Жизнь меняется к лучшему
Я полностью согласна с Указами Президента РФ и конституционными статьями РД, но не могу не считаться с тем, что и раньше существовали, и ныне существуют негласные законы, которых часто придерживаются в мусульманских странах, в частности, жители Дагестана.
Почему? Потому что в реальной жизни с традициями, сложившимися веками, считаются все и стараются избегать спорных вопросов, касающихся правовой тематики и правовой деятельности.
Помню, как в 60-70-е годы ХХ века моя мама, глубоко верующая горянка, учила нас, своих детей, с глубоким почтением относиться ко всем представителям мужского пола. Она говорила: «Если в доме есть мужчины, то женщины должны садиться на подушки, а не за стол, где сидят почтённые горцы».
Я удивлялась её нравоучениям и спрашивала маму: «Почему?»
Она отвечала: «Потому что женщина своим статусом ниже статуса мужчины. Мужчина – это кормилец, опора и защита семьи и Родины».
В то далёкое детство я изумлялась назиданиям мамы, но считала, что она абсолютно права, ведь наша наставница многое знает, умудрена жизнью. Поэтому я во всём с ней соглашалась. Действительно, мужчины (дед, отец, брат, муж, сын, внук и т. д.) – это самое святое и дорогое, что есть у нас, у женщин. Так было, так и есть, думаю, так и будет.
Помню, как наш родственник, всеми уважаемый горец, давал мне советы: «Проходя перед годеканом (перед территорией, где собирается взрослое мужское население для обсуждения насущных проблем) женщинам и девушкам нельзя ходить без головного убора и с высоко поднятой головой. Их головы должны быть наклонены вниз, во всём их облике должна отражаться смиренность. Это украшает горянок».
Я восхищалась в детстве заботой и советами близкого родственника и размышляла: «Как он добр к нам. Я бы сама не сообразила, что есть такие этические нормы, принятые в рамках горских традиций». Я старалась следовать его советам и не нарушать данное ему слово. Да, и сегодня опека родственников (близких или дальних) о воспитании подрастающего поколения в Дагестане приветствуется. Так и должно быть!
А в то далёкое подростковое время я не размышляла над тем, что представителям сильного пола, по сложившимся традициям, многое разрешается, что не позволяется представителям «слабого» пола. Например, молодым мужчинам разрешалось ходить без головного убора, пить спиртное, курить, сквернословить и т. д. Не всегда осуждались и внебрачные связи иного представителя сильного пола: «Он – мужчина. Все мужчины гуляют. Из-за этого нельзя осуждать, разрушать семью». А ходить за водой в далёкий колодец, даже в том случае, если супруга болеет, мягко говоря, не одобрялось. А тех горцев, кто осмеливался заниматься «бабьими работами», осуждали, считая его «подкаблучником».
К тому же сами горянки считали, что носить на спине тяжёлые ноши из трав, сена или соломы, ходить с кувшинами и бидонами в добавок за водой, то есть, выполнять «женские» работы представителям сильного пола – делом неприличным. Они старались не показывать свою слабость или болезненность, пытались обходиться без мужской поддержки.
А сейчас, на склоне своих лет, я думаю: «Почему же взрослые женщины, хотя бы во время недомогания не видели несправедливости по отношению к их правам? Ведь, пока жёны возились с детьми, одни управлялись с домашними животными, то есть, выполняли все сугубо «бабьи» работы, даже при их недомогании или усталости, мужчины спешили на годекан, чтобы часами «обсуждать назревшие проблемы».
Самое лучшее, что делали мужья, когда жёны недомогали, – поручали подросшим дочерям, если таковые были дома, или, если в доме не было дочерей, родственницам, чтобы они выполняли всю «женскую» работу вместо заболевшей.
Я помню, как всеми любимый врач Аштынской участковой больницы «доктор Сапият», как её называли в народе, упрекала своих пациенток за то, что, они, боясь общественного мнения, не берегли себя, не ложились в больницу, ссылаясь на то, что оставлять «без надзора» коров, овец или кур, не могут.
Да, женщины, чтобы не нарушить сложившиеся веками традиции, при болезни вдвойне напрягались, а на помощь мужчин не звали, даже тогда, когда был риск расстаться с жизнью. Доктор Сапият была свидетелем, как иногда горянкам не удавалось избегать случаев инсульта, инфаркта или преждевременной смерти из-за их боязни прослыть слабыми.
Дагестанские, да и русские писатели не могли оставить без внимания несправедливость общества по отношению к правам женщин.
Х. Авшалумов в юмористическом жанре осмеял ложное мужское самолюбие героев в своей новелле «Встреча у родника», боящихся людских пересудов из-за того, что они ночью, тайком идут за водой. В этом же произведении автор показывает влияние новых веяний быстроменяющейся жизни на сознание мужчин. В героях данной новеллы пробуждается чутьё, что помочь своим женам, например, идти с вёдрами за водой – это не позор, а милосердие и благородство сильного пола.
М. Горький в своём романе «Мать» описал эпизоды, где изображена тяжёлая судьба русской енщины: «Павел вспоминал, что при жизни отца мать была незаметна в доме, молчалива и всегда жила в тревожном ожидании побоев», «Была она высокая, немного сутулая, ее тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком, точно она всегда боялась задеть что-то».
Да, в то далёкое время в иной семье женщине приходилось терпеть и рукоприкладство, и грубость, и запои мужей, лишь бы сохранить семью, лишь бы «не выносить сор из избы».
С тех далёких лет жизнь в России, да и в Дагестане, действительно, изменилась в лучшую сторону. Сегодня редко какой-либо мужчина откажется съездить на машине за водой, понянчить ребёнка, приготовить еду, постирать в стиральной машине одежду, помыть в посудомойке или механически посуду, если супруга даже не болеет, а просто устала. Сегодняшний мужчина считает за честь, позаботиться о том, чтобы мать его детей была здорова и счастлива. Это отрадно.
Однако меня беспокоит другое: стремление некоторых родителей поскорее выдать юную дочку замуж, как только она получит аттестат зрелости.
В 70-80-е годы ХХ века некоторые родители не разрешали девушкам получать высшее или среднеспециальное образование, если даже они были одарёнными школьницами. Взрослые при этом ссылались на неписаный закон: «Горянка, покинувшая пределы села, – это легкомысленная девушка».
Помню, как моя ровесница навзрыд плакала, когда её мама на клочки разорвала документы, чтобы дочь не поехала в столицу, поступать в вуз. К счастью, ровесница всё же вовремя получила высшее экономическое образование и создала после окончания учёбы хорошую семью.
Но некоторые мои знакомые получили высшее образование в предпенсионном возрасте, после того, как дочек выдали замуж и поженили сыновей. Я очень рада за них: никогда знания или дипломы об образовании не мешали девушке или взрослой женщине, быть счастливой матерью или хорошей хозяйкой дома.
Да, жизнь обновляется, внося свои коррективы. Однако неписаные законы где-то живы до сих пор. Иногда мне кажется, что близкие люди одарённой школьницы, которые стремятся поскорее выдать её замуж, не думают о том, что в случае, не дай Аллах, развода, ей придётся выклянчивать алименты. А в случае, не дай Аллах, смерти супруга, ей придётся жить на государственные пособия. А это тяжело.
Но жизнь всё же заставляет думать об этом. Поэтому сегодня многие родители делают всё возможное, чтобы не только сыновья, но и дочери получали хорошее образование. А современные девушки знают, что очень неплохо опираться на крепкое плечо супруга. Но понимают, что бы в их семейной жизни ни случилось, женщине с дипломом об образовании всё же легче «карабкаться» по жизни. Понимают, что за юной девушкой с аттестатом зрелости должно остаться право самой решать: получать сначала образование или же выходить замуж без продолжения учёбы. Они правы в своих рассуждениях. Ведь сутки состоят из дней и ночей, а времена года чередуются от жаркого лета до лютых зимних ураганов. А в реальной жизни случаются всевозможные непредсказуемые «сюрпризы».
Да, бытие меняется к лучшему. Но, к сожалению, иные неписаные законы ещё живы. Живо и древнее предвзятое мнение: «Если к девушке пристают ребята, то она сама виновата. Как не приставать, если у неё нескромное поведение, макияж, одежда».
В конце ХХ и в начале XIX века мне приходилось слышать такое: «Чтобы девушку не обесчестили, нечего в вечернее время «шастать» по улицам города или села. Пусть сидит дома». При этом не было никакого осуждения в адрес того, кто совершил противоправное деяние.
Мне было больно: «Может быть, девушка по вечерам не «шастала» по улицам города или села, а возвращалась с работы или с тренировок?» Мне до сих пор не понятно, почему даже женщины осуждали жертву, а не злодея.
Я абсолютно не против скромного поведения девушки, её одежды – она представитель прекрасного пола, продолжатель человеческого рода, воспитатель будущего поколения – опоры страны. Но винить любую девушку, если по отношению к ней совершено противоправное деяние, – жестоко. Мужской пол потому и называют сильным полом, чтобы он был не только кормильцем, опорой и защитой семьи и Родины, но и имел благоразумие, силу воли и участливое сердце для того, чтобы не дотрагиваться до чужого сокровища.
По словам моей покойной матери, её мама, моя бабушка, говорила: «Самая плохая черта женщины – это воровство. Чужая вещь, если женщина не возьмёт, за ней не побежит. Если женщина обесчещена или же родила ребёнка вне брака, это может произойти по нескольким причинам: первая, в большинстве случаев, она стала жертвой насилия: женщина в физическом смысле слабее мужчины. Вторая причина – боязнь женщины остаться одинокой, без опоры и помощи. Третья – наивное желание самой девушки (женщины) создать полноценную семью».
Вроде бы логично. Но я ни в коем случае не за то, чтобы женщина родила ребёнка вне брака. Каждый крохотный человек должен родиться в браке, в полной семье. Если всё же маленький человек родился вне брака, что в мусульманских странах возможно только в редких исключительных случаях, осуждать, презирать или винить его мать в том, что необычно сложилась её судьба, – жестоко. Слабый прекрасный пол всё-таки нуждается не только в понимании, но и в защите. Девушка (женщина) не должна страдать из-за людских пересудов или из-за судьбы, данной ей Аллахом.
Да, время многое меняет в жизни людей, меняет их нравы. Чтобы защитить себя, в конце ХХ и в начале XIX века, да многие девушки и женщины записывались в секции самообороны, запасались электрошокерами. Мне кажется, лучшая защита для женщины – это не одежда, закрывающая всё её тело, не электрошокеры, а ответственность каждого сильного пола за своё поведение. Его понимание, что любая девушка – это чья-то дочь, чья-то сестра, чья-то родственница, чья-то настоящая или будущая мать и просто представитель «слабого», но прекрасного пола, нуждающаяся в бережном отношении и заботе.
Ответственность сильного пола за своё поведение, его понимание женщины давало и раньше, даёт и сегодня право каждому мужчине, считать себя порядочным человеком. Такова реальность.
Свидетельство о публикации №225062701157
Спасибо, Айша!
Сергей Винтольц 24.09.2025 17:10 Заявить о нарушении
Удачи и везения Вам во всех начинаниях!
Айша Курбанова 3 26.09.2025 13:36 Заявить о нарушении