Новое мировоззрение конец эпохи христианства
В настоящее время пришло осознание идеологического и нравственного тупика, к которому пришло человечество в своём развитии. Повсеместно заговорили о необходимости нового мировоззрения, новой парадигмы для решения социальных проблем, уже принявших глобальный характер и поставивших вопрос о выживании человеческого рода.
Однако, осознав необходимость нового взгляда на мир, даже самые активные приверженцы альтернативных точек зрения остаются в рамках утвердившихся за сотни лет общепринятых догм, выйти за которые не позволяют как отсутствие новых идей, так и зашоренность на привычных представлениях. Последнее касается, прежде всего, христианского представления о мире и человеке.
Кризис христианского мировоззрения налицо. Христианские догмы не позволяют решить ни одной жизненно важной проблемы современного общества. Да они и не нацелены на решение социальных проблем, ибо принижают значимость земной жизни до уровня подготовки к жизни после смерти и отрицают значимость материального прогресса. Мир в растерянности и нравственном упадке. Особенно это заметно в странах так называемого Запада – там христианская цивилизация зародилась, там она и завершается.
Отказ от христианства (как и любого другого религиозного мировоззрения), кажется кощунственным, так как религиозная вера лежит в основе нравственности. К тому же религия безусловно имеет под собой веские основания, а религиозное чувство присуще человеку изначально. Однако речь не идёт об отрицании христианства – речь идёт о преодолении христианства, обусловленном пониманием его истоков. Простое отрицание пагубно для христианской цивилизации, ибо лишит её всех нравственных ориентиров и приведёт к дальнейшей деградации общества.
Но что же вместо Бога? Человек! Если человек имеет представление о Боге, которого никогда не видел, значит, Он есть плод его воображения? Но откуда у человека это религиозное чувство? Не является ли представление о совершенном и всемогущем Творце мира лишь отражением его собственного внутреннего совершенства, которое он пока ещё не осознаёт, но которое присутствует в нем изначально? Не поставил ли он сам Бога на то центральное место в мироздании, которое по праву занимает сам? Не пора ли вернуть человеку достоинство, а миру – его истинного властелина?
И такую метаморфозу легко осуществить: достаточно предположить, что разумное человеческое существо появилось не случайно, не как следствие случайных мутаций и естественного отбора, а как результат целенаправленной эволюции природы и как её завершение. Такое предположение представляется вполне естественным, так как считать появление человека случайным вообще кажется глупостью, лишающей существование человека какого-то либо смысла.
Но, если предположить, что человек есть целенаправленный итог эволюции, то религиозная точка зрения на мир становится вполне понятной. В самом деле, понятие Бога как Творца мира можно будет интерпретировать как идею человека, лежащую в основании всех происходящих в природе процессов, имеющих целью появление разумного существа. В этом случае можно будет утверждать, что всё в мире имеет отношение к человеку, оправдано появлением человека и взывает к человеку. То есть Творцом мира можно будет считать Человека. Не в этом ли разгадка сентенции о человеке как «образе и подобии Бога»?
Вы спросите, а кто поставил эту цель? Никто! Это бесконечная цель, которая являет себя лишь при своей реализации, при окончательном осуществлении идеи, направляющей эволюцию природы. (По аналогии с абсолютной идеей Гегеля, которая через развитие природы пришла к самой себе в лице субъективного Духа, то есть Человека.)
Но что такое в таком случае представляет из себя цель эволюции? Это, разумеется, не конкретный человек, а некий идеальный человек, лишённый случайных черт, свойственных конкретному человеческому индивиду. Это идеальное существо рождается с каждым конкретным человеком и составляет суть последнего, его истину, живущую в нём и делающего его Человеком в той мере, в которой он ей соответствует. Представление об этом идеальном существе в христианстве нашло свой образ в лице Иисуса Христа как идеале человека, обладающего всеми непреходящими качествами, исходящими от Творца, и являющегося образцом для подражания. Этот идеал человека есть Истина и каждого из нас, и мира в целом. Становится понятным наличие в человеке религиозного чувства, восходящего к этой его идеальной сущности. Ну и каждый из нас как носитель этого совершенного существа есть Сын Божий, но не Раб Его! Иными словами, получается, что представление о Боге есть лишь представление человека о самом себе, о своей совершенной и бессмертной сути!
В сущности, подобный подход не отрицает христианство, а лишь подтверждает его довольно близкое представление об Истине. Отвергается только обращённость верующего человека вовне, к Высшим силам, ставящим его в подчинённое и униженное положение, отказывающим ему в праве самому различать добро и зло, определяющим правила его поведения и меру наказания за их нарушение.
Бог не вне человека, а внутри него, и, поэтому, точнее называть это высшее существо не Богом, а Духом. При этом божественные качества не отрываются от человека, а становятся его собственными духовными атрибутами. И отвечает человек за свои проступки не перед Богом, а перед своей совестью, наличие которой и свидетельствует о его духовности, о его внутреннем совершенстве. Грех как нарушение заповедей христианства, как преступление перед Богом, за который надлежит каяться и расплачиваться после смерти, уступает место наказанию в виде угрызений совести уже здесь, на земле, в настоящей жизни. То есть человек ответственен не перед внешней сверхъестественной силой, а перед своей идеальной сущностью, живущей в нём и направляющей его на истинный путь.
Религия вообще отрицает наличие у человека совести, то есть способности отделять добро от зла. И не может не отрицать, ибо не доверяет человеку, считает его носителем исключительно злой воли. С религиозной точки зрения только вера в Бога, следование Его заповедям, покаяние за грехи перед служителями церкви и следование их наставлениям могут направить верующего на праведный путь. Отрицание совести – разве это не абсурд, ставящий под сомнение истинность религиозного мировоззрения?!
Ещё раз: не конкретный человек является целью эволюции и её итогом, а идеальное человеческое существо, которое рождается с каждым из нас, живёт в каждом из нас и является общей для всех духовной сущностью, определяющей наше особое место в мире. И подчиняться мы должны не Богу вне нас и Его заповедям, а Духу в себе и совести, в которой проявляется отношение совершенного и бессмертного существа к своему несовершенному смертному носителю и его поступкам. Вспомните Горького: «Что такое человек? Это не ты, не я, не они, нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет в одном! Это – огромно! В этом – все начала и концы. Все – в человеке, все для человека!». Вот о чем идет речь.
И такое кардинальное изменение взгляда на место человека в мире меняет главное: придаёт смысл земной жизни конкретного человека – стать истинным представителем совершенного Духа в себе, одухотворить свою жизнь. Но единственное стремление Духа – утвердить себя Истиной мира, вырваться из своего телесного плена, ставящего его в материальную зависимость от Природы и разделяющего его с самим собой в лице своих несовершенных носителей, обособленных друг от друга и преследующих свои частные интересы. Эта наша разделенность друг от друга – единственный источник зла, скрывающий нашу внутреннюю духовную общность. Стало быть, духовной миссией человека является преодоление своей зависимости от внешнего мира, познание самого себя в Природе и совместная социальная деятельность, направленная на удовлетворение своих всевозрастающих материальных потребностей, делающих явным наше бесконечное родство с миром. И в этой совместной деятельности мы преодолеваем свою отчужденность от себе подобных, становимся необходимыми друг другу, таким образом утверждая своё внутреннее родство. В этом суть развития человечества к своей духовной свободе, подразумевающей, таким образом, и свободу материальную. Свобода человека – в реализованном материальном единстве с Природой и друг с другом, обусловленном их духовным единством.
Только такой подход обосновывает необходимость материального развития общества и даёт парадигму для решения как личностных, так и социальных проблем, стоящих перед человечеством. Проблем, от которых религия просто отмахивается, объясняя их злой волей, присущей людям, и считая мирскую жизнь лишь испытанием перед жизнью вечной. Только такой подход возвышает человека как носителя Истины и открывает путь к истинной свободе.
Самый важный нравственный призыв христианской религии – «возлюби ближнего как самого себя». Однако для того, чтобы стать способным к такой всеобъемлющей любви не обязательно верить в Бога и ходить в церковь – достаточно обратиться внутрь себя к своей общей для всех идеальной сущности, делающей нас родственными по Духу и стремящейся преодолеть нашу внешнюю отчуждённость. То есть любовь к ближнему – это наше врождённое стремление к духовной свободе, стремление разделенного Духа к единству с самим собой.
Свидетельство о публикации №225062601728