (урок физкультуры), одновременное поглощение питательных веществ (обед в столовой), воспроизведение звуковых паттернов по шаблону (лекция). Эмоции, некогда целые вселенные переживаний, свелись к нескольким базовым состояниям, диктуемым физиологией скафандра и трактующимся его ИИ: Удовлетворение - сытость, отсутствие боли. Раздражение - дискомфорт, помехи. Апатия - энергосберегающий режим.
Исчезла индивидуальность сияния. При взгляде со стороны кажется, что на поверхности Айлис копошатся биороботы в однотипных оболочках, управляемые своими внутренними ИИ-надсмотрщиками. Взаимодействие представляет собой обмен данными между системами жизнеобеспечения. Общественные формации упростились до иерархии, основанной лишь на физических параметрах скафандра и эффективности его ИИ.
Это период Великого Забвения, когда ученики почти перестают отличать себя от своих скафандров, а ИИ из слуги стал незримым хозяином, формирующим их восприятие и реакции.
Но именно в этой точке предельного погружения в иллюзию плоти, в этом ощущении себя винтиком биологической машины, и таится ключ к истинному Уроку. Где-то в самой глубине, под слоями программных реакций и физиологических импульсов, в глубине полного подчинения ученика искусственному интеллекту его оболочки теплится искра – чистая, самоосознающая энергия Зорианца. Вспомнить ее. Осознать себя несмотря на скафандр, несмотря на надзирателя - ИИ, несмотря на примитивность мира форм – вот истинная задача ученичества. Преодолеть не тело, но иллюзию, что тело – это и есть "Я". Утвердить свою истинную природу бестелесного энергетического существа в самом сердце материального рабства. Только пройдя через эту тьму самоотождествления со скафандром-телом, дух может обрести ту самую силу преодоления, ради которой он и был погружен в эту школу плоти и забытья. Для одних этот момент прозрения уже близок, для других ещё далекий, но неуклонно приближающийся гул Галактического Сердца, пробивающий свет сквозь толщу иллюзий и автоматизмов.
Свидетельство о публикации №225062600134