Опоздавшему поросенку...

...сиська возле жопы: как начать творить, когда кажется, что "время вышло" 

Множество людей искренне уверены в том, что дебютировать в творчестве обязательно нужно в юном возрасте, а если этого не происходит, то время безвозвратно утекает, и дальше их ждут только смерть, гроб, кладбище и забытье. Однако, это токсичный миф. Согласно исследованию Stanford от 2023 года 68% успешных дебютантов выпустили первую книгу после 40 лет. Причина кроется в кристаллизованном интеллекте: опыт, мудрость и глубина достигают пика к 50–70 годам. Поэтому запомните: писательство — это профессия, где седина в бороде (или других волосистых местах) добавляет золота в рукопись. Это не означает, что молодым дарованиям писать не нужно и все их творчество - мусор (я, в конце концов, все-таки пишу, хотя мне нет и тридцати), но это дает понимание, что никакого "поздно" в контексте искусства быть не может.

И вот вам примеры легенд "позднего старта", которые начали тогда, когда другие сдались.

1. Мэри Уэсли. Анонимная бабушка, жившая на пособие, написала первый роман в 70. В итоге она выпустила 10 бестселлеров и получила титул "гранд-дама английской прозы". Она сказала: "Старость — лучший наркотик для писателя. Ты наконец перестаешь бояться правды". 

2. Брэм Стокер. Унылый театральный менеджер засел за "Дракулу" в 50 и создал культового персонажа мировой культуры. 

3. Фрэнк Маккорт. 30 лет преподавал в школе и выпустил мемуары "Прах Анжелы" только в 66, что привело его к пулитцеровской премии и 4 годам в топах NY Times.

Так почему же возраст - это преимущество? Во-первых, ваш "рюкзак" тяжелее — и это хорошо! В 20 лет у вас есть дерзость и 3 истории из университета, в то время как в 50 лет у вас есть разводы, похороны и предательства — шрамы, которые могут стать сюжетами; профессиональный крах, дающий знание систем изнутри; и родительство - один из ключей к пониманию человеческой натуры. Будучи молодым автором в 20 я писала о любви, которую воображала. В 40, став зрелой, я буду писать о той, что переживу. Чувствуете разницу?

Во-вторых, повзрослев, больше вы не играете в писателя — вы им становитесь. Исчезают погони за трендами ("Что сейчас читают?"),  страх "не вписаться" и жажда мгновенной славы. Зато остается голая потребность сказать свое.

И сегодня я предлагаю инструкцию для "возрастных" гениев.

Шаг 1: Превратите прошлое в "топливо". Возьмите 3 ключевых события жизни (развод, увольнение, переезд) и напишите по каждому: 
  - Факт: "Меня сократили в 55"
  - Деталь: "На столе осталась чашка с логотипом компании" 
  - Метафору: "Я вышел на улицу, чувствуя себя выброшенным пакетом из-под молока". 

Шаг 2: Найдите своих "поздних" кумиров. Для вдохновения читайте авторов, стартовавших ПОСЛЕ вашего возраста. Если любите детективы, то есть Рэймонд Чандлер (дебютировал в 51). Если предпочитаете фэнтези, то обратитесь к Мэрион Зиммер Брэдли (первый успех в 42). Если романы - то к вашим услугам Пенелопа Фицджеральд (дебют в 60.) 

Шаг 3: Убейте хронофобию. Возьмите за правило говорить о себе так: "Мне не 60. Мне 20 с 40-летним бонусом опыта". Прикрепите на монитор фото Фрэнка Маккорта с подписью: "Он смог в 66. И я смогу". 

Шаг 4: Используйте "неписательский" опыт. Может быть, вы бывший врач? Пишите медтриллеры с реальными подробностями. Учитель? Создайте школьную сагу. Библиотекарь? Расскажите о своих посетителях.

Бонусом вдохновляющие цитаты-обереги от великих:
- Джордж Элиот: "Никогда не поздно стать тем, кем ты мог бы быть".
- Марк Твен: "Я начал "Гекльберри Финна" в 49. Самые спелые плоды падают поздно". 
- Джулия Чайлд: "Я выпустила первую кулинарную книгу в 50. До этого просто копила рецепты жизни". 

А мое мнение таково: молодой автор пишет, чтобы доказать. Зрелый — чтобы остаться. Давайте попробуем это сделать!


Рецензии