Катулл 3

26   .  06 
КАТУЛЛ  3 .  Поэты  , создавшие  Римскую империю  .
Катулл  , создающий  тексты  священные  .
Надо  учесть  то  ,  что  Катулл был очень популярен  .
И  дошедшие  до  нас  тексты  как  раз свидетельство  популярности  именно  этих текстов  .  Возможно ,  что столько  же  текстов  ,                а  , может  быть  , и  больше  исчезли в  пучине  прошедших веков  .
Остались  те  тексты  , которые  более всех  были  копируемы  .
Среди  текстов Катулла  , сохранившихся  , много текстов  , посвящённых  богу  Гименею  . Исполняемые  на  свадьбах  часто  .
Так  часто  ,  что  дошли  до нашего времени  .
Римский  брак  сам  по себе  был  сложным  обрядом  .
Должным  подтвердить  законность  брака  .
Потому  что римским  гражданином  мог  бы  быть  только  тот  ,                кто  рождён  в  браке  , заключённом  по всем  канонам  в  незримом  присутствии  римских  богов  . Также  воинами  легионерами  могли  быть  только полноправные  римские  граждане  ,  рождённые  в браке  , справленном  по полному  обряду  .   Основная  часть  ритуала справлялась  днём   в  присутствии  жрецов  и свидетелей  . Подписывался  контракт о приданом  , посаженная  мать            
               (  пронуба  )  соединяла  руки  жениха         и невесты  , совершались  установленные  символические  действия  (  при  патрицианском  браке  новобрачные  вкушали  от полбенного  хлеба   и  сидели  на креслах  , покрытых овчиной  ;  при  плебейском  ритуале  невеста  была  продаваема  жениху  за  медную  монету  , которой  ударяли  о весы  )  , приносились  жертвы  богам  , а  затем  устраивался  пир в доме отца  невесты  .                С  наступлением  темноты  начиналось  шествие  , провожавшее невесту  в  дом  жениха  -     с  факелами  , флейтами  , пением  непристойных песен  , разбрасыванием  орехов  , символизирующих  плодовитость . Перед домом  жениха  невесту  передавали  «  добрым  женщинам  «   -  единомужницам  .  У  дверей  невеста  натирала  косяки  жиром  ,        и  переступала  порог  , не  задевая  , во  избежания  дурного  знамения  .  Пение  непристойных песен  не  считалось  дурным  .
Пять  частей  стихотворения  Катулла  - славословие  богу  Гименею  :
«  О  Гимен  , Гименей  !  «  . Гименей  , бог  брака  , считался  сыном  одной  из  Муз  (  У  Катулла  - Урании  ) . Обителью  муз  была  гора  Геликон  .
С  источником  Аганиппой  , возвышавшейся   в  Беотии  .
Катулл  напутствует  невесту  : 
Ты  не  упорствуй  пред тем  , кому  тебя  отдал  родитель  ,
Сам  твой  родитель  и мать  -  во всём  их слушаться  надо  .
Девственность  вся  ли  твоя  ?  В  ней  есть и родителей  доля  :
Третья  часть  у  отца  и  также  у матери третья  ,
Третья  лишь  часть у  тебя  !  Так  против  двоих не упорствуй  ,
Коль  над тобою права  с приданым  отдали  зятю  .
К  нам  , о  Гимен  ,  Гименей  ! Хвала  Гименею , Гимену  ! 

Пока  ещё  гости  могли  внимать  историям  , Катулл рассказывал  им  знаменитую историю  свадьбы  смертного  Пелея  с  богиней  Фетидой  .
Это  общепринятый  свадебный  сюжет  . На  котором не  было  ди  джея  , но обязательно  был рассказчик  , который  выбирал историю  свадьбы  у  Гомера  ( из  « Илиады  «  )  , или  у  Пиндара  , или  у  Катулла  .
Поскольку  все  три версии  дошли  до  наших дней  , то не  исключено       то , что все  истории  выслушивались    в  первый  , второй  , и  третий  день свадьбы  .Свадьба  Пелея  и  Фетиды  , на  которой  гостями  были  сами  боги  , представялось  символом  счастливого  Сатурнова  прошлого  , когда  люди  и  боги  были  близки  .
История  была  такова  :  Морской  богине  Фетиде  было предсказано  ,  что она  родит  сына  , который  будет сильнее  своего  отца  .
Узнав  это  Юпитер не  решился  соединиться  с нею  , а  уступил  её                в  жёны  смертному  -  аргонавту   Пелею  . И  Фетида  родила  ему  Ахилла  .  У  Еврипида  кентавр  Хирон  предсказывал  будущее  Ахилла  .
Катулл вставил  в  свою  историю  ещё  и   историю  Ариадны  .
Два  изображение  брошенной  Ариадны   (  весьма   популярная  история  на  свадьбах  ) найдены в  Помпеях  .Так  что история  о  брошенной  Ариадне  была  очень популярна  в  римском  мире  .
И  потому  Катулл  вставил  этот  сюжет  в  историю  брака  Фетиды  и  Пелея  .  В  назидание   жениху  и невесте  .  В  чём  состояло  это назидание  , трудно сказать  живущим  в других реалиях  .
Как  трудно понять  значимость  сюжета  о свадьбе  Фетиды  и  Пелея  .
Потому  предоставим  слово  Катуллу  : 
Тут  Фетида  сама  не презрела  брака  со смертным  ,
Тут  и отец  всемогущий  вручил  Фетиду  Пелею  …
Племя  богов  !  Вам привет  !  Благосклонными  будьте  ! 
Часто  в  песне  своей  призывать  вас  буду  , герои  !
Первым  тебя  призову  , возвеличенный  факелом  брачным  ,
Мощный  Фессалии столп  , Пелей  , кому  и  Юпитер  ,
Сам  РОДИТЕЛЬ  БОГОВ  уступил  любимую  деву  …
Тронов  белеется  кость  (  знаменитые  курульные  кресла  римлян  , отделанные   слоновой  костью  )   , на  столах драгоценные  чаши 
Блещут  - ликует  дворец  в  сиянии  царских  сокровищ  .
Посредине  дворца  -  богини  брачное  ложе  ,
Всё  из  индейских  клыков  , пеленою покрыто  пурпурной  -
Тканью  ,  ракушек  морских  пунцовым  пропитанной  соком  .
Вытканы  были  на  ней  деяния  древних  героев  …
(  Катулл  описывает  роскошь  , доступную  только  богам или  подоюным  богам   из  людей  )   .
С трав ,  нанесённых волной  в  печали  глядит  Миноида (  Ариадна  )
Как  изваянье  , увы  ,  как  вакханка  из мрамора  …
Дева  , надеясь ещё  , к  тебе  лишь  , Тесей  ,  устремляясь  ,
Сердцем  и  всею  душой  и  всею  - безумная  - мыслью  …
Тесей  , на  мощь свою  гордо надеясь  ,
К  злобному  прибыл  царю …  (  Миносу  ) 
Город  Кекропа  пред тем  подавлен  чумой  жесточайшей  ,
(  Кекропа  - Афины  , по имени  древнейшего  афинского  царя  ,                сына  Земли  )  ( Андрогей  ,  сын  критского  царя  Миноса  и  брат  Ариадны  , был в  Афинах на  состязании  ,  вышел победителем  , был  из  зависти  убит  афинянами  . И  именно  за  это  Минос  заставил  Афины  ежегодно псылать  по  7  юношей  и  девушек  на съедение  критскому  чудовищу  Минотавру  )
Дал по преданью  обет искупить  Андрогея  убийство 
И  посылать  Минотавру  как  дань насущную пищу  :
Юношей  избранных  цвет  и  лучших из  дев  незамужних  …
Тесей  к  горделивым  дворцам  Миноса  надменного прибыл  .
(  Афины  стали  большим  городом  именно при  Тесее  , организовавшем  сселение  из окрестностей  , а  до  этого  занимали  лишь  акрополь  и  были  так  слабы  , что не  выдержали  осады  Миноса  . )
Тотчас   на  гостя  глядит  желанья  исполненным  взором 
Царская  дочь  …  пламенный  взор  оторвать не  успела  от гостя  ,
Как  уже  чувствует  :   зной  разливается  жгучий  по   телу  ,
Вглубь  , до мозга  костей  проникает  пылающий  пламень  .
Ты  , о  безжалостный  бог  , поражающий  сердце  безумьем  ,
МАЛЬЧИК  СВЯТОЙ  ,  к  печалям  людским  примешавший  блаженство  …  (  говорит  об Амуре  , конечно  )    как  от пыланья  любви  она  золота  стала  бледнее  в  час  , как  Тесей  , устремясь               с чудовищем  буйным  сразиться  ,  шёл  ,       чтоб  встретить конец  или  славу  добыть       как награду  ! …        Тесей  распластал свирепого  , наземь повергнув  :
Тщетно  воздух  пустой  полубык  бодает  рогами  !  …
Дева  всему  предпочла  любовные  ласки  Тесея  …
(  Ариадна  ,  забыв  и  об отце  , и  о  братьях  , погибшем  в  Афинах                и  погибшем   в  Лабиринте  ,  как  Медея  , страстно  желает                Тесея  и  даёт  ему  нить  для  выхода  из лабиринта   , но  , брошенная  им   ) …   смертельно оскорблена  .
Но  …  вспомните  ,  из какой  она  семейки  , и  можно понять  Тесея  .
Ибо  матерью  Ариадны  была  Пасифая  , дочь  Солнца  , страдавшая  любовью  - страстью к  быку  , сестрой  - Федра  , будущая  жена  Тесея  (  всё  таки  Тесей  не  уберёгся  от  чар  этой  семьи  . Хотя  Федра  погибла  от  несчастной  страсти   к  своему  пасынку  Ипполиту  .  И  Ариадна  ,  и  Федра  -  дочери своей  матери  ,                не останавливавшиеся  в  своей  страсти ни перед чем   )
Вот  её  скорбная  речь  , последние песни  несчастной  :
«  Ты  ль  ,   вероломный  , меня  разлучив  с  алтарями  родными  …
Обещанья  забыв  , священною  волей  бессмертных ты  пренебрёг …  радостный  брак  мне  сулил  …  всё  понапрасну  …
ЖЕНЩИНА  ПУСТЬ  НИ  ОДНА  НЕ  ВЕРИТ  КЛЯТВАМ  МУЖЧИНЫ  !               
     Если  желаньем  горя  , к  чему  - либо алчно  стремятся  ,
Клясться  готовы  они  , обещать ничего им  не страшно  .
Но лишь насытилось  в  них  вожделение  жадного сердца  ,
Слов  уже  не помнят  они  , не  боятся  они  вероломства  …
Море какое  , зачав  , из  бурной  пучины  извергло ?
Сиртами  ль ты  порождён  ,  Харибдой  иль  хищною Скиллой  ? …
Жалуюсь тщетно  ?  …  надо мной  издеваясь  жестоко  ,
Рок  не пошлёт  никого мои  скорбные  выслушать песни  …
Чем  у богов  за  обман  испрошу  правосудной  я  кары  …
Вы  , что  деянья  людей  наказуете  ,мстя  , Эвмениды  !
Вы  , на  чьей  голове  извиваются  лютые  змеи  ,
Гневом  чей  лик  искажён  , в  БЕСПОЩАДНОМ  СЕРДЦЕ  кипящим  …  Мчитесь  . О , мчитесь сюда  !  …  не потерпите  , молю  ,                чтоб рыдала  я  напрасно  …   И  , как  Тесей  вероломно меня  одинокую  бросил  , так  пусть  ,  богини  , себе  и своим  принесёт  он  несчастье  !  «  … Волю явив  повелитель  богов  - кивнул  головою  -  затрепетала  земля  , всколебались  угрюмые  воды 
Моря  , сонм  в  небесах  мерцающих  звёзд  содрогнулся  .
Разум  Тесея  меж тем  окутался  тьмой  беспросветной  : 
Памяти сразу  лишась  …  (  из  -  за  того  , что Тесей  лишился  памяти  , он не вспомнил  о  цвете парусов  ,  и  его  отец  понял  то  , что Тесей  погиб .  И  лишил  себя  жизни  .  )
( Истинная  дочь  своих отца  и  матери  призвала  на  голову  того  ,  кого   любила  страстно  ,  все  бури  от  богинь  , головы  которых украшали  недаром  многочисленные  лютые  змеи  , извиваясь  . )
Много  мучительных  дум  питала  в  душе  оскорблённой  .
(  Именно  к оскорблённой  и  полной  мстительных  дум  помчался  Дионис  с  своею свитой  -  чтобы  взять её  в  супруги  , достойной  его самого  -  вот  о чём  я  подумала  в  этом  месте  .  )                Но  уж с  другой  стороны  цветущий  Иакх приближался 
С  хором  сатиров  ,   с  толпой  силенов  ,
На  Нисе  рождённых  ,  -  звал  он тебя  ,
Ариадна  , к  тебе  зажжённый  любовью  .
Буйной  толпою неслись   в  опьяненье  весёлом  вакханки  ,                вверх  запрокинув  лицо  ,  « эвоэ  !  « 
Восклицали  протяжно  . Тирсы  одни  потрясали  -
Листвой  перевитые  копья  . Те  , растерзавши тельца  ,                рассевали  кровавые  части  .
Эти  извивами  змей  опоясали  тело  , другие 
Таинства  знаки несли  , в  плетёных скрыв  кошницах                (  лишь  посвященным  одним  возможно 
Те  таинства  ведать  )  …  страх наводящий  напев  раздавался                их варварских  дудок  …  (  И  в этом  самом  месте  пиршества  )  :
Тут  фессалийский  народ  , насытясь  зрелищем  этим  ,                в  сторону  стал отходить  и  БОГАМ  УСТУПАТЬ  СВОЁ  МЕСТО  …                по своим  разбредались  домам  походкой  нетвёрдой  .                После  ухода  гостей 
С  вершины  сойдя  Пелиона  , первым  прибыл  Хирон  …                после  него  Прометей  появился  умом  исхищрённый  , лёгкие  знаки  носил  он  той  кары  недавней  , что претерпел  , вися  на  скале  ,
Над  отвесным  обрывом  , там  ,  где  тело его 
Цепями  приковано  было  .
(  Прометей  -  главный  виновник  свадьбы  Пелея  и  Фетиды  :                это  он  открыл  пророчество  ,  что  Фетида  родит  сына                сильнее  ,  чем  его  отец  .  У  Гомера  -  это кентавр  Хирон  .
«  Умом  исхищрённый  «  -  приблизительная  этиомология  его имени  .         
       « Лёгкие  знаки  … кары  «  - рубцы  от  цепей  и  орлиного клюва  ,  может  быть  ,  вделанный  в перстень  кусок  скалы  ,               
   где  он страдал  , как  предполагал  Плиний  старший  .  )
 Вот  и  РОДИТЕЛЬ  БОГОВ  с  детьми  и святою супругой 
С  неба  сошёл  …  Боги  едва  возлегли 
На  ложах своих белоснежных  , поданы  были  столы                с  обильной  и  разной  едою  !  …
Дом  ни  один  никогда  любви  подобной  не  видел  ,                Что  царит  у   Фетиды  с  Пелеем  .
Сын  родится  от вас  - Ахилл  , не  знающий  страха  …                с  ним  ни  один  на  войне  не  посмеет  сравниться  …                троянских  сынов  враждебным  скосит  железом  …                (  Враг  троянцев  - враг  самого  Катулла  . Ибо  под  Троей  умер  его  брат  , которого  он долго оплакивал  , и  после  смерти  которого  Катулл очень изменился  . Стал  задумываться  о  богах  .  )               
   Пусть   счастливый  союз  супруга свяжет  с  богиней  ! 
Нередко  тогда  к  целомудренным  домам  героев  …
И  спускались  с небес  и  в смертном  являлись собранье  ,                ещё  никогда  не страдало тогда  благочестье  , Родитель  богов  , восседая  в сверкающем  храме  , когда  годовые  приносятся  жертвы  , на  земле  созерцал  , как  сотни быков   умерщвлялись  ..               
       и  Либер (  Дионис  )   хмельной  с  высокой  вершины  Парнаса  …                и  дым  алтарный  курился  …
Бойцов  возбуждали бессмертные  боги  …
Всё  , что преступно  и  нет , в  злосчастном  спутав  безумье  ,                -  мы  отвратили  от нас  помышленья  богов справедливых  ,                боги  оказывать честь  не  хотят  уже  сборищам  нашим  ,                и  не  являются  нам  в  сиянии  света  дневного  .
(  Катулл  объясняет  причину  , по  которой  он сам  не смог  увидеть теофанию  языческих  , греческих  богов  .
Как  то  явления  римских  богов  он  не  пожелал  увидеть  . )

Катулл  изучает  и  интерпретирует  истории  богов  .
Во время  своей  поездки  в  Вифанию  ,  в  Никею  .
Он сам  не  мог бы  оплатить поездку  на  корабле  .
И  потому  прибыл  туда  в свите  римского чиновника  .
Но    может  быть  был какой  - то конфликт  .
Обратно  он возвращается  один  .
Можно  было  бы  назвать все  его произведения  , рождённые  там  ,
по примеру  Германа  Гессе  «  Паломничество  в страну  Востока  « .
Он  узнал о  том  ,   что на  востоке  Артемида  , сестра  Аполлона  , чтилась  в  образе  подземной  Гекаты  .  Знаменитый  храм  Артемиды  в  Ефесе  , упоминаемый  апостолом  Павлом  , говорит      о  том  что  эта  богиня         
    в  образе  Гекаты  , царицы  ночи  - Луны  , чтилась  высоко  .         
   Даже  не  так  как  Аполлон  .  Выше  .
Аполлон  , напомню  ,  заступник  Трои  и  враг  Ахиллла  .
А  стены  Трои  считалось  ,  что сложены  когда  -  то  Нептуном 
(  и  Аполлоном  )  по приказу  Юпитера  .
Считалось  ,  что в  священном  Аполлоновом  городе  Дельфах 
( пупе  земли  )  Аполлон  обитает  только  летом  , а  зимою  на  его место  торжественно вселяется  Вакх  (  Дионис  )  .
Катулл побывал  и  на  реке  Скамандр  , реке  под  Троей  .
На  востоке  Катулл  узнал  о  жертвоприношении  Поликсены  , дочери  Приама  , над  могилой  Ахилла  .
И  возможно  думал  вообще  о  человеческих  жертвоприношениях                в  связи  со смертью  своего  брата  .
И  вообще  об Ариадне  были  разные  мифы  . В  одном  из них  говорится       
    о  том  ,  что  Ариадну  убила  Артемида  «  тихой  стрелой  , наущенная  Вакхом  , на  острове  Дии  .  «  и  вроде  бы  этот миф  вытеснился  более радостным  , кончавшимся  свадьбой  Вакха и  Ариадны  .  И  потому  история  об Ариадне  входит                в  эпиталамы  -  восхваления  Гименею  всё  же . 
Но  я  подумала  вот  о чём  :  эти  два  мифа  вполне  можно  объединить :  Ариадна  была  убита  стрелой  , и  уже  после  своей  смерти  стала  женой  Диониса  -  на  территории  ,  где  действовали  мифы  -  в  посмертии  .    Ибо  Дионис  -  бог  подземного мира    .  Царь  на  территории  смерти  .
А  Дия  стала  отождествляться  с  Наксосом  , местом  древнего  культа  Диониса  - Вакха  .  По  существу  это место  врат  ада  .
Где  можно провалиться  живым  в ад  , о чём  свидетельствуют  истории  древнего мира  . В  том  числе  в  Кесарии  Филипповой  ,      в  которой  Иисус  Христос  сказал  Петру  в  ответ  на  его исповедание  веры  :  «  Ты  - Христос  , Сын  Бога  живого  !  «  , сказал  :  «  Ты  -  Пётр  !  И  на  сем  камне  Я  построю  Церковь  и  врата  ада  не  одолеют    Её  !  «  Обетование  очень сильное  и  значимое  именно  в  этом  месте  , и  в  то время  . Сейчас  люди  редко проваливаются  живыми  в ад  .  И  потому  это  обетование  Иисуса  не  выглядит  столь  значимым  .  А  оно  очень  значимо  ! 
А  плачущая  Ариадна  забыла  о  том  , что  она  обрекла  на  смерть  Минотавра  , чудовище  , но всё  же  брата  .  Не  исключено  , что боги  мести  напомнили  об  этом  самой  Ариадне  .

Из стихотворений  Катулла  , посвящённых  языческому  сонму  богов  , выделяется  гимн  Луне , у  которой  много имён  .
Диана  прославляется как  Латония  (  дочь  Латоны  , разрешившейся  от  бремени  на  Делосе  )  , как  Луна 
(  с чуждым  светом  , отражённым  от  Солнца  )  ,
как  Тривия  - Геката  , богиня  ночи  , влюблённая  в прекрасного  пастуха  Эндимиона  ,и  , вот  , когда  она  сходит  к  нему  на  карийскую  гору  Латм  , происходят  новолуния  по временам  ,                а  по временам  - лунные   затмения  , зависит  от  характера  их  отношений  , полагаю  .   И  как  Люцина  -  «  Светлая  «  , богиня  - покровительница  рожениц  , отождествляемая  также с  Юноной  -   богиней  брака  . Как  размерительница  месяцев   покровительствует  сельскохозяйственным  работам  .
Катулл  описывает  весь  этот сложный  мир  образов  , связанных                с  Луной  ,  заключая  молитвой  римлянина  :   
О  Латония  , высшего ,
Дочь  Юпитера , высшая 
В  муках  родов  глаголема 
Ты  Люциной  - Юноною  ;
Именуешься  Тривией  ,
С  чуждым  светом  Луною  ! 
Бегом  месячным  меришь  ты 
Путь годов  , и  хозяину 
Добрым  полнишь  ты  сельский  дом 
Урожаем  , богиня  .
Под  любым  из имён  святись  .
И  для  племени  Ромула 
Будь  опорой  доброю  .
Как  бывало  издревле  ! 

Отмечая  то  ,  что может  быть равенство  с  богами  ,  и  даже  может стать  выше  богов  .  Вот  эта  мысль  ,  кажется  , стала  прототипом  для  многих  поэтов  , считавших себя  выше  богов , саму   возможность  этого  :   

Тот  с  богами  , кажется  мне  , стал  равен  ,
Тот  богов  превыше  , коль  то возможно  ,
Кто сидит напротив  тебя  и  часто 
Видит и  слышит  …
Гораций  читал  Катулла  и  Вергилий  . Поэтому  Катулл  очень  значим  в сонме  римских  поэтов  .  И  ощущение  , что  он может  быть                в  каком  то   смысле  выше  богов  , не  покидает  его  .
В Малой  Азии  чтилась  богиня  Кибела  .  В  Фригии  .  Троя  находилась                в  Фригии  .   Местом  её  культа  был  город  Пессинунт  близ  Трои  .
Катулл пишет  знаменитую  поэму  о  жреце  культа  Кибелы  Аттисе  .
Как  богиня  плодородия она  чтилась  экстатическими  оргиями                под  звуки  тимпанов    кимвалов  .  Под  эти  звуки  мужчины  сами  подвергали  себя  оскоплению  архаическим  каменным  ножом  .
И  становились  жрецами  Кибелы  .  Их  называли  галлами  .
По названию  протекающей  реки  в  этой  местности  .
    О  Кибеле  писал  Лукреций  .  Безмолвной  , с  мощной  волей  : 
«   Бубны тугие гудят в их руках и пустые кимвалы   ,
Хриплые звуки рогов оглашают окрестности грозно   ,
Ритмом фригийским сердца возбуждает долблёная флейта  :
Свита предносит ножи   –   необузданной ярости знаки  ,
(которые используются при кастрации и которыми адепты культа режут тело до крови)
Дабы сердца и умы толпы нечестивой повергнуть
В ужас священный и страх перед мощною волей богини  ,
Лишь колесница её в городах появилась обширных  ,
И одаряет она   ,    безмолвная   , благами смертных   ,
Путь перед ней серебром устилает и медной монетой
Щедрой рукою народ  , и сыплются розы обильно    ,
Снежным покровом цветов осеняя богиню и свиту   ,
Вооружённый отряд   , которому греки Куретов
Имя фригийских дают   , играя оружием острым   , 
Тут же пускается в пляс   , опьянённый пролитою кровью   ,
Страшно при этом тряся косматыми гребнями шлемов   ;   ...  «

Катулл пишет  поэму  об  Аттисе  , а  не  о  богине    Кибеле  .
О  странном  жреце   Кибелы  : 
Аттис мчался по волнам морским на плоту своём быстром   
и   , стопой тронув Трою  , проворно в глубь чащ устремился   ,
к плотной тенью лесов окружённым святыням богини   ,
в исступлении   , экстазе   , с блуждающим духом   ,
острым кремнем себя оскопил в порыве свободы   ..,

и схватил тимпан (  уже  )  белоснежною женской рукою  ,
твой тимпан, Кибела   , твой   , мать богов   , посвящений бубен   ,

и поёт он дрожащим спутникам песнь во славу богине  :
«В горы   , галлы   ! В рощи богини Кибелы толпою спешите  !
дар Венеры презрев   , вы   , ликуя   , себя оскопили   ;
мчитесь    , буйством своим исступлённым госпожу веселите   !
Вслед за мною   , не медля   , стремитесь к дому богини   ,
,
подобает и нам здесь проворно сплясать священный трипудий  ».   
(   трипудий, трёхактная культовая или военная пляска   . Первая песнь    -                речь оскопившего себя Аттиса в поэме Катулла   . Во время этого речетворчества (а не сразу после оскопления) Аттис преображается в деву   . Сразу после речи героя у Катулла обозначен переход от мужского рода красавца Аттиса к женской его ипостаси — Аттис   . Аттис Катулла, преобразившись в деву и обитая теперь жрицей Кибелы у горы Иды в Малой Азии, плачет на берегу моря  : abero foro  , palaestra   , stadio et gyminasiis   ? (   как мне быть без форума  , палестры  , стадия и гимнасия   ?   ) Это греческие реалии  . Похоже  ,  что  Троя  ,  где  был  похоронен  брат  Катулла  ,  который  должно  быть  «  стопой  тронул  Трою  «  ,  арена  событий     из  жизни  брата  , о  которых он не говорит прямо  , но передаёт  так  эмоционально  ,  что я подумала  о  том  , не  был  ли  его  брат  тем   Аттисом  , который  мог  сожалеть  о реалиях  жизни в  Вероне  или  даже  Риме  -    с  форумом  , палестрой  , стадией  и гимнасией  .  Может быть брат  писал Катуллу  .  У  Катулла  нет никаких упоминаний  о  том  , что привело  брата      к  смерти   .  Но  Катулл не пишет  о  богине  как  Лукреций   .  Которого   богиня  как  бы  не касается  .  Лукреций  вообще  говорит  о том  , что  может быть всё  неправда  , эти  рассказы  о  богах  , не  может  быть  ,  чтобы  их появление  сопровождалось  экстазом .  Богини  по  Лукрецию  более воспитанные  что  ли  .
А  Катулл всё  переживает  как  личное  .
У  него  все  кругом  Аттиса  дрожат  , поют  дрожащим  голосом  .
Это  он  дрожит  , это он пишет  дрожащим  голосом  , поёт свою песню   : 
«  так своим спутникам пела Аттис  , новорождённая дева  ,
и в ответ ей грянул весь хоровод языком дрожащим   ,
гладкий тимпан отозвался рёвом  , кимвал пустотой ответил  ,
по лесистому склону Иды хоровод поспешает  .
тяжело дыша   , погоняет Аттис в неистовстве галлов  ,
бьёт в тимпан   , ошалев   , ведёт их в тенистые рощи  ,
словно тёлка  , сбросив ярмо  , необузданно мчится   ;
а за ней   , вожаком  , стремительно следуют галлы  .
лишь жилища Кибелы толпа измождённо коснулась  ,
погрузилась в сон   , не изведав хлеба Цереры  .
истощение веки смежило слепым опьянённым безумцам
и смягчило неистовство их воспалённого духа   .
но наутро Солнце свой глаз золотой открыло   ,
освещая эфир  , бледность неба  , рычащее море  ,
и прогнали ночные тени летящие звонкие кони   ,
вмиг от дрожащей Аттис Сон волшебный отпрянул  ;
приняла его Пасифея   , крылатого  , в лоно обратно  .
упокоилось буйство в сердце Аттис  , стал ясным разум  ,
всё  , что сделала   , с ужасом вспоминает несчастная дева  ,
понимает   , кем стала и что навек потеряла  ,
с помрачённой душой возвращается к берегу моря  ...
только волны увидела  , взор затуманили слёзы  ,
и к родной земле стал взывать её жалобный голос  .   
«  родина   , о отчизна моя  , родина   , о мать моя дорогая  ,
я   , несчастная   , от тебя сбежала  , как от господина
беглая рабыня   , оказалась в глухих я чащобах Иды   
чтобы жить среди снежных хребтов и пристанищ хищников лютых
и в неистовстве красться во тьме к их ужасным норам  ,
где ты   , дом мой  , отечество  , в каких мне искать тебя далях  ,
снова жаждут зрачки мои видеть твои дорогие просторы
в краткий миг  , пока дух мой неистовый от буйства свободен  ...
как мне быть без форума   , стадия   , гимнасия   , палестры  ? ..
…  был красою палестры и первым цветом гимнастов   :
скольких гостей принимал я  , не остывал порог в моём доме  .

а теперь я рабой богини Кибелы   , её прислужницей стану   ?
буду Менадой  , оскоплённым мужчиной  , частью себя  , осколком  ?
…  до слуха богов донеслась нежданная дерзость рабыни   ,
тут же мать богов Кибела выпрягает львов из своей упряжки   ,
и левого льва   , стад грозу   , дразня его злобу   , криками подстрекает  :
 (  А  Лукреций  изобразил  её  безмолвной  ) 
«   яростен будь   , свирепый зверь   , всели в хулителя ужас утробный  ,
пусть в страхе неистовом и возбуждении в рощи мои вернётся   ,
слишком наглая дерзость – бежать от власти богини Кибелы   !
эй, беги и секи её плетью своею   , хвостом  , по хребту нещадно
и наполни горы рёвом свирепым  , пусть урочища вторят  ,
тряси яркою рыжею гривой   , выгибай свою сильную шею  !  »

…  так велела Кибела и грозной рукою ярмо с шеи льва отстегнула 
…  но дева   , дрожа   , убежала в священные рощи   ;
там покорной служанкой Кибелы до смерти своей осталась  .
о великая мать богов   , Кибела   …
да минует мой дом твоя исступлённая властность   :
возбуждай других   , подстрекай их к пьянящему буйству  …  «  - буквально  молит  Катулл  Кибелу  , дрожа  от  страха  перед  ней  , могущей  заставить           и  его  в  экстатическом  состоянии   оскопить себя  .  Он верит в это  .          
               Поэма  Катулла  необычная  .
В  ней  нет славословия  богам  .  Скорее страх  перед  Кибелой  , перед  Троей  , возле  которой  похоронен  его  брат  .  Дрожь  проходит  по поэме   как  бы  . 
Катулл изменился  сильно  .  И   вернулся   не  в Рим  ,  а  на  свою виллу  возле  Вероны  .
К  своим  домашним  богам  - ларам  . Столько  он натерпелся  похоже  .
Посвятил  макет корабля  братьям  Диоскурам  .  С  благодарностью  за  спасение  .
И  больше  мы  его не  слышим  .  Он  замолк  .  Что  - то случилось  .


Рецензии