Витька, Старик и старики!

Часть 1. Слёзы мамы и мечта под угрозой.
Зовут меня Виктор Алексеевич! Но, это сейчас. А в 1985 году звали Витька Малой и учился я в 8-ом классе и меня решили исключить из школы до конца учебного года.
Весть о грядущем исключении не была неожиданностью. Хулигана, двоечника и прогульщика к ответу! Мамка проплакала все три денечка, которые оставались до педсовета. Пахан, как заслуженный шофёр, встретил это известие философски сдержанно, что подтвердил фирменной фразой «Раз…сь как хотите!».
Вылетать из школы без аттестата означало лишить меня мечты  –  направления от военкомата в ДОСААФ учиться на шофёра, чтобы уйти в армию с профессией, а после службы стать дальнобойщиком и зажить как уважаемый человек. Можно получить аттестат и просидев еще год в вечерней школе, но после вечерки направление в автошколу не давали. Да и мамку с паханом было жалко.
В общем, я метнулся к «старикам» со своей «конторы» за помощью! Да и кому мне было идти! Старики «KNZS» вату не катали!
Детали разговора раскрывать еще рано, но первое, что они сказали – «Не сс…!».

Часть 2. И вновь продолжается бой!
На педсовете были я и мама. Против меня выступала завуч Алла Викторовна. В своей речи она припомнила прогулы, двойки и много чего ещё. Всегда дипломатичная директриса Валентина Александровна поинтересовалась, что я скажу в своё оправдание.
А мог ли я что-то сказать в своё оправдание? Конечно мог. Я мог встать и сказать, что жизнь пацана не такая уж и лёгкая. Когда учиться то?! У нас всю зиму и весну строгие сборы каждый день! По субботам обязон всеми возрастами на дискач в ДК! А денег на общак нашакалить тоже время нужно, а брать на это у родаков, как некоторые делают, я не стану, не такой я человек! А когда шакалить, как не в учебное время? Чушпаны как раз в музыкалку через нашу улицу топают!
А что воскресенье? Почему учебу не подтягиваю? Нормально сказанули! А вы не знаете, что на ИТК-5 – «пятерке» сидит наш «автор» -  Костя Стакан? Так знайте! И еще знайте, что старики велели по воскресеньям для Стакана переброс делать через запретку! Литр водки в резиновую грелку и кидаешь в назначенное время через высоченный забор! Из всей конторы только я научился грелки через этот забор кидать! А до «пятерки» на электричке ехать час туда и час обратно, да пока эту электричку дождешься – вот тебе и воскресенье кончилось! Какая тут учеба!
Почему я? А кто, раз «старики» мне поручили и доверили? Мы старших уважаем, сами же нас этому в школе учили с первого класса. «Старик» сказал – исполняй всё точно и в срок. А когда сам «стариком» после армии стану, то и мне будет почёт и уважение.
В общем, мог я всё это сказать на педсовете, но…Не сказал. Только слышал мамин плач и ждал. Не понимал чего, но ждал.
Вдруг, когда Алла Викторовна, под наигранно-сочувственный взгляд директрисы, сказала, что показатели школы портить не позволит и поставила вопрос о моем исключении на голосование, в коридоре раздались уверенные и громкие шаги двух пар ног. В голове успела даже возникнуть картина, что это мои «старики» сейчас войдут в кабинет и устроят моим мучителям «доброе утро» и «добрый вечер» одновременно!
Но, в кабинет вошли не мои «старики», а самые настоящие старики – историк Калям Вагизович, носивший круглые очки в роговой оправе и походивший на поэта С.Маршака, и военрук Сергей Тихонович, чем-то напоминавший маршала Г.Жукова. Оба старых учителя были ветеранами Великой Отечественной Войны, но еще продолжали работать. Эти старики были все равно, что мои «старики», «молодые» и «авторы» вместе взятые. Их влияние в районе был непререкаемым!
Историк и военрук велели мне и маме посидеть в коридоре, что мы и сделали.
Уже находясь в коридоре до меня донеслось несколько фраз, которые оказались судьбоносными.
- Отчислять ученика написавшего лучший реферат ко дню рождения Владимира Ильича Ленина?! Как парторг я подниму этот вопрос на ближайшем партсобрании! Улям, Валентина Александровна! Улям! – до мурашек по коже строго, как умел только старый историк-офицер, произнес Калям Вагизович.
Такое заступничество было неожиданностью, но, как оказалось, не единственной.
- А гранату на республиканском смотре вы будете метать, Алла Викторовна, едрёна вошь?! – раздался чеканный голос военрука, словарный запас которого несколько уступал качеству словарного запаса историка, но не уступал последнему в силе ораторского воздействия и точности определений.
Так мама поняла, что моё исключение отменяется, а я понял, что направление в ДОСААФ считай в кармане. Обалдеть!

Часть 3. «Учиться, учиться и еще раз учиться!» (Великий В.И.Ленин).
А вот теперь пришло время поведать, чем же помогли мне мои «старики».
Как только я рассказал им свою беду, то один из «стариков» вспомнил, что скоро 115 лет со дня рождения В.И.Ленина, а историк Калям Вагизович его фанат. И этот же «старик» посоветовал написать реферат о биографии Ленина и наклеить в нем его большой цветной портрет… Нет, лучше два портрета! Тогда «пятифон» обеспечен и фиг исключат!
Идея понравилась настолько, что другой «старик» подсказал в каком почтовом ящике можно скоммуниздить журналы «Коммунист» и «Партийная жизнь», в которых полно портретов Ленина. Третий «старик» притащил книжки о Ленине и показал, что нужно выписать про его жизнь. К утру реферат с двумя огромными цветными портретами Ильича из украденных журналов был готов!
Да и писать реферат мне понравилась. Оказалось, Ленин был дерзкий пацан: сходки в Казани устраивал; от жандармов царских бегал; в ссылке был и тюрьме. А еще я узнал, что Ленин это псевдоним и что у него было еще и погоняло среди своих пацанов-большевиков – Старик! Такое вот символичное погоняло!
И за метание гранаты тоже сказать хочу. Я ведь и не знал, что дальше всех её метать начал! Спасибо Сергею Тихоновичу – заметил! Хотя, и тут без «стариков» не обошлось! Где бы я еще так натренировался, если бы не перебросы грелок для Кости Стакана?! Да нигде!
Спасибо Старику-Ленину и всем старикам за моё нелёгкое, но счастливое детство!


Рецензии
Отчего мы так любить вспоминать о советском образовании, но повторить его не можем?!
Ответ на поверхности. Мы не учитываем дуализм советской системы образования в широков смысле: собственно школы; собственно улица.
Именно в двуединстве этих, казалось бы, противоположностей и лежал успех советского образования! Не благодарите и наслаждайтесь чтением!))

Даниил Коротков   26.06.2025 08:02     Заявить о нарушении