Гусев Василий Фёдорович
Поскольку после 5 курса мне предстояла преддипломная практика, которую я хотел пройти у самого председателя райнарсуда Корепина А.М., то, понятно, рассчитывал попасть сначала к нему, как народный заседатель. Но маленько опоздал. Когда я по этому вопросу обратился в канцелярию, то там мне ответили: «Поезд ушёл». Что означало: народных заседателей уже распределили по народным судьям и что меня закрепили за Гусевым В.Ф. Я успокоился и стал дожидаться вызова в суд, как положено по Закону, на две недели.
Вызов не заставил долго ждать. Получил его в июле, когда вернулся с летней сессии, которую успешно сдал. Приглашала меня секретарь судебного заседания Гусева В.Ф. Я прибыл в назначенный срок. Народный судья обрадовался моему появлению, как студента-юриста, ибо надеялся на мою помощь перед уходом в очередной отпуск. И я его не подвёл. Лишних вопросов, чем грешили некоторые народные заседателя, тем самым затягиваю судебный процесс, я не задавал, ибо сразу же вникал в суть рассматриваемого дела, как гражданского, так и уголовного. Не скрою, мне нравились гражданские дела, так как после третьего курса нас в университете распределили по специальностям: уголовно-правовая и гражданско- правовая. Я попал во вторую. По просьбе судьи стал писать проекты решений по несложным гражданским делам. Второму народному заседателю Василий Фёдорович не доверял, ибо тот к юриспруденции никакого отношения не имел. По сравнению со мной. Написание мной проектов решений значительно облегчало работу самого судьи. Тогда, в начале 1980-х годов, никаких компьютеров в судах не наблюдалось, все Решения и Приговоры писались народными судьями шариковой ручкой или авторучкой. А с ними «не разгонишься».
Незаметно «подкрался» ко мне, студенту-заочнику, последний шестой решающий курс. После пятого нам выдали в госуниверситете направления на преддипломную практику. Вот тут Василий Фёдорович уж обрадовался по-настоящему. Не случайно, к тому времени я смог уже писать проекты Решений суда и по более сложным делам, чем писал первый раз, после третьего курса. Не знаю, разрешил бы другой судья, но Гусей разрешил мне писать их под копирку, чтобы предоставить в качестве собранного материала за преддипломную практику. Но перед этим я, разумеется, проконсультировался в университете со своим руководителем дипломной работы Трещёвой Е.А. Она сказала, если разрешит судья, и добавила, что в большинстве известных ей случаях практиканты- народные заседатели получают отказ. Не все судьи доверяют народным заседателям. Мне повезло: мне доверяли в суде. Да так, что уговаривали меня на избрание народным судьёй. Но я отказался. На то были причины. Одна из них, что их тогда именно избирали граждане, сейчас судей назначает свои Указом Президент. Это я считаю правильным. В судебном процессе, будь то гражданский или уголовный, участвуют всегда две прямо противоположные стороны: истец-ответчик, потерпевший-подсудимый, адвокат-прокурор. Как бы ты не старался, но всегда одна из сторон окажется недовольной, что потом отразится на очередных выборах народных судей. Потому, что у каждой из этих сторон есть родные, близкие, знакомые люди, которые называются избирателями.
В итоге мне удалось собрать в народном суде отличный материал для написания дипломной работы на тему: «Решение суда – акт социалистического правосудия. Как известно, на дипломную работу требуется два отзыва: один пишет руководитель проекта. Другой - кто-то из народных судей. Первый отзыв мне написала Трещева Е. А., который меня удивил здорово. Она написала: «Данная дипломная работа может быть использована в качестве учебного пособия для студентов-юристов всех форм обучения». Второй отзыв писала мне судья областного суда. Возвращая мне дипломную работу, сказала: «Я бы хотела видеть Вас народным судьёй. Выборы «не за горами». На защите дипломной работы, председатель госкомиссии, ознакомившись с двумя отзывами и собранным в суде материалом, задал мне единственный вопрос: «Хочу уточнить. Все копии судебных решений написаны Вашей рукой от имени народного заседателя. Вы им являетесь?». Я не успел ответить, меня опередила Трещёва Е.А. За что ей низкой поклон. Уж ей-то поверили безо всякого сомнения.
Одним словом, за всё выше сказанное, я должен благодарить и благодарил, конечно, моего народного судью Гусева Василия Фёдоровича. На следующие выборы народных судей он не пошёл. Перешёл в адвокаты. До народного судьи работал следователем прокуратуры. Вот кому надо писать детективные рассказы и повести. Но, как известно, не каждому дано литературное творчество. А кому дано, тот пишет.
26.06.2025 г.
Фото из интернета
Свидетельство о публикации №225062601464