Белой акации гроздья душистые...

Белой акации гроздья душистые...

Вчера вдохнула аромат и мысли улетели далеко в воспоминания, перешагнули их и понеслись в историю.

Конечно, сразу вспоминается фильм "Дни Турбиных" и роман Булгакова "Белая гвардия". Голос Людмилы Сенчиной для меня навсегда с запахом белой акации.

Мало кто помнит, что этот известный романс о другом романсе, дореволюционном. Он появился безымянной сиротой в 1902 году как "Известный цыганский романс". Его исполняли Варя Панина, Юрий Морфесси, Мария Эмская, Николай Северский, Софья Сергеева, братья Садовниковы... Одно время он назывался "Белая акация".

В 1914 году романс превратился в солдатскую песню, ну а вихри 1917 г. изменили его до неузнаваемости. Сделать из романса марши и гимны красных и белых, поменять слова и считать, что это всё ещё он? Революционная "Смело мы в бой пойдём за власть Советов" и деникинская "Мы смело в бой пойдём за Русь Святую" — это всё та же "Белая акация"? Для меня, не музыканта, узнать об этом было странно. Но если вслушаться... А ведь правда!

В начале 70-х годов прошлого века известный актёр и прекрасный режиссёр Владимир Басов приступил к постановке фильма "Дни Турбиных". В нём прозвучали те песни Гражданской войны и появилась новая, необыкновенный романс о романсе.

Во времена премьеры фильма я была ещё очень маленькая, чтобы понимать всю трагедию времени. Но музыка... Но голос Людмилы Сенчиной... В нашей семье очень любили радио. Помню, как я сначала замирала у бело-серого приёмника, а потом бросалась делать звук погромче. Трепетали какие-то струны детской души, светлая грусть и ещё что-то непонятное взмывали ввысь.

Прошли годы. Много. Но я всё также замираю при звуках этого романса. Не знаю, как для старшего поколения, но для меня романс о романсе звучит трепетнее первоисточника. Думаю, булгаковский роман, в отличие от архивного документа или параграфа учебника, тоже оголяет нерв души и то время передаёт во всём смятении.

Вот такая история, страны, песни, кино, необыкновенно душистого, нежного дерева. И немного жизни. Почему-то думаю, что не одной.

P.S. Четыре романса — четыре истории и три времени.

22 мая 2025 г.


Рецензии