Эссе-рассуждение. Педагогика наука или искусство?

«Педагогика: наука или искусство?».

Введение.
Педагогика-это наука или искусство? Чтобы разобраться в этой теме нужно иметь представление о том, что такое педагогика.
Педагогика - теория и практика образования, обучения, воспитания, посредством развития человека на протяжении всей его жизни.
На протяжении многих лет велись споры между учеными, можно ли называть педагогику искусством? Или же отдельной наукой, вышедшей из истоков от философии, психологии, социологии? Различные известные ученые и философы высказывались на эту тему абсолютно по-разному.

Основная часть.
«Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт. Самый опыт всегда остается личным достоянием только того, кто этот опыт пережил; передается же лишь логический вывод из опыта, т. е. известная, основанная на опыте теория. Таким образом, педагогика – не простая техника воспитания, но она и не чисто индивидуальное творчество; она – система логически обоснованных идей о воспитании. Иными словами, педагогика есть теоретическая наука» (П. П. Блонский).
Например, если мы будем только лишь рассказывать кому-то о хороших манерах, делать то, что должно, и не как
при этом не показывать своим видом и деятельностью эффективность полученных знаний, то эта информация может «вылететь из головы» и не запомниться. Если же педагог будет объяснять, показывать, демонстрировать примеры на практике ,ставя подопечного в неловкое положение, в ту или иную ситуацию, которая предполагает решение необходимых задач здесь и сейчас, не через одну лишь теорию ,но и практику, а ученик ,правильно рассуждая, принимал нужное решение данной проблемы, то педагог ,нарабатывая такой опыт много-много раз, уже несомненно когда-либо придет к результату и может назвать свою деятельность искусством или, как чаще называют, мастерством!

«Педагогика – прикладная наука. Наука не о сущем, а
о должном, исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука об искусстве деятельности» (С. И. Гессен).

Я согласна с мнением С.И.Гессен, что педагогика является лишь упорядоченной системой алгоритмов любой деятельности обучения, которой нужно придерживаться. И то, что она является «наукой об искусстве деятельности », но я считаю, что искусством она может стать только после накопления определенного педагогического и жизненного опыта. Потому что искусством владеют немногие, при этом оно субъективно разное у каждого человека.
Например, молодой педагог, пришедший в образовательную организацию, может разве сразу быть опытным педагогом? Разумеется, нет. С самого начала мы стараемся придерживаться строгим рамкам, нужно привыкнуть к педагогическому укладу в организации. Когда у него будет время и необходимый уровень сознания для создания чего-то нового в педагогической деятельности, если он еще так молод и неслишком опытен?
Не спорю, есть умные и прогрессивные молодые люди, но в большинстве случаев побеждает опыт и мастерство. И по истечении многих лет человек, наконец, становиться тем, кто может назвать свою деятельность искусством, привнося что-то новое и уникальное в свою работу.

Об этом говорил и Г.Ободовский- педагогика включает себя теорию и практику.
«Полное и систематическое изложение теории воспитания, т. е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания, или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство» (А. Г. Ободовский).
Несомненно, в педагогику входят системы, правила,методики,приемы, но ,я считаю, практика  и наколенный опыт, креативное мышление–это и есть искусство в педагогической деятельности!
Ушинский давал определения, согласно которым искусство, в отличие от науки, может состоять из бесконечного множества бесконечно изменяющихся правил, определяемых произвольными желаниями человека. В то время как выводы науки имеют объективный характер, в искусстве преобладает субъективное начало. В то время как многие критерии и принципы меняются в течение определенного времени, «истины науки не изменяются произвольно, а только развиваются; и это развитие состоит в том, что человек от причин более видимых восходит к причинам более глубоким или, что все равно, приближается более и более к сущности предмета».

Педагогические системы обучения предполагают единые правила в определенном подходе, а искусство же может и не иметь единых правил и стандартов и иногда предполагает вход из статичных рамок образования или усовершенствование этих же рамок новыми компонентами, улучшающими процесс образования, которые помогают приблизиться к определенным целям и результатам.

«Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала» (В. П. Беспалько).

Искусство подразумевает под собой креативность, да, особое чутьё, интуицию, а успешно выработанный механизм и основной фундамент, являющийся уже прерогативой подхода обучения и воспитания, технологичной наукой.

Заключение.
Исходя из размышлений о том, чем же является педагогика – наукой или искусством, я пришла к выводу, что педагогика – это наука, в первую очередь; и искусство, во вторую очередь, определяющие и основу, и опытность человека.
Наука, являющаяся фундаментом, определенной системой, нужна для человека при выстроении определенного темпа и ритма логичности и взаимосвязанности компонентов, а искусство включает в себя совокупность опыта и креативности, создающей новаторские открытия и новизну идей.


Рецензии