011 Амбодик-Максимович 1744-1812

Амбодик - один из основоположников российской акушерской и педиатрической школ. Автор первого русскоязычного руководства по фитотерапии. Настоящее имя этого знаменитого врача- Максимович Нестор Максимович. Шутя над повторением фамилии и отчества, юноша взял себе псевдоним Амбодик, ведь по-латыни Амбодик переводится как "скажи дважды".

Родился Нестор Максимович в 1744 году в Киевской губернии в семье церковного настоятеля. Он выбрал стезю духовного служения и стал учился на богослова. В 1768 году Амбодик окончил Киево-Могилянскую духовной академии Нестор и отправился в Москву в распоряжение законодательной «Комиссии о сочинении проекта нового Уложения», учрежденной императрицей Екатериной II. Комиссия оценила высокую эрудицию молодого богослова и направила его учиться на медицинский факультет Московского университета. Уже на следующий год Амбодик перевелся в Санкт-Петербургскую хирургическую школу при военных госпиталях.

В 1770 году в числе троих особо отличившихся студентов, Амбодик, по стипендии из фонда княгини Е. Д. Голицыной-Кантемир, был направлен учиться медицине и бабичьему, т.е. акушерскому делу в Страсбургский университет. Князь Д.М. Голицын, исполнял пожелание своей жены, скончавшейся в Париже в 1761 г. Известно, что княгиня Голицина интересовалась медициной и по духовному завещанию оставила крупное пожертвование в пользу повивального дела в России. На проценты с завещанного ею капитала в 20000 руб. через каждые 6 лет должны были отправляться трое из питомцев Московского университета, природные русские, в Страсбургский университет, славившийся в то время наилучшим преподаванием повивального искусства. Таким образом в 1770 г. в Страсбург отправились трое студентов, включая и Н.М.Максимовича.

В Страсбурге Амбодик учился акушерству у знаменитого профессора Ридерера, но диссертацию на ученое звание доктора медицины 26 сентября 1775 года защитил по далекой от акушерства тематике: «О печени человека». Эта диссертация получила восхищенный отзыв декана медицинского факультета Страсбургского университета Я. Р. Шпильмана. На протяжении следующего года Н. Амбодик знакомился с медициной Германии, посетив ряд немецких клиник, слушая лекции, беседуя с врачами и совершенствуясь в немецком языке.

В 1776 году Максимович вернулся дипломированным специалистом в Петербург и  преподавал в училище повивальных бабок Петербургского воспитательного дома. Одновременно он работал младшим доктором в Петербургском военном госпитале. Одновременно с этим он преподавал бабичье дело и фармакологию в госпиталях. Затем снова отправился для обучения за границу и вскоре вернулся на службу в Кронштадт в Адмиралтейский госпиталь. Круг его интересов расширяется, и теперь он читает лекции по фармакологии, физиологии, акушерству, хирургической практике. Про него говорили, что Амбодик- это целая больница в одном человеке.

10 мая 1781 года Медицинская Коллегия назначила Н. М. Амбодика возглавлять «повивальное дело» с обязанностью организовать подготовку повивальных бабок в «бабичьей школе» столицы. Нестор Максимович Максимович-Амбодик стал одним из родоначальников акушерского дела, именно ему принадлежит идея применения акушерских щипцов. Прямые и изогнутые стальные щипцы («клещи») с деревянными рукоятками, серебряный катетер и прочие инструменты были изготовлены по его собственным моделям и рисункам. Можно сказать, что он – министр бабичьего дела. Максимович-Амбодик подготовил и издал известный трактат «Искусство повивания, или Наука о бабьем деле». По его учебникам обучалось не одно поколение студентов, примечательным является тот факт, что он первым начал преподавание в медицинском университете на русском языке, до этого все лекции читались на латыни. Наряду с этим Амбодик серьезно занимался вопросами фитотерапии. В 1784 г. ученым была издана книга «Энциклопедия питания и врачевания", представляющая собой богатейшее собрание описаний лекарственных растений. В своей врачебной практике этот ученый и врач отдавал предпочтение именно лекарственным травам, полагая, что чем более полным будет единство человека с природой, тем быстрее он сможет достичь гармонии и победить заболевание. Таким образом, Нестора Максимовича-Амбодика по праву можно считать родоначальником не только акушерства, но и фитотерапии.

В Петербурге было открыто несколько школ для бабичьего дела. Нестор Максимович добился открытия при школе отделения для малоимущих рожениц, на которых обучение проводилось уже на практике. Роженицы здесь находились в прекрасных условиях, которые иногда не могли себе позволить даже обеспеченные люди: стерильные палаты, инструменты, обученный персонал и высокого уровня профессионал над ними. В своем родильном госпитале Н.М. Амбодику удалось достигнуть больших успехов. Так, родильная горячка, которая в те годы была основной причиной материнской смертности, снизилась до 5 % и держалась на таком уровне в течение многих лет.

На протяжении 7 лет, начиная с 1790 года, Н.М.Максимович был главным врачом Петербургского воспитательного дома. Он заказывал хирургические инструменты, химикаты и растительное сырье для лекарств, заверял счета аптеки, ходатайствовал о приеме на службу, отправлении на учебу своих сотрудников и повышении их жалования, о создании особых условий для лечения и отдыха больных и ослабленных детей. Доктор занимался разного рода исследованиями и выступал против физических наказаний в вопросе воспитания детей. Также он старался донести пользу закаливания детского организма.

2 мая 1797 г., в царствование Павла I, «главнокомандующей над воспитательными домами» стала императрица Мария Федоровна. Особое внимание она уделила Петербургскому дому. Выяснив, что до трети питомцев в столице включены в списки больных, императрица возмутилась и пригрозила увольнением медикам. Н. Амбодик посчитал, что его обидели незаслуженно, и попросил защиты у опекунов. Он объяснял, что приносимые в дом младенцы в большинстве своем нездоровы. При возвращении от деревенских кормилиц, у которых они проводили первые 2 - 3 года жизни, дети «покрыты чесоткой, различной сыпью, струпьями, шелудями, язвами и другими закожными болезнями», помещения дома слишком тесны, и вообще число больных зачастую «ни от начальников, ни от врачей не зависит». Совет не помог доктору, и он написал прошение об увольнении.

При Александре I Нестор Максимович был удостоен статуса коллежского советника, не имея никаких государственных должностей. Даже после ухода из больницы отделение, которое он возглавлял в прошлом, другие врачи оценивали очень высоко: все там было продумано до мелочей и с высоким уровнем комфорта для роженицы, младенца и медика. Он разработал специальную кровать для родов. «Замечательно здесь устройство родильной кровати. Эта железная кровать имеет, вместе с лежащею на ней постелью, вышину с лишком полтора аршина, так что акушер не имеет нужды нагибаться к родильнице. Верхний, обитый юфью, тюфяк составлен из нескольких кусков, могущих укладываться различно; в среднем куске сделана овальная выемка и в нее вставляется продолговатый довольно глубокий медный таз, края которого однакож стоят ниже уровня тюфяка… Новорожденному можно здесь немедленно сделать теплое купание… и тут же может ему удобно быть подана всякая помощь, в случае мнимой смерти». Амбодику принадлежит высказывание: «Солнце не должно дважды вставать над роженицей».

Последние годы жизни в Петербурге Н.М. Максимович-Амбодик проживал в собственном
доме в Хлебном переулке (с конца 19 в – Дмитровский), где, очевидно и скончался 24 июля 1812 года. Это произошло в самый разгар Отечественной войны 1812 года, всего за месяц до Бородинского сражения. Возможно поэтому российские газеты не отозвались на смерть своего знаменитого соотечественника.


Рецензии