Глава 4... для того, чтобы ярче гореть!
Да, ничего не могу с собой поделать, это стихотворение, а также и песня для меня являются самыми любимыми у Есенина, поэтому и данная глава получила название из произведения.
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Может быть я сейчас напишу такое, с чем не будут согласны мои читатели, но я когда-нибудь потом их с удовольствием выслушаю, а сейчас все-таки выскажусь. В процессе подготовки этой книги я много читал и самого Есенина и воспоминания о нем, как современников, так и живших позже. Признаюсь, многого о нем я не знал. Конечно, у поэта, как и у обычных граждан, были и хорошие черты и поступки, но наряду с ними были и не совсем хорошие. Но вот истинно похабщины я не видел, даже в тех произведениях, где Есенин позволяет себе ругаться матерными словами. Скандалы, да, были, этого невозможно не видеть, но и в них не было ни похабщины, ни пошлости. Есенин мог оскорбить, мог ударить, но по большей части это происходило после употребления им алкоголя, как и у многих прочих.
Надеюсь, что мои читатели прекрасно понимают, что все мои знания о Есенине, его жизни, его произведениях взяты в основном из интернета, ну разве что стихи я помню из книг, издававшихся еще в СССР. Но сейчас молодежь уже иной раз и не утруждает себя прочитать что-то, либо слушают аудио, а то и вовсе довольствуются коротким пересказом (в случае крупной вещи). Давайте подумаем, а всему ли тому, что пишут в сети, надо верить? Или поставим вопрос немного по-другому, чему верить, а чему нет, где факты, а где домыслы? Приведу пока лишь два примера, как тот или иной сайт преподносит известные факты из жизни поэта и как он (сайт) пытается их (факты) переосмыслить. Набрав в поисковике «Есенин и алкоголь» я наткнулся на сайт «MAXIM». Вы наверняка хотя бы раз видели этот журнал, который позиционирует себя мужским. И вот в электронной версии этого журнала от 11 мая 2020 года можно прочитать статью «Алкогений: Сергей Есенин» с подзаголовком «Сергей Есенин был, видимо, первым русским поэтом, павшим жертвой такой современной вещи, как имидж.» Скажу сразу, термин «алкогений» я так и не смог понять – если Есенин гений, то зачем приставка «алко», ну а если он «алкаш» (зачем же новые термины изобретать?), то каким образом он смог из алкоголика превратиться в известного поэта? Не могу отказать себе в удовольствии процитировать пару комментариев к данной статье.
Гость
16:59 18.11.20
Если Есенин только и делал, что пил, когда же он писал так много и так прекрасно?
Сергей
17:28 04.07.20
Вот и началась серия огульных статей о Сергее Есенине. Все они будут хорошо оплачены и растиражированы. И эта гнусь будет продолжаться до тех пор, пока народ не поставит жирную двойку Захару Прилепину за его не правдивую книгу "Есенин" серии ЖЗЛ и не потребует от автора переделать ее в духе правды, а не выдумки. Труд на ее выпуск затрачен большой, но она не оправдала наши надежды. Это не книга, а карикатура на гениального поэта. Мы ждем от плодовитого автора не беллетристику, не собрание мифов и сплетен, а научно-популярный труд о своем любимом поэте, А еще лучше будет, если в серии ЖЗЛ издать книги о Есенине Виктора Кузнецова, Валентины Пашининой, Генадия Смолина, Николая Астафьева, Станислава и Сергея Куняевых, Эдуарда Хлысталова, Александра Прокопенко, Татьяны Андреевой, Валерия Мешкова и других достойных авторов.
Прекрасный комментарий! Я бы только, пожалуй добавил два имени: Наталья Леонова и Наталья Сидорина, а в остальном в комментарии сказано все совершенно правильно. То есть, не надо наш народ считать совсем уж глупым, мы прекрасно понимаем, кто пишет от души, с любовью к поэту, а кто просто выполняет заказ.
А вот и второй сайт со звучным названием «Экология и жизнь». Прекрасное оформление сайта и наверно много интересных материалов, но обратите внимание, как названа статья о пребывании Есенина в Баку и насколько резко (в хорошем смысле) содержание статьи отличается от глупого названия «Сергей Есенин предпринимал несколько попыток суицида во время своего нахождения в Баку». Сама статья начинается с того, что «в Мемориальном доме-музее Сергея Есенина в бакинском поселке Мардакян прошло праздничное мероприятие, приуроченное к 116-летней годовщине великого русского поэта...» и далее в таком же торжественном стиле описано, кто организовал этот праздник, какие уважаемые люди были приглашены, кто из артистов выступал и всё остальное в таком же пафосном духе, как и надлежит быть статьям, написанным по поводу торжеств. Замечу только, что в самой статье (на сайте) нет ни слова о попытках есенинских суицидов. Тем более непонятно, для чего было давать нужной, в принципе, статье, такой скандальный заголовок. Видимо, тоже был чей-то заказ, другого просто на ум не приходит.
Возвращаясь к статье в журнале «MAXIM», хочется поведать читателям о ее концовке, взятой из известного «Романа без вранья» Мариенгофа, но без ссылки на автора и, возможно, по этой причине, напечатанной не дословно, а с искажениями. Но прежде повеселю вас другим фрагментом, напечатанным под заголовком «Собутыльники». Первым собутыльником и в данной статейке единственным оказался Троцкий. Вот каким он предстает перед читателями онлайн-журнала: «Однажды во время пьяной беседы Троцкий, незамеченный в любви к Есенину (в отличие от Луначарского и Калинина), сказал ему: «Жалкий вы человек, националист». Есенин ответил одному из вождей: «И вы такой же!»
Фантастика!! Пьяная беседа, это как? Троцкий выставил угощение Есенину и понеслась задушевная беседа? И почему это Лев Давидович оказался незамеченным в любви к поэту, если из всего состава тогдашнего Политбюро, он единственный был на похоронах Есенина, да еще и в печати отметился? Что-то у господ из «MAXIMа» ничего не сходится, видимо чтение Мариенгофа повлияло. Ну и теперь обещанное – концовка статьи, а затем то, как это место звучит у Анатолия Мариенгофа. Итак, концовка – «К концу 1925 года алкогольная депрессия достигает пика. Он ложится под колеса дачного поезда, пытается выброситься из окна, заколоть себя кухонным ножом. 27 декабря, не найдя в номере «Англетера» чернил, разрезает руку и пишет последнее стихотворение кровью. 28 декабря 1925 года поэта нашли повесившимся.» А теперь слово автору «…без вранья» - «К концу 1925 года решение "уйти" стало у него маниакальным. Он ложился под колеса дачного поезда, пытался выброситься из окна, перерезать вену обломком стекла, заколоть себя кухонным ножом». Почему-то автор статьи «Алкогений…» не решился написать о перерезании вены обломком стекла, видимо посчитал, что слишком часто Есенин что-нибудь режет. Но возможно знал о том, что когда в феврале 1924 года Сергей шел по Брюсовому переулку, ветер сорвал шляпу с головы поэта, он побежал за ней и, поскользнувшись на обледеневшем тротуаре, попал рукой в стекло полуподвального помещения сапожной мастерской. Позднее, после трагической гибели поэта, некоторые приятели (например, А. Сахаров) утверждали, что Есенин сам резал себе вены, и это событие попало в копилку доказательств его самоубийства. И скорее всего эта история послужила основанием для Мариенгофа писать, что Есенин пытался перерезать вену обломком стекла.
И вишенка глупейшей статьи «MAXIMа» это конечно же «пишет последнее стихотворение кровью.» Да, это всем известный факт (как бы). Считается, что это прощальное стихотворение, типа посмертной записки «в моей смерти прошу никого не винить». Но давайте не забывать про Ганина, а также воспоминания матери Сергея о его последнем приезде в Константиново (глава 1). А я еще добавлю такой интересный момент, связанный со стихийным бедствием интернета – ИИ (искусственный Интеллект). Правда, в этот раз он сыграл за «наших». Как – то я в поиске Гугла набрал следующее – « у Есенина всегда при себе был карандаш». И вот как отвечает ИИ.
«Да, это правда. Многие источники и исследователи жизни и творчества Сергея Есенина отмечают, что поэт всегда носил с собой карандаш. Это было связано с его потребностью постоянно фиксировать свои мысли, наблюдения и впечатления, которые затем могли превратиться в стихи. Согласно исследователям творчества Есенина, карандаш и бумага были для него неотъемлемыми спутниками, позволяющими запечатлевать окружающий мир и свои внутренние переживания».
Читая воспоминания о Есенине, у многих авторов нахожу рассуждения о том, что поэт часто совершал попытки суицида и создается такое впечатление, что они сожалеют о том, что все предыдущие попытки оказались неудачными. Поиск данных попыток Есенина уйти из жизни приводит к тому, что абсолютное большинство сайтов в интернете поют одну и ту же песню на слова Мариенгофа – «…он ложился под колеса дачного поезда, пытался выброситься из окна, перерезать вену обломком стекла, заколоть себя кухонным ножом». Встречаются некоторые расхождения, но они незначительны, например вместо «ложился» «ложится» или вместо «пытался выброситься» «выбрасывался». То есть суть описываемых случаев всегда одна и та же. И поневоле приходит мысль о том, что Мариенгоф многое придумал, а остальные не нашли ничего лучше, как растиражировать данное вранье. Я пытался найти более подробное описание этих поступков Есенина, но всюду натыкался на одно и то же, перечисление каверзных случаев и ничего более. Вполне возможно, что и разговоры о пьянстве Есенина в половине случаев получают свое дальнейшее развитие по воле авторов. Очень большую роль здесь играет отношение автора воспоминаний или пересказчиков к самому поэту, а не к его произведениям. Конечно же, не все рассказчики стараются очернить Есенина более того, чем он это заслуживает. Вот что рассказывает Наталья Леонова в своей книге «Москва в судьбе Сергея Есенина». Поэт часто приходил на консультацию к Наталье Михайловне Вавиловой, талантливейшему отечественному врачу-гомеопату с европейским именем. В своих воспоминаниях она рассказывает о том, что у Есенина не было ни симптомов, ни последствий алкоголизма. Более того, выяснилось, что у поэта ярко выраженная аллергия на алкоголь. Это очень хорошо согласуется со словами младшей сестры Есенина, Шурочки: «Вина Сергей выпивал мало, он очень быстро хмелел, становился раздражительным, неспокойным». В той же книге Леоновой есть воспоминания и еще одного врача, Марии Васильевны Налетовой. Она отмечала интересный факт в поведении поэта – он был очень застенчив и позволял осматривать себя только через рубашку. В воспоминаниях двух женщин-врачей Есенин предстает перед нами таким скромным, милым, деликатным… И что особенно ценно в их воспоминаниях: Сергей Есенин алкоголиком не был.
Иные сказители старались подобрать те работы Есенина, которые находятся в русле соответствующей темы, где сам поэт рассказывает о своем употреблении алкоголя. А у Сергея Есенина таких стихотворений просто масса к сущему удовольствию рассказчиков, и им только остается написать нечто вроде – но ведь сам поэт об этом говорил! И невдомек любезным, что Есенин все это пишет как откровение, с целью побороть данный недостаток. Он прекрасно понимает, что поступает некрасиво, когда напивается или скандалит, но не может перебороть себя, так как не понимает, как ему дальше жить, ведь то, во что он верил, что принял всей душой, оказалось пустым и лживым. И здесь я просто вынужден по ходу своего повествования процитировать фрагмент поэмы Есенина «Страна Негодяев», которую поэт сочиняет вскоре после прибытия из зарубежной поездки вместе с Айседорой Дункан.
Банды! банды!
По всей стране.
Куда ни вглядись, куда ни пойди ты —
Видишь, как в пространстве,
На конях
И без коней
Скачут и идут закостенелые бандиты.
Это все такие же
Разуверившиеся, как я…
А когда-то, когда-то…
Веселым парнем.
До костей весь пропахший
Степной травой,
Я пришел в этот город с пустыми руками.
Но зато с полным сердцем
И не пустой головой.
Я верил… Я горел…
Я шел с революцией,
Я думал, что братство — не мечта и не сон,
Что все во единое море сольются.
Все сонмы народов
И рас, и племен.
Вот как воспринимает эту поэму автор одной из лучших книг о поэте, «Неизвестный Есенин» - Валентина Пашинина:
«Вождь пролетарской революции, герой гражданской войны, создатель Красной армии Троцкий-Чекистов воюет с «закостенелыми бандитами». Кто же они, бандиты? Это вчерашние «веселые, пропахшие степной травой» крестьянские парни. Они шли в город с думой о революции и были так жестоко обмануты в своих ожиданиях».
И снова Есенин:
«Пустая забава,
Одни разговоры.
Ну что же,
Ну что же вы взяли взамен?
Пришли те же жулики.
Те же воры
И законом революции
Всех взяли в плен»
Когда истинные почитатели поэта говорят о том, что Есенина убили, то ли по заказу, то ли по недосмотру и что в этом были замешаны большевики из тогдашнего партийного руководства, в ответ обязательно кто-нибудь скажет: «Да, бросьте! Зачем это надо было большевикам? Неужели у них не было задач поважнее, посерьёзнеё, чем бороться с поэтами?» На это всегда хочется ответить – а почему же они казнили того же Ганина? Неужели не понимали, что все воззвания группы молодых поэтов так и останутся словами, ведь их мало кто поддерживал? Но тем не менее был и расстрел и ссылка в Соловки. Это было предупреждение будущим возможным оппозиционерам, для острастки, так сказать. А Есенин был все же покруче Ганина, за ним могли и пойти. И что же, власти так и наблюдали бы, не предпринимая никаких шагов к тому, чтобы либо приручить Есенина, либо обезвредить?
Впрочем, одна попытка приручить Есенина все же состоялась. Да-да, та самая «пьяная беседа» с Троцким, как ее назвал журнал «MAXIM». Ну какая пьяная беседа могла быть между поэтом, пусть и известным и одним из членов Политбюро ЦК РКП(б)? Троцкий предложил Есенину средства на издание журнала, о котором грезил поэт; Есенин отказался от заманчивого предложения, сославшись на то, что не силен в бухгалтерии… Но дело наверно было не в том, что поэт испугался материальной ответственности. Он опасался сильного идеологического контроля со стороны правящей партии. Вот что пишет поэт в одной из своих автобиографий от 20 июня 1924 года: «Только свободный художник может принести свободное слово». А вы говорите, пьяная беседа))
Да, Есенин очень много и часто куролесил и бедокурил (какие точные слова!) Он словно чувствовал, что ему не так уж и много осталось в этой жизни.
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Но заканчивает «Русь советскую» Есенин на мажорной ноте:
Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
И немного о причинах пьянок Есенина. В начале своей поэтической карьеры это скорее всего было не очень серьезно, так как поэт даже в компаниях пил очень мало (помните – аллергия?), он больше притворялся, для того, чтобы эпатировать публику, оставить у нее (публики) хоть какие-то, пусть даже не очень приятные воспоминания. А после того, как Есенин разочаровался в революции и большевиках, он чаще всего пил, чтобы забыться и забыть свои ошибки. Помните, наверно?
Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог
Так много сделано ошибок
Да, Есенин прожил очень короткую, но очень яркую жизнь. Можно много говорить о том, какие ошибки были им сделаны, но лучше читать его стихи и поразмыслить, можно ли такое сочинить после употребления вина или водки? В любом случае, разве же можно писать такой бред, какой пишет некто Оля Булатова на одном из сайтов – «…поэт, который пил до последнего вдоха…» Наоборот, в последний месяц жизни, после побега из больницы Ганнушкина, Есенин пил очень мало, ведь он рвался в Ленинград не для того, чтобы продолжать там пьянки и скандалы, нет, он серьезно намеревался начать издание литературного журнала и помощь в этом ему должны были оказать Чагин и Киров. Но увы, они не успели, съезд партии закончился уже после смерти поэта. Многие, наверное, сочтут меня конспирологом, но чем больше я читаю о Есенине, тем больше убеждаюсь в том, что поэт никак не мог покончить с собой и тому есть много причин.
Свидетельство о публикации №225062600843