Еврейский вопрос

ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС В СВЕТЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ 1945 года
Вместо предисловия
Наша страна 9 мая 2025 года
Если коротко подытожить нашу жизнь под пятой фашистских оккупантов, то можно
сказать следующее.
В добавление к голоду, холоду и болезням, над нами, узниками гетто, постоянно висела
угроза смерти и страх от напряженного ожидания гибели; сознание было подавлено
нашей абсолютной незащищенностью и бесправием, полным отсутствием
возможности к сопротивлению жестокому и ненавистному врагу.
О ХОЛОКОСТЕ И АНТИСЕМИТИЗМЕ

Подводя итоги самому тяжелому и мрачному в моей жизни периоду – пребыванию в
еврейском гетто на оккупированной фашистами советской территории, не могу обойти
молчанием неоднозначное отношение нашего государства, различных социальных
групп и организаций, а также отдельных граждан к этому конкретному факту моей
жизни и вообще ко всей великой трагедии еврейского народа, вошедшей в мировую
историю под именем ХОЛОКОСТ (в первоначальном и буквальном смысле
означавшим массовое уничтожение человеком живых существ). В еврейской
историографии и во многих других официальных документах это ужасное злодеяние
фашистов фигурирует еще и под названием КАТАСТРОФА.
Понимаю, что эта тема заслуживает отдельного исторического исследования, и
немало серьезных историков, социологов и писателей посвятили ей свои труды.
Понимаю также, что мне – непрофессионалу - не по силам (тем более в данных
мемуарах) раскрыть ее во всей полноте и значимости. Однако несколькими яркими
примерами я попытаюсь показать, как еще, к огромному моему сожалению, наше
современное общество, его сознание, расколото на несколько групп, по-разному
относящихся к этой болезненной для евреев теме.
К первой группе я отношу тех, которые поражены неизлечимым недугом
антисемитизма (и ксенофобии) – государственного и бытового, проявлявшихся в
различных формах еще в дореволюционное время, а также в советский и в
постсоветский периоды.
Официальные лица и органы власти, а также отдельные граждане, социальные и
этнические слои населения не проявляли к оставшимся в живых евреям после Великой
Отечественной войны особого сочувствия. С одной стороны, это объясняется вполне
понятным фактом всеобщего горя, несчастья, постигшего страну – без различия
национальной принадлежности ее граждан. С другой стороны, советское государство
неофициально, но твердо и неуклонно, начиная с послевоенных лет, проводило
политику ограничения евреев в правах на целом ряде участков так называемого
«социалистического строительства». Это была политика государственного
антисемитизма.
Объективности ради, надо отметить, что до Великой Отечественной войны явного
бытового и государственного антисемитизма в СССР не ощущалось. А.И.Солженицын
в уже упомянутой мною книге «Двести лет вместе» указывает на то, что в довоенный
период евреи в СССР занимали много важнейших государственных и партийных
постов, в том числе и в органах ГПУ и НКВД, не говоря уже о широчайшем участии
евреев в научной и культурной жизни страны, а также в строительстве и
промышленном производстве.

Так что же случилось после войны, после победы над ненавистным фашизмом,
который был злейшим врагом евреев?
К сожалению, историками-исследователями этот вопрос мало освещен. Мне, по
крайней мере, не удалось найти научную литературу, где бы не только отмечался факт
вспышки в СССР антисемитизма после войны, но и анализировались причины этого
позорного явления.
Считается, что антиеврейская кампания начала набирать обороты после посещения в
1948 году Голдой Мейер нашей столицы (она была послом новообразованного
государства Израиль в СССР).
Этот исторический визит всколыхнул еврейскую диаспору СССР до основания, так
как пробудил еврейское самосознание, интерес евреев к своей истории и культуре,
этническим корням, был толчком к пониманию своей немалой роли как в минувшей,
так и в будущей Истории.
Евреи потянулись к своей исторической родине, чему в значительной мере
способствовало международное сионистское движение, объявившее по всему миру
призыв: «Евреи всех стран – объединяйтесь!», приезжайте в Израиль – строить свою,
новую еврейскую страну…
Однако массовая еврейская эмиграция из Советского Союза противоречила
политическим и экономическим интересам СССР.
Во-первых, она оголила бы значительные участки экономики страны, в том числе и
важнейние направления военно-технических и фундаментальных научных разработок,
где евреи играли много ведущих ролей.
Во-вторых, такой массовый выезд специалистов за пределы «железного занавеса»
таил в себе опасность экспорта во враждебное империалистическое окружение многих
военных и политических секретов, включая относящиеся к разработке атомного
оружия, а также связанных с тоталитаризмом сталинского режима.
В-третьих, к 1948 году, когда обнаружилась прозападная ориентация Израиля и
Сталин убедился в просчете своего замысла – создать в лице Израиля на Ближнем
Востоке опорную геополитическую и военно-стратегическую базу для СССР, массовая
эмиграция евреев в этих условиях уже противоречила внешнеполитическим интересам
Советского Союза.
Таким образом, объективные политические обстоятельства подталкивали Сталина (и
без того питавшего недобрые чувства к евреям еще с юношеских лет, в своем родном
селении - Гори), к антиеврейской кампании.
Кроме того, по моему мнению, он просто «рассердился» на евреев за то, что несмотря
на его инициативу по созданию независимого еврейского государства и его вроде бы
благожелательное отношение к евреям, они отплатили вождю «черной
неблагодарностью» и переметнулись на Запад.
В этой связи интересной и верной представляется мысль Рольфа Хоххута,
высказанная им в предисловии к «Дневниковым записям» Геббельса (Зальцбург,
1977г.): « Мстительность, вызванная отвергнутой любовью, постоянно являлась
сильнейшим и отвратительнейшим побудительным мотивом, которым объясняются
всяческие истории и сама история и которому соответствует качество «истории».
Сталин и его окружение дали выход мстительному чувству и развернули против евреев
истерическую антисемитскую кампанию, принесшую евреям много послевоенных бед и
страданий, а советскому государству – позор на весь мир и множество совершенно
ненужных хлопот.
Давно известно, что всякая кровавая революция и война – от гражданской до
Великой Отечественной, от Великой Отечественной – до чеченской (тоже гражданской),

калечит не только тела, но и души, психику людей. Она является рассадником
ненависти, ксенофобии, причиной падения нравственности в обществе.
В этом аспекте ВОВ исторически объективно внесла свой негативный вклад в
советское общество, особенно на освобожденных от оккупантов территориях Украины и
Белоруссии, где и до войны католическое население было недоброжелательно настроено
против «жидiв та москалей», идентифицируя их всех как большевиков .
Гитлеровская тлетворная пропаганда расовой ненависти в течение нескольких лет
исподволь сеяла рознь между народами СССР, акцентируя якобы «паразитическую
роль евреев как нароста на теле здоровой цивилизации» (цитирую Геббельса дословно).
Все это не могло не сказаться на национальных отношениях в нашей стране в
послевоенный период, что я и большинство евреев вскоре и почувствовали на себе.
Я ниже расскажу, как я пытался поступить после войны в престижный московский
вуз после окончания средней школы, и какую роль при этом сыграли знаменитый
«пятый пункт» моей анкеты и пребывание на оккупированной территории.
Но и без этого примера общеизвестно из множества документальных и иных
источников, что Партия и Правительство организовали в стране тотальный прессинг к
евреям там, где они претендовали на занятие ключевых или сколько-нибудь важных
командных должностей в науке, культуре, медицине, промышленности, других сферах
народного хозяйства, особенно в интеллектуальных секторах деятельности. Такое
отношение государства не могло не отразиться и на общественной атмосфере в стране.
Злорадствующие антисемиты при всяком удобном случае давали себя знать открыто
враждебными высказываниями в адрес евреев - типа: «Мало вас немцы перебили в
войну!..».
Не забуду, как летом 1950 года один такой молодчик на углу старого Арбата и
Садового кольца, у гастронома, орал во весь голос, что надо довести до конца начатое
Гитлером дело истребления евреев… Когда я обратился к стоявшему невдалеке
милиционеру с просьбой унять злобствующего антисемита, он мне ответил: - «Не
видите – он же пьян, что с него возьмешь!..» ( Клянусь в подлинности этого факта!)
Не говоря уже об общеизвестных антисионистских и антисемитских кампаниях,
проводившихся в стране в послевоенные годы Сталиным и его кликой большевиков-
ленинцев (дело «врачей-убийц», дело «безродных космополитов»), такое отношение к
евреям, в наибольшей степени пострадавшим от гитлеровского фашизма, было
довольно распространенным в послевоенные годы.
Конечно, у меня и всех, не отравленных ядом ксенофобии, граждан России эта
категория людей и их отношение к евреям и Холокосту вызывает неприятие и даже
отвращение.
Ко второй группе я бы отнес тех людей, которые почти безразлично относятся к
Холокосту, не выделяя его как нечто особое в ряду трагедий второй мировой войны
(война есть война!..). Как правило, это люди, испытавшие на себе всю тяжесть войны
непосредственно в военных действиях, на фронтах, а также вдали от войны, в тылу,
самоотверженно трудившиеся для Победы и познавшие крайнюю нужду, голод, холод,
изнурительное физическое напряжение, утрату в войне родных и близких… Такое
отношение этих людей не вызывает во мне осуждения, так как они прошли через
тяжелые страдания, физические испытания, рисковали здоровьем, жизнью и в конце
концов их героические действия оказались решающими в победе над гитлеризмом.
Вместе с тем, считаю, что этим людям выпало счастье - с оружием в руках или у станка,
в шахтерском забое, на хлебных полях, в госпиталях, конструкторских бюро и т.д.
защищать страну от врага. В то же время, как я уже отмечал, узники фашизма
вдобавок ко всем своим лишениям и мукам были лишены возможности бороться с

жестоким и безжалостным врагом, так как в подавляющем своем большинстве они
состояли из женщин, детей и стариков, не способных в условиях террора к реальному
сопротивлению.
К третьей группе относятся те, которых не затронула вторая мировая война и
которые имеют о ней отдаленное и не всегда объективное представление. Это люди
молодого и среднего поколения, родившиеся либо незадолго до войны, либо во время ее
или после войны. Их восприятие такого явления, как Холокост, и отношение к нему
сложились уже под влиянием предыдущих поколений, а также в зависимости от
воздействия информационных потоков и соответствующих идеологических установок
той среды, в которой они выросли и воспитывались.
Среди пестроты мнений представителей этой группы находятся вполне грамотные,
здравомыслящие и непредубежденные люди, рассуждающие об узниках гетто примерно
так: «Вот я, например, пережил войну маленьким мальчиком (с 6 до 10 лет от роду),
жил с одинокой матерью в Сибири, голодал, спал в нетопленой избе, где под утро стены
были покрыты куржаком; мать вкалывала на работе по 14-16 часов в сутки - лишь бы
выходить меня и самой выжить. А ты находился в гетто, в теплом краю, на Украине,
где палку воткнешь – она расти начинает, и вряд ли так голодал и холодал, как мы…
Да и было то тебе не намного больше моего: 10-13 лет; что ты мог запомнить из твоих
так называемых «ужасов гето»?.. Чем твое существование было тяжелее нашего?
Почему к вам, бывшим малолетним узникам, такое снисхождение, льготы и даже
специальные гранты материальной помощи выплачиваются?».
По правде говоря, такие суждения вроде неглупых людей, просвещенных и даже с
научной степенью (…) являются во стократ обиднее, чем провокационные заявления
матерых фашистов… Если постараться вникнуть в психологию подобных личностей и
тех, кто не генетически приобрел антигуманные чувства, а в силу сложившихся
жизненных обстоятельств (ломка жизненного уклада в постсоветское время,
неприспособленность к рыночным отношениям, неустроенность личной жизни, обида
на власть и на всех и вся), то на таких людей вроде бы и грешно обижаться…
Но обида на несправедливое их отношение к прошлому и нежелание подняться выше
своей личной неустроенности, проникнуться сочувствием к прошлым несчастьям своих
уже престарелых сограждан не дает нам покоя, - бывшим узникам фашистских
концлагерей…
К четвертой группе я отношу крайних радикалов – воинствующих экстремистов всех
мастей (от национал-большевиков до явных нацистов то ли русского, то ли
французского, то ли австро-германского, то ли прибалтийского «розливов»,
оспаривающих масштабы трагедии Холокоста и ставящих под сомнение
предумышленность геноцида евреев со стороны гитлеровской верхушки, а также
оспаривающих справедливость Нюренбергского судебного процесса. Вряд ли, думаю, на
этих апологетов фашизма стоит зря тратить бумагу…
…Вот я написал эту предыдущую фразу, и моя совесть запротестовала. Решив сперва не
ввязываться в сложную правоведческую дискуссию о том, был ли Нюренбергский
процесс судебным процессом или акцией возмездия стран - победительниц над
поверженной фашистской Германией, я снова перечитал полученные через Интернет
материалы полемики по данному вопросу и решил все-таки вернуться к этой
болезненной теме, поскольку она по сути является составной и принципиальной частью
характеристики немецкого фашизма (нацизма), принесшего человечеству колоссальные
жертвы и разрушения (см. ниже).
Cперва приведу выдержку из книги Марка Вебера:
«Марк Вебер, «Нюренбергский процесс и холокост»

(The Institute of Historical RevisionismThe Journal of Historical Review-
Институт Исторического Ревизионизма, США. Журнал Исторического Обозрения,
США).
Доказывают ли суды о «военных преступлениях» теорию истребления? Истребление
отрицалось. Еврейский историк Самуэль Грингауз (Samuel Gringauz), который сам был
интернирован в гетто Каунаса (Литва) во время войны, критиковал то, что он называл
«гипер-исторической» природой большинства «свидетельских показаний» оставшихся
в живых еврейских заключенных.
Он писал, что «большинство воспоминаний и отчетов полны абсурдного многословия,
графоманиакальных преувеличений, драматических эффектов, самовыпячивания без
всякой меры, дилетантского философствования, претенциозного лиризма,
непроверенных слухов, предубеждений, верноподданнической апологетики и
нападков.» (/61/ Шмуль Краковский (Shmuel Krakowski). Директор архивов
израильского правительственного холокостовского центра «Яд Вашем» (Yad Vashem)
подтвердил в 1986 году, что из 20000 зарегистрированных «показаний» «уцелевших»
евреев, свыше 10000 – «ненадежны». Многие из уцелевших, желая «быть частью
истории», вероятно, слишком увлеклись и дали необузданную волю своему
воображению, сказал Краковский. «Многие из них никогда не были в тех местах, где, по
их утверждениям, они были очевидцами жестокостей. Другие же основывались на
информации из вторых рук, переданной им друзьями или незнакомыми людьми». Он
подтвердил, что многие из показаний, хранящихся в досье в «Яд Вашем», оказались в
последствии неточными, а даты и местонахождения не выдерживали экспертной
проверки историков. /62/ Мы знаем, что свидетели на главном Нюренбергском процессе
давали ложные показания».
…В музее Катастрофы в Иерусалиме, где мне довелось побывать, документально и
безаппеляционно представлены доказательства фашистских злодеяний германских
нацистов и их саттелитов по отношению к еврейской нации во время второй мировой
войны. Эти доказательства собраны и во многих других музеях мира, в частности, -
ужасающие свидетельства зверств фашистов в Освенциме, фашистской фабрике
смерти, превращенной после войны в мемориал жертв нацизма, – вечное напоминание
людям о той страшной пропасти, куда может ввергнуть человечество оголтелый
фашизм…
Совершенно очевидно, что г-н Вебер представляет не такую уж многочисленную, но
весьма ядовитую и опасную четвертую группу людей – воинствующих зоологических
антисемитов, расистов нацистского розлива, сохранивших генетическую и
ностальгическую тягу к величию и превосходству арийской расы. Эти апологеты
гитлеризма с пеной у рта «доказывают», что в политической и военной деятельности
гитлеровского руководства и военного командования, а также всей национал-
социалистской партии Германии не было преднамеренности, умысла и плановой
организованности в создании концлагерей, гетто и массовом уничтожении миллионов
евреев и других «низших рас», в использовании в широчайших масштабах рабского
труда военнопленных и узников фашизма и т. д.
Может быть, господа веберы станут утверждать, что и книга Адольфа Гитлера «Мein
Kampf»(«Моя борьба») – чуть ли не пацифистский документ, свидетельство гуманности
фюрера, его стремления «оздоровить» человечество господством арийской расы?..
По мере удаления в глубь времен трагических событий второй мировой войны,
резкого сокращения (попросту – вымирания…) очевидцев этих событий, все чаще
возобновляются попытки интерпретации фашистского гитлеровского террора в
совершенно ином ракурсе: дескать, это миф, придуманный евреями и

псевдодемократами. (Мол, а был ли такой ХОЛОКОСТ вообще?..). Господа веберы
договорились даже до того, что, мол, мировое еврейство разыгрывает спектакль под
таким названием, придавая этому сомнительному явлению вселенское значение,
обозначая его КАТАСТРОФОЙ.
У нас в России тоже периодически объявляются такие веберы, которые под
вымышленными именами, называя себя евреями (!), стараются изобразить Холокост
как некую театрализованную сионистскую задумку…
…Как известно, с фанатиками и инсинуаторами (злостными клеветниками) никакие
факты не могут справиться. От неопровержимых фактов их злоба и ненависть только
усиливаются. Ни кадры немецкой кинохроники и фотодокументы офицеров вермахта
той военной поры, ни последующие и до сих пор существующие и обозреваемые
миллионами туристов со всего света свидетельства массовых зверств фашистов в
концлагерях (гигантские склады человеческих волос, сохранившиеся кремационные
печи и газовые камеры Освенцима, захоронения Бабьего Яра и т. д., и т. д., тысячи
других доказательств лютого террора фашистских оккупантов на захваченных
территориях) не смогут переубедить апологетов Гитлера и его сподвижников. А надо ли
их переубеждать? Ведь известно, что горбатого может исправить только могила…
… Но беда в том, что господа веберы сеют вокруг себя в умах неосведомленной
молодежи ядовитые семена сомнения в бесчеловечности фашизма, высаживают в
общественном сознании ростки ксенофобии, расизма, экстремизма, подготавливая
общество к принятию тоталитарных режимов, отвергающих общечеловеческие
ценности, демократические свободы и гражданское мироустройство.
…Что касается процитированных Вебером мнений Ш.Краковского, директора архива
центра «Яд ва Шем», и историка С. Грингауза, то, не будучи знакомым с оригиналами
их высказываний 1986 года, трудно и сомнительно вступать с ними в полемику. Одно
могу сказать: если и были такие утверждения, то либо господину Грингаузу в
каунасском гетто немцами был предоставлен особый статус (неизвестно – за какие
заслуги перед рейхом), либо Каунасское гетто было организовано немцами как
образцово-показательный гуманитарный концлагерь, демонстрирующий всему миру
добродетельную сущность немецкого фашизма…
Те факты моей биографии времен Балтского гетто, которые я привел в моих
мемуарах, я могу подтвердить под любой клятвой и на любом детекторе лжи!
Думаю, что и тысячи людей моего возраста, еще не ушедшие в мир иной и чудом
пережившие все ужасы террора в еврейских гетто времен второй мировой войны, могут
так же подтвердить все перенесенные ими страдания. (Неполные данные о фашистских
концлагерях смерти см.в приложении 4).
…Теперь несколько слов о доводах г-на Вебера, обвиняющих страны-победительницы
(СССР, США, Великобританию и Францию) в предвзятости Нюренбергского суда. Этот
господин применяет довольно избитый прием, используя известное риторическое
выражение: «А судьи кто?!», указывая при этом на то, что у перечисленных Великих
держав тоже, дескать, «рыльце в пушку»: бомбардировки британской авиацией мирных
(!..) городов Германии во время войны, нападение СССР на Финляндию, война США во
Вьетнаме, вторжение СССР в Венгрию и т. д.,не говоря уже об атомной бомбардировке
Хиросимы и Нагасаки…
Рассматривая Нюренбергский процесс в рафинированном правовом аспекте, Вебер
находит в нем множество юридических нарушений международных и национальных
уголовно-процессуальных норм, что якобы дает основание ставить под сомнение
виновность подсудимых – Гитлера и его клики (Геринг,Геббельс, Гесс, Розенберг,
Кейтель и др.), а также справедливость вынесенного им приговора. Вебер договорился

даже до того, что соратник Гитлера по партии, наци № 2 – Гесс не только не
заслуживает пожизненного заключения, а должен быть провозглашен чуть ли ни
международным героем, так как, рискуя жизнью, перелетел Ла-Манш и пытался от
имени фюрера заключить мир с Великобританией и таким образом, дескать,
предотвратить вторую мировую войну…
Вот как фашистам неймется – перелицевать историю шиворот-навыворот!
…Здесь уместно вспомнить, как Сталин, политический близнец Гитлера, отнесся к
массовому уничтожению фюрером евреев в концлагерях смерти.
При подписании акта капитуляции Германией можно было вместе с контрибуциями
востребовать от нее и конкретных компенсаций за Холокост и другие зверства, за
геноцид фашистов на нашей территории, в том числе и геноцид сотен тысяч советских
военнопленных.
Невероятно подумать, что Сталин забыл об этом. Он умышленно игнорировал эту
тему, так как, во-первых, был антисемитом еще с детства и юности, а во-вторых, всех
без исключения советских военнопленных, включая своего сына Якова, считал
изменниками Родины…
После Великой Отечественной войны эта тема «наглухо» замалчивалась всеми
средствами массовой информации. И это не удивительно: ведь сталинские лагеря
были не намного «гуманнее» гитлеровских. Всенародно открывать эту тему было
опасно. Так и передал великий вождь эту эстафету замалчивания своим политическим
наследникам…
…И наконец, завершить тему «еврейского вопроса» к 80-десятилетнему юбилею
Великой Победы над фашизмом хочется напомнить россиянам о том вкладе, который
внесли евреи в нашу общую Победу и и укрепление обороноспособности Отечества в
послевоенный период.
Российские евреи надеются что в сложившейся международной обстановке разум
нашего нынешнего руководства совместно с западными партнёрами найдут
толерантное и миротворческое решение российского-украинского и палестино-
израильского конфликтов и к юбилею великой победы над гитлеровским фашизмом
отзвучат последние выстрелы и взрывы кровопролитных современных войн… нет
места эк стремизму фашизму и терроризму…….российские евреи всегда дружественно и
с уважением относились к русскому народу и внесли достойный вклад в российску.
Культуру и науку… такие имена как давид ойстрах майя плисецкая элина быстрицкая
леонид утёсов аркадий райкин отец и сын композиторы дунаевские андрей миронов
марк рейзен борис пастернак ботвинник таль каспаров знаменитые врачи и ученые
медики левит вовси рапопорт выдающиеся физики зельдович йоффе харитон гинсбург
ландау жорес алфёров идр черток не померкнет тот факт что в ВОВ 107 евреев стали
героями советского союза и по активности военного героизма сравнялись с русскими…
Что касается нынешнего положения евреев в Российской Федерации,то с большим
удовлетворением можно отметить следующее…Высшее руководство страны отлично
сознаёт,какой положительный вклад внесли евреи России в Победу над гитлеровским
фашизмом и в послевоенное восстановление народного хозяйства нашей страны, в
дальнейшее развитие российской экономики, науки и культуры, оборонной
способности.
Особо значимыми были достижения и заслуги таких выдающихся крупных учёных-
физиков – Юрия Борисовича Харитона и Яковича Борисовича Зельдовича,
конструктора-ракетчика и ученого освоителя космического пространства Бориса
Евсеевича Чертока, а так же министра вооружений Бориса Львовича Ванникова (по

прозвищу ядерный комиссар) обеспечивших своими разработками и
практическим руководством создание в краткие сроки мощного атомного оружия и
военного паритета в противостоянии с США.
Нынешнее высшее руководство довольно лояльно относится к российским евреям - так
же, как и к другим национальным меньшинствам. Граждане еврейской
национальности в соответствии с Конституцией пользуются равными правами и
свободами со всеми гражданами страны.Иудаизм наряду с другими узаконенными
культовыми вероисповеданиями признан действующей религией и находится в
ведении и управлении ФЕОРа - Федерации Еврейских Общин России.Работники
еврейской национальности занимают довольно важные и ответственные посты в
различных отраслях народного хозяйства, а также в науке, культуре, в секторах
административного управления и в бизнесе.


Рецензии