Парадокс

Город жил в вечном полумраке, сотканном из сизого дыма. Он струился из окон квартир, клубился над тротуарами, оседал на фасадах домов, как налет времени. Воздух был густым и терпким, пропитанным ароматом табака, который стал второй кожей этого общества. Люди курили везде: на ходу, сидя за столиками кафе, в парках, даже в детских учреждениях, где сердобольные родители старались проветрить помещение от «неприятного запаха», зажигая очередную папиросу. Курение было не просто привычкой, а ритуалом, символом принадлежности, социальным маркером. Отказаться от него означало вычеркнуть себя из жизни, стать белой вороной, объектом любопытства и осуждения.

И был среди них Илья. Илья не курил. Никогда. Это было не сознательным протестом, не борьбой с зависимостью, которой у него никогда не было. Просто так сложилось. Родители его были противники табака, и в доме Илья не видел ни единой сигареты. Он вырос в атмосфере свежести, чистоты воздуха, которая казалась чуждой этому дымному миру. В школе его дразнили, но Илья лишь улыбался, чувствуя себя скорее наблюдателем, чем участником всеобщего ритуала.

Он видел, как его друзья и знакомые, начиная с юности, постепенно втягивались в эту дымную паутину. Сначала – одна сигаретка «за компанию», потом – две, а вскоре дым становился неотъемлемой частью их вечеров. Илья наблюдал за этим с легкой печалью. Он видел, как стихает смех, когда человек отвлекается, чтобы затушить окурок, как бледнеют лица, как появляется кашель, который списывают на «простуду». Но сколько бы он ни говорил об этом, сколько бы ни пытался донести до них вред, его слова тонули в дыму.

Годы шли. Город становился все более задымленным. Илья же жил своей жизнью, нетронутой этим всеобщим недугом. Он занимался спортом, много гулял на свежем воздухе, читал книги, мечтал о далеких путешествиях. Он был полон жизни, энергии, которой, казалось, не было у его дымящих сверстников. Но время неумолимо. И вот, незаметно, болезни, которые так долго обходили Илью стороной, начали проявляться. Сначала – легкая усталость, потом – необъяснимая слабость. Врачи разводили руками, ставили диагнозы, которые звучали как приговор. В отличие от его друзей, чьи болезни развивались медленно, подкрадываясь незаметно, болезнь Ильи обрушилась на него, как ураган. Он, никогда не куривший, человек, который всегда стремился к здоровому образу жизни, оказался первым, кого застала врасплох болезнь.

Больничная палата. Белые стены, резкий запах лекарств, тишина, прерываемая лишь писком аппаратуры. Илья лежал, слабый, исхудавший, но глаза его еще горели прежним огнем. Рядом собрались его друзья. Те самые, которые когда-то смеялись над его «недодымленностью», те, кто теперь сам с трудом дышал, но все равно умудрялся где-то поблизости, в коридоре или даже на лестничной клетке, найти момент для сигареты. Они пришли попрощаться. Их лица были полны скорби, но на фоне этой скорби Илья все равно улавливал знакомый, едва заметный привкус табака.

Илья сделал последнее усилие, собрав остатки сил. Его взгляд, блуждающий по их лицам, остановился на одном из них, на самом давнем друге, который всегда держался рядом, даже когда другие отворачивались. И тогда, с улыбкой, которая была одновременно и грустной, и полной нежности, Илья произнес свои последние слова:

«Друзья мои», – прошептал он, – «У кого есть сигарета?»

В палате повисла оглушительная тишина. Друзья переглянулись, пораженные, сбитые с толку. В их глазах читалось недоумение, смятение, но и нечто еще, что-то похожее на прозрение.

_______________

«Где радость теплится, страданья…» – так начинается стихотворение А. А. Фета «Муза». Эта строка является ярким примером оксюморона – стилистического приема, сочетающего противоположные по смыслу определения или понятия. Подобные парадоксы встречаются и в жизни: одни люди борются с проблемами, в то время как другие стараются не обращать на них внимания и продолжают жить дальше.


Рецензии