Катулл 3
КАТУЛЛ 3 . Поэты , создавшие Римскую империю .
Катулл , создающий тексты священные .
Надо учесть то , что Катулл был очень популярен .
И дошедшие до нас тексты как раз свидетельство популярности именно этих текстов . Возможно , что столько же текстов , а , может быть , и больше исчезли в пучине прошедших веков .
Остались те тексты , которые более всех были копируемы .
Среди текстов Катулла , сохранившихся , много текстов , посвящённых богу Гименею . Исполняемые на свадьбах часто .
Так часто , что дошли до нашего времени .
Римский брак сам по себе был сложным обрядом .
Должным подтвердить законность брака .
Потому что римским гражданином мог бы быть только тот , кто рождён в браке , заключённом по всем канонам в незримом присутствии римских богов . Также воинами легионерами могли быть только полноправные римские граждане , рождённые в браке , справленном по полному обряду . Основная часть ритуала справлялась днём в присутствии жрецов и свидетелей . Подписывался контракт о приданом , посаженная мать
( пронуба ) соединяла руки жениха и невесты , совершались установленные символические действия ( при патрицианском браке новобрачные вкушали от полбенного хлеба и сидели на креслах , покрытых овчиной ; при плебейском ритуале невеста была продаваема жениху за медную монету , которой ударяли о весы ) , приносились жертвы богам , а затем устраивался пир в доме отца невесты . С наступлением темноты начиналось шествие , провожавшее невесту в дом жениха - с факелами , флейтами , пением непристойных песен , разбрасыванием орехов , символизирующих плодовитость . Перед домом жениха невесту передавали « добрым женщинам « - единомужницам . У дверей невеста натирала косяки жиром , и переступала порог , не задевая , во избежания дурного знамения . Пение непристойных песен не считалось дурным .
Пять частей стихотворения Катулла - славословие богу Гименею :
« О Гимен , Гименей ! « . Гименей , бог брака , считался сыном одной из Муз ( У Катулла - Урании ) . Обителью муз была гора Геликон .
С источником Аганиппой , возвышавшейся в Беотии .
Катулл напутствует невесту :
Ты не упорствуй пред тем , кому тебя отдал родитель ,
Сам твой родитель и мать - во всём их слушаться надо .
Девственность вся ли твоя ? В ней есть и родителей доля :
Третья часть у отца и также у матери третья ,
Третья лишь часть у тебя ! Так против двоих не упорствуй ,
Коль над тобою права с приданым отдали зятю .
К нам , о Гимен , Гименей ! Хвала Гименею , Гимену !
Пока ещё гости могли внимать историям , Катулл рассказывал им знаменитую историю свадьбы смертного Пелея с богиней Фетидой .
Это общепринятый свадебный сюжет . На котором не было ди джея , но обязательно был рассказчик , который выбирал историю свадьбы у Гомера ( из « Илиады « ) , или у Пиндара , или у Катулла .
Поскольку все три версии дошли до наших дней , то не исключено то , что все истории выслушивались в первый , второй , и третий день свадьбы .Свадьба Пелея и Фетиды , на которой гостями были сами боги , представялось символом счастливого Сатурнова прошлого , когда люди и боги были близки .
История была такова : Морской богине Фетиде было предсказано , что она родит сына , который будет сильнее своего отца .
Узнав это Юпитер не решился соединиться с нею , а уступил её в жёны смертному - аргонавту Пелею . И Фетида родила ему Ахилла . У Еврипида кентавр Хирон предсказывал будущее Ахилла .
Катулл вставил в свою историю ещё и историю Ариадны .
Два изображение брошенной Ариадны ( весьма популярная история на свадьбах ) найдены в Помпеях .Так что история о брошенной Ариадне была очень популярна в римском мире .
И потому Катулл вставил этот сюжет в историю брака Фетиды и Пелея . В назидание жениху и невесте . В чём состояло это назидание , трудно сказать живущим в других реалиях .
Как трудно понять значимость сюжета о свадьбе Фетиды и Пелея .
Потому предоставим слово Катуллу :
Тут Фетида сама не презрела брака со смертным ,
Тут и отец всемогущий вручил Фетиду Пелею …
Племя богов ! Вам привет ! Благосклонными будьте !
Часто в песне своей призывать вас буду , герои !
Первым тебя призову , возвеличенный факелом брачным ,
Мощный Фессалии столп , Пелей , кому и Юпитер ,
Сам РОДИТЕЛЬ БОГОВ уступил любимую деву …
Тронов белеется кость ( знаменитые курульные кресла римлян , отделанные слоновой костью ) , на столах драгоценные чаши
Блещут - ликует дворец в сиянии царских сокровищ .
Посредине дворца - богини брачное ложе ,
Всё из индейских клыков , пеленою покрыто пурпурной -
Тканью , ракушек морских пунцовым пропитанной соком .
Вытканы были на ней деяния древних героев …
( Катулл описывает роскошь , доступную только богам или подоюным богам из людей ) .
С трав , нанесённых волной в печали глядит Миноида ( Ариадна )
Как изваянье , увы , как вакханка из мрамора …
Дева , надеясь ещё , к тебе лишь , Тесей , устремляясь ,
Сердцем и всею душой и всею - безумная - мыслью …
Тесей , на мощь свою гордо надеясь ,
К злобному прибыл царю … ( Миносу )
Город Кекропа пред тем подавлен чумой жесточайшей ,
( Кекропа - Афины , по имени древнейшего афинского царя , сына Земли ) ( Андрогей , сын критского царя Миноса и брат Ариадны , был в Афинах на состязании , вышел победителем , был из зависти убит афинянами . И именно за это Минос заставил Афины ежегодно псылать по 7 юношей и девушек на съедение критскому чудовищу Минотавру )
Дал по преданью обет искупить Андрогея убийство
И посылать Минотавру как дань насущную пищу :
Юношей избранных цвет и лучших из дев незамужних …
Тесей к горделивым дворцам Миноса надменного прибыл .
( Афины стали большим городом именно при Тесее , организовавшем сселение из окрестностей , а до этого занимали лишь акрополь и были так слабы , что не выдержали осады Миноса . )
Тотчас на гостя глядит желанья исполненным взором
Царская дочь … пламенный взор оторвать не успела от гостя ,
Как уже чувствует : зной разливается жгучий по телу ,
Вглубь , до мозга костей проникает пылающий пламень .
Ты , о безжалостный бог , поражающий сердце безумьем ,
МАЛЬЧИК СВЯТОЙ , к печалям людским примешавший блаженство … ( говорит об Амуре , конечно ) как от пыланья любви она золота стала бледнее в час , как Тесей , устремясь с чудовищем буйным сразиться , шёл , чтоб встретить конец или славу добыть как награду ! … Тесей распластал свирепого , наземь повергнув :
Тщетно воздух пустой полубык бодает рогами ! …
Дева всему предпочла любовные ласки Тесея …
( Ариадна , забыв и об отце , и о братьях , погибшем в Афинах и погибшем в Лабиринте , как Медея , страстно желает Тесея и даёт ему нить для выхода из лабиринта , но , брошенная им ) … смертельно оскорблена .
Но … вспомните , из какой она семейки , и можно понять Тесея .
Ибо матерью Ариадны была Пасифая , дочь Солнца , страдавшая любовью - страстью к быку , сестрой - Федра , будущая жена Тесея ( всё таки Тесей не уберёгся от чар этой семьи . Хотя Федра погибла от несчастной страсти к своему пасынку Ипполиту . И Ариадна , и Федра - дочери своей матери , не останавливавшиеся в своей страсти ни перед чем )
Вот её скорбная речь , последние песни несчастной :
« Ты ль , вероломный , меня разлучив с алтарями родными …
Обещанья забыв , священною волей бессмертных ты пренебрёг … радостный брак мне сулил … всё понапрасну …
ЖЕНЩИНА ПУСТЬ НИ ОДНА НЕ ВЕРИТ КЛЯТВАМ МУЖЧИНЫ !
Если желаньем горя , к чему - либо алчно стремятся ,
Клясться готовы они , обещать ничего им не страшно .
Но лишь насытилось в них вожделение жадного сердца ,
Слов уже не помнят они , не боятся они вероломства …
Море какое , зачав , из бурной пучины извергло ?
Сиртами ль ты порождён , Харибдой иль хищною Скиллой ? …
Жалуюсь тщетно ? … надо мной издеваясь жестоко ,
Рок не пошлёт никого мои скорбные выслушать песни …
Чем у богов за обман испрошу правосудной я кары …
Вы , что деянья людей наказуете ,мстя , Эвмениды !
Вы , на чьей голове извиваются лютые змеи ,
Гневом чей лик искажён , в БЕСПОЩАДНОМ СЕРДЦЕ кипящим … Мчитесь . О , мчитесь сюда ! … не потерпите , молю , чтоб рыдала я напрасно … И , как Тесей вероломно меня одинокую бросил , так пусть , богини , себе и своим принесёт он несчастье ! « … Волю явив повелитель богов - кивнул головою - затрепетала земля , всколебались угрюмые воды
Моря , сонм в небесах мерцающих звёзд содрогнулся .
Разум Тесея меж тем окутался тьмой беспросветной :
Памяти сразу лишась … ( из - за того , что Тесей лишился памяти , он не вспомнил о цвете парусов , и его отец понял то , что Тесей погиб . И лишил себя жизни . )
( Истинная дочь своих отца и матери призвала на голову того , кого любила страстно , все бури от богинь , головы которых украшали недаром многочисленные лютые змеи , извиваясь . )
Много мучительных дум питала в душе оскорблённой .
( Именно к оскорблённой и полной мстительных дум помчался Дионис с своею свитой - чтобы взять её в супруги , достойной его самого - вот о чём я подумала в этом месте . ) Но уж с другой стороны цветущий Иакх приближался
С хором сатиров , с толпой силенов ,
На Нисе рождённых , - звал он тебя ,
Ариадна , к тебе зажжённый любовью .
Буйной толпою неслись в опьяненье весёлом вакханки , вверх запрокинув лицо , « эвоэ ! «
Восклицали протяжно . Тирсы одни потрясали -
Листвой перевитые копья . Те , растерзавши тельца , рассевали кровавые части .
Эти извивами змей опоясали тело , другие
Таинства знаки несли , в плетёных скрыв кошницах ( лишь посвященным одним возможно
Те таинства ведать ) … страх наводящий напев раздавался их варварских дудок … ( И в этом самом месте пиршества ) :
Тут фессалийский народ , насытясь зрелищем этим , в сторону стал отходить и БОГАМ УСТУПАТЬ СВОЁ МЕСТО … по своим разбредались домам походкой нетвёрдой . После ухода гостей
С вершины сойдя Пелиона , первым прибыл Хирон … после него Прометей появился умом исхищрённый , лёгкие знаки носил он той кары недавней , что претерпел , вися на скале ,
Над отвесным обрывом , там , где тело его
Цепями приковано было .
( Прометей - главный виновник свадьбы Пелея и Фетиды : это он открыл пророчество , что Фетида родит сына сильнее , чем его отец . У Гомера - это кентавр Хирон .
« Умом исхищрённый « - приблизительная этиомология его имени .
« Лёгкие знаки … кары « - рубцы от цепей и орлиного клюва , может быть , вделанный в перстень кусок скалы ,
где он страдал , как предполагал Плиний старший . )
Вот и РОДИТЕЛЬ БОГОВ с детьми и святою супругой
С неба сошёл … Боги едва возлегли
На ложах своих белоснежных , поданы были столы с обильной и разной едою ! …
Дом ни один никогда любви подобной не видел , Что царит у Фетиды с Пелеем .
Сын родится от вас - Ахилл , не знающий страха … с ним ни один на войне не посмеет сравниться … троянских сынов враждебным скосит железом … ( Враг троянцев - враг самого Катулла . Ибо под Троей умер его брат , которого он долго оплакивал , и после смерти которого Катулл очень изменился . Стал задумываться о богах . )
Пусть счастливый союз супруга свяжет с богиней !
Нередко тогда к целомудренным домам героев …
И спускались с небес и в смертном являлись собранье , ещё никогда не страдало тогда благочестье , Родитель богов , восседая в сверкающем храме , когда годовые приносятся жертвы , на земле созерцал , как сотни быков умерщвлялись ..
и Либер ( Дионис ) хмельной с высокой вершины Парнаса … и дым алтарный курился …
Бойцов возбуждали бессмертные боги …
Всё , что преступно и нет , в злосчастном спутав безумье , - мы отвратили от нас помышленья богов справедливых , боги оказывать честь не хотят уже сборищам нашим , и не являются нам в сиянии света дневного .
( Катулл объясняет причину , по которой он сам не смог увидеть теофанию языческих , греческих богов .
Как то явления римских богов он не пожелал увидеть . )
Катулл изучает и интерпретирует истории богов .
Во время своей поездки в Вифанию , в Никею .
Он сам не мог бы оплатить поездку на корабле .
И потому прибыл туда в свите римского чиновника .
Но может быть был какой - то конфликт .
Обратно он возвращается один .
Можно было бы назвать все его произведения , рождённые там ,
по примеру Германа Гессе « Паломничество в страну Востока « .
Он узнал о том , что на востоке Артемида , сестра Аполлона , чтилась в образе подземной Гекаты . Знаменитый храм Артемиды в Ефесе , упоминаемый апостолом Павлом , говорит о том что эта богиня
в образе Гекаты , царицы ночи - Луны , чтилась высоко .
Даже не так как Аполлон . Выше .
Аполлон , напомню , заступник Трои и враг Ахиллла .
А стены Трои считалось , что сложены когда - то Нептуном
( и Аполлоном ) по приказу Юпитера .
Считалось , что в священном Аполлоновом городе Дельфах
( пупе земли ) Аполлон обитает только летом , а зимою на его место торжественно вселяется Вакх ( Дионис ) .
Катулл побывал и на реке Скамандр , реке под Троей .
На востоке Катулл узнал о жертвоприношении Поликсены , дочери Приама , над могилой Ахилла .
И возможно думал вообще о человеческих жертвоприношениях в связи со смертью своего брата .
И вообще об Ариадне были разные мифы . В одном из них говорится
о том , что Ариадну убила Артемида « тихой стрелой , наущенная Вакхом , на острове Дии . « и вроде бы этот миф вытеснился более радостным , кончавшимся свадьбой Вакха и Ариадны . И потому история об Ариадне входит в эпиталамы - восхваления Гименею всё же .
Но я подумала вот о чём : эти два мифа вполне можно объединить : Ариадна была убита стрелой , и уже после своей смерти стала женой Диониса - на территории , где действовали мифы - в посмертии . Ибо Дионис - бог подземного мира . Царь на территории смерти .
А Дия стала отождествляться с Наксосом , местом древнего культа Диониса - Вакха . По существу это место врат ада .
Где можно провалиться живым в ад , о чём свидетельствуют истории древнего мира . В том числе в Кесарии Филипповой , в которой Иисус Христос сказал Петру в ответ на его исповедание веры : « Ты - Христос , Сын Бога живого ! « , сказал : « Ты - Пётр ! И на сем камне Я построю Церковь и врата ада не одолеют Её ! « Обетование очень сильное и значимое именно в этом месте , и в то время . Сейчас люди редко проваливаются живыми в ад . И потому это обетование Иисуса не выглядит столь значимым . А оно очень значимо !
А плачущая Ариадна забыла о том , что она обрекла на смерть Минотавра , чудовище , но всё же брата . Не исключено , что боги мести напомнили об этом самой Ариадне .
Из стихотворений Катулла , посвящённых языческому сонму богов , выделяется гимн Луне , у которой много имён .
Диана прославляется как Латония ( дочь Латоны , разрешившейся от бремени на Делосе ) , как Луна
( с чуждым светом , отражённым от Солнца ) ,
как Тривия - Геката , богиня ночи , влюблённая в прекрасного пастуха Эндимиона ,и , вот , когда она сходит к нему на карийскую гору Латм , происходят новолуния по временам , а по временам - лунные затмения , зависит от характера их отношений , полагаю . И как Люцина - « Светлая « , богиня - покровительница рожениц , отождествляемая также с Юноной - богиней брака . Как размерительница месяцев покровительствует сельскохозяйственным работам .
Катулл описывает весь этот сложный мир образов , связанных с Луной , заключая молитвой римлянина :
О Латония , высшего ,
Дочь Юпитера , высшая
В муках родов глаголема
Ты Люциной - Юноною ;
Именуешься Тривией ,
С чуждым светом Луною !
Бегом месячным меришь ты
Путь годов , и хозяину
Добрым полнишь ты сельский дом
Урожаем , богиня .
Под любым из имён святись .
И для племени Ромула
Будь опорой доброю .
Как бывало издревле !
Отмечая то , что может быть равенство с богами , и даже может стать выше богов . Вот эта мысль , кажется , стала прототипом для многих поэтов , считавших себя выше богов , саму возможность этого :
Тот с богами , кажется мне , стал равен ,
Тот богов превыше , коль то возможно ,
Кто сидит напротив тебя и часто
Видит и слышит …
Гораций читал Катулла и Вергилий . Поэтому Катулл очень значим в сонме римских поэтов . И ощущение , что он может быть в каком то смысле выше богов , не покидает его .
В Малой Азии чтилась богиня Кибела . В Фригии . Троя находилась в Фригии . Местом её культа был город Пессинунт близ Трои .
Катулл пишет знаменитую поэму о жреце культа Кибелы Аттисе .
Как богиня плодородия она чтилась экстатическими оргиями под звуки тимпанов кимвалов . Под эти звуки мужчины сами подвергали себя оскоплению архаическим каменным ножом .
И становились жрецами Кибелы . Их называли галлами .
По названию протекающей реки в этой местности .
О Кибеле писал Лукреций . Безмолвной , с мощной волей :
« Бубны тугие гудят в их руках и пустые кимвалы ,
Хриплые звуки рогов оглашают окрестности грозно ,
Ритмом фригийским сердца возбуждает долблёная флейта :
Свита предносит ножи – необузданной ярости знаки ,
(которые используются при кастрации и которыми адепты культа режут тело до крови)
Дабы сердца и умы толпы нечестивой повергнуть
В ужас священный и страх перед мощною волей богини ,
Лишь колесница её в городах появилась обширных ,
И одаряет она , безмолвная , благами смертных ,
Путь перед ней серебром устилает и медной монетой
Щедрой рукою народ , и сыплются розы обильно ,
Снежным покровом цветов осеняя богиню и свиту ,
Вооружённый отряд , которому греки Куретов
Имя фригийских дают , играя оружием острым ,
Тут же пускается в пляс , опьянённый пролитою кровью ,
Страшно при этом тряся косматыми гребнями шлемов ; ... «
Катулл пишет поэму об Аттисе , а не о богине Кибеле .
О странном жреце Кибелы :
Аттис мчался по волнам морским на плоту своём быстром
и , стопой тронув Трою , проворно в глубь чащ устремился ,
к плотной тенью лесов окружённым святыням богини ,
в исступлении , экстазе , с блуждающим духом ,
острым кремнем себя оскопил в порыве свободы ..,
и схватил тимпан ( уже ) белоснежною женской рукою ,
твой тимпан, Кибела , твой , мать богов , посвящений бубен ,
и поёт он дрожащим спутникам песнь во славу богине :
«В горы , галлы ! В рощи богини Кибелы толпою спешите !
дар Венеры презрев , вы , ликуя , себя оскопили ;
мчитесь , буйством своим исступлённым госпожу веселите !
Вслед за мною , не медля , стремитесь к дому богини ,
,
подобает и нам здесь проворно сплясать священный трипудий ».
( трипудий, трёхактная культовая или военная пляска . Первая песнь - речь оскопившего себя Аттиса в поэме Катулла . Во время этого речетворчества (а не сразу после оскопления) Аттис преображается в деву . Сразу после речи героя у Катулла обозначен переход от мужского рода красавца Аттиса к женской его ипостаси — Аттис . Аттис Катулла, преобразившись в деву и обитая теперь жрицей Кибелы у горы Иды в Малой Азии, плачет на берегу моря : abero foro , palaestra , stadio et gyminasiis ? ( как мне быть без форума , палестры , стадия и гимнасия ? ) Это греческие реалии . Похоже , что Троя , где был похоронен брат Катулла , который должно быть « стопой тронул Трою « , арена событий из жизни брата , о которых он не говорит прямо , но передаёт так эмоционально , что я подумала о том , не был ли его брат тем Аттисом , который мог сожалеть о реалиях жизни в Вероне или даже Риме - с форумом , палестрой , стадией и гимнасией . Может быть брат писал Катуллу . У Катулла нет никаких упоминаний о том , что привело брата к смерти . Но Катулл не пишет о богине как Лукреций . Которого богиня как бы не касается . Лукреций вообще говорит о том , что может быть всё неправда , эти рассказы о богах , не может быть , чтобы их появление сопровождалось экстазом . Богини по Лукрецию более воспитанные что ли .
А Катулл всё переживает как личное .
У него все кругом Аттиса дрожат , поют дрожащим голосом .
Это он дрожит , это он пишет дрожащим голосом , поёт свою песню :
« так своим спутникам пела Аттис , новорождённая дева ,
и в ответ ей грянул весь хоровод языком дрожащим ,
гладкий тимпан отозвался рёвом , кимвал пустотой ответил ,
по лесистому склону Иды хоровод поспешает .
тяжело дыша , погоняет Аттис в неистовстве галлов ,
бьёт в тимпан , ошалев , ведёт их в тенистые рощи ,
словно тёлка , сбросив ярмо , необузданно мчится ;
а за ней , вожаком , стремительно следуют галлы .
лишь жилища Кибелы толпа измождённо коснулась ,
погрузилась в сон , не изведав хлеба Цереры .
истощение веки смежило слепым опьянённым безумцам
и смягчило неистовство их воспалённого духа .
но наутро Солнце свой глаз золотой открыло ,
освещая эфир , бледность неба , рычащее море ,
и прогнали ночные тени летящие звонкие кони ,
вмиг от дрожащей Аттис Сон волшебный отпрянул ;
приняла его Пасифея , крылатого , в лоно обратно .
упокоилось буйство в сердце Аттис , стал ясным разум ,
всё , что сделала , с ужасом вспоминает несчастная дева ,
понимает , кем стала и что навек потеряла ,
с помрачённой душой возвращается к берегу моря ...
только волны увидела , взор затуманили слёзы ,
и к родной земле стал взывать её жалобный голос .
« родина , о отчизна моя , родина , о мать моя дорогая ,
я , несчастная , от тебя сбежала , как от господина
беглая рабыня , оказалась в глухих я чащобах Иды
чтобы жить среди снежных хребтов и пристанищ хищников лютых
и в неистовстве красться во тьме к их ужасным норам ,
где ты , дом мой , отечество , в каких мне искать тебя далях ,
снова жаждут зрачки мои видеть твои дорогие просторы
в краткий миг , пока дух мой неистовый от буйства свободен ...
как мне быть без форума , стадия , гимнасия , палестры ? ..
… был красою палестры и первым цветом гимнастов :
скольких гостей принимал я , не остывал порог в моём доме .
…
а теперь я рабой богини Кибелы , её прислужницей стану ?
буду Менадой , оскоплённым мужчиной , частью себя , осколком ?
… до слуха богов донеслась нежданная дерзость рабыни ,
тут же мать богов Кибела выпрягает львов из своей упряжки ,
и левого льва , стад грозу , дразня его злобу , криками подстрекает :
( А Лукреций изобразил её безмолвной )
« яростен будь , свирепый зверь , всели в хулителя ужас утробный ,
пусть в страхе неистовом и возбуждении в рощи мои вернётся ,
слишком наглая дерзость – бежать от власти богини Кибелы !
эй, беги и секи её плетью своею , хвостом , по хребту нещадно
и наполни горы рёвом свирепым , пусть урочища вторят ,
тряси яркою рыжею гривой , выгибай свою сильную шею ! »
… так велела Кибела и грозной рукою ярмо с шеи льва отстегнула
… но дева , дрожа , убежала в священные рощи ;
там покорной служанкой Кибелы до смерти своей осталась .
о великая мать богов , Кибела …
да минует мой дом твоя исступлённая властность :
возбуждай других , подстрекай их к пьянящему буйству … « - буквально молит Катулл Кибелу , дрожа от страха перед ней , могущей заставить и его в экстатическом состоянии оскопить себя . Он верит в это .
Поэма Катулла необычная .
В ней нет славословия богам . Скорее страх перед Кибелой , перед Троей , возле которой похоронен его брат . Дрожь проходит по поэме как бы .
Катулл изменился сильно . И вернулся не в Рим , а на свою виллу возле Вероны .
К своим домашним богам - ларам . Столько он натерпелся похоже .
Посвятил макет корабля братьям Диоскурам . С благодарностью за спасение .
И больше мы его не слышим . Он замолк . Что - то случилось .
Свидетельство о публикации №225062600044