10. Орел в курятнике
В 59 году до н. э. Юлий Цезарь начал самое грандиозное в истории Рима наступление на земли варваров. Он разгромил племена свевов, ворвавшиеся в римскую Галлию с территории нынешней Швейцарии, затолкал обратно за Рейн германцев, дерзнувших было посягнуть на римские владения, покорил сильное кельтское племя белгов, и уже к 56 году до н. э. стал истинным властелином всей Трансальпийской и Цизальпинской Галлии. По Западной Европе римские «муравьи» расползались стремительно. Благо кельты за пол тысячелетия своего господства успели покрыть эти земли густой сетью дорог. В 56 году римляне вышли к океанскому берегу и покорили пестрые по национальному составу общины приморских обитателей, среди которых доминировали венеты. Столкновение с венетами Цезарь довольно подробно описал в своих «Записках о галльской войне». Венеты в ту пору располагали в тех местах самым большим флотом. Все окрестные гавани, включая и британские, находились под их контролем, и местные племена, должны были выкупать себе право безбоязненно пересекать венетские «территориальные воды». Попытка Цезаря одержать победу над венетами в их родной стихии, то есть на море, успехом не увенчалась. Римлянам пришлось зачищать побережье и захватывать гавани с тем, чтобы лишить флот варваров его баз.
В 55 году до н. э. первые отряды римлян начали высаживаться в Британии. В том же году германцы вновь решили прогуляться за Рейн, и вновь не очень удачно. Как и в прошлый раз, Цезарь устроил варварам такой теплый прием, что они едва унесли ноги. Правда, теперь повелитель Галлии не стал ограничиваться одним только приемом, а надумал проводить гостей до самого дома и, переправившись через Рейн, спалил несколько германских селений. Через два года римляне еще раз навестили соседей в их доме, начисто отбив у германцев желание ходить в гости без приглашения. Впрочем, и сами римляне в дальнейшем без особой нужды за Рейн и за Дунай старались не соваться. Галльские войны Юлия Цезаря, по данным Плутарха, привели к гибели более миллиона жителей Центральной Европы, и ещё миллион был угнан в рабство.
В 54 году до н. э. началось мощное наступление римских войск и на восточных рубежах. 40 тысяч легионеров Красса ворвались в Месопотамию и оторвали от Парфии изрядный кусок земель. Парфия в ответ оккупировала Армению, а против Красса выставила отряд в 11 тысяч всадников. 6 мая 53 года до н. э. возле города Карры произошло решающее сражение, в котором бронированная парфянская конница, созданная по сарматским «чертежам», превзошла римские легионы по всем статьям. В кровавом побоище Красс потерял сына и несколько тысяч солдат. Попытка римлян выйти из-под удара и пробиться в Армению закончилась еще печальнее. 20 тысяч легионеров полегли на поле боя. Сам Красс очутился в плену, и был казнен. Парфяне, очевидно из уважения к консульскому титулу своего пленника, влили ему в глотку расплавленное золото.
Гибель одного из членов правящего триумвирата и истребление одной из самых боеспособных в республике армий стали причиной нового кризиса власти, который, как это чаще всего и бывает, сопровождался народными волнениями. Сенат, уже привыкший в таких случаях больше полагаться на помощь сильных мира сего, нежели на свои собственные возможности, вызвал в столицу Помпея и вручил ему диктаторские полномочия. Помпей немедленно примчался в Рим, быстро навел в городе порядок и «с чувством глубокого удовлетворения» взял бразды правления страной в свои руки. О том, что где-то в Галлии сражается с непокорными кельтами еще один член триумвирата, и что у него также может быть свой взгляд на все происходящее, сенаторы постарались не вспоминать. Проще говоря, Цезаря нагло кинули. Любой дурак на его месте сразу бы обиделся. Цезарь был далеко не дурак, но обиделся он сразу. Обижать же Цезаря было очень опасно, об этом беспечному Помпею могли бы рассказать галлы и германцы. Жаль только, что их мнение его мало интересовало.
К 49 году до н. э. Юлий Цезарь сумел, наконец, подавить последние очаги сопротивления кельтских племен и тем самым развязал себе руки для «внутриполитической» борьбы. Главным козырем Цезаря в предстоящей схватке с Помпеем должна была стать победоносная галльская армия, преданная своему командиру всем сердцем и готовая порвать в клочья любого, кто на него косо посмотрит. Прекрасно это понимая, Помпей приложил максимум усилий к тому, чтобы отстранить от власти как самого Цезаря так и всех его сторонников. Новый римский диктатор сумел привлечь под свои знамена изрядное число иллирийцев и фракийцев, заключил союз с нумидийским царем и собрал большой флот. Не удалось ему только перетянуть на свою сторону римскую чернь. Да и собранная в восточных провинциях армия не шла ни в какое сравнение с легионами, надвигавшимися на Рим с запада, среди которых был и прославленный Железный Шестой Легион.
На этот раз ареной новой гражданской войны стала территория всей Республики, включая Африку, Испанию, Грецию и сам Рим. Бойня получилась еще та! Бои шли с переменным успехом, но Цезарь в конечном итоге победил. Разгромленный Помпей отступил в Египет и там вскоре погиб от рук придворных последнего фараона, Птолемея XII. Вскоре на берега Нила прибыл и сам Цезарь. Египтяне пытались было отбиться и от него, но он отмахнулся от них как от назойливых мух. После крайне вялого сопротивления Египет подчинился Риму, а на место юного Птолемея Цезарь усадил его более сговорчивую сестру Клеопатру. Вслед за Египтом была очищена от сторонников Помпея и возвращена в лоно республики Северная Африка. На этом битва за власть завершилась. Юлий Цезарь, мнением сената уже не интересуясь объявил себя пожизненным консулом и стал первым в истории Рима единодержавным правителем Средиземноморья.
В Египте новый диктатор гостил недолго. Понтийский царь Фарнак решил вдруг вспомнить о том, чей он сын, и атаковал римские владения в Малой Азии. Цезарь немедленно свернул свой лагерь и отправился в Анатолию удобрять тамошние поля понтийской кровью. В 47 году до н. э. в битве при Зеле римляне разгромили армию Фарнака и союзных ему скифов и выбили их из Малой Азии. Фарнак погиб в бою. Оглядев поле боя, усеянное трупами, и выдав в свет сакраментальное: «Пришел, увидел, победил!», диктатор отправился в Рим. Теперь, когда соперников у него не осталось, он мог спокойно заниматься подготовкой давно уже задуманного грандиозного похода в Парфию и давно назревшего серьезного разговора с Беребистой Дакийским. Впрочем, последний вопрос вскоре отпал сам собой. В 45 году до н. э. фракийцам, наконец, надоел их «трезвый образ жизни», и они подняли восстание, в результате которого Беребиста был убит. Его царство тут же распалось на пять частей. Набеги даков на империю продолжались, но они уже не носили прежних масштабов.
Начало 44 года до н. э. самопровозглашенный консул-император Гай Юлий Цезарь встретил этаким громадным орлом, реющим над Италией в гордом одиночестве. Птиц высокого полета подобных ему в республике больше не было. Вокруг бродили только индюки да куры, которым до него было далеко. Им всем оставалось только подбирать с земли корм, сутками торчать без дела на насесте и ждать своего часа, когда их подадут к обеденному столу, или когда орел выберет себе очередную жертву и одним ударом избавит ее от тревог и волнений. Страх и ненависть объединили этих приземленных тварей, и в один прекрасный день они решили заманить орла в свой курятник с тем, чтобы заклевать его до смерти. 15 марта 44 года до н. э. на заседании сената Цезарь был изрезан ножами. Популярного в народе консула сенаторы убивали всем скопом в надежде на пресловутую коллективную безответственность. Среди прочих нанес свой удар и лучший друг Цезаря, Брут, одним движением руки обессмертивший свое имя, хотя, такой славы как у него не пожелаешь и врагу. Говорят, что убийством диктатора «курятник» рассчитывал возродить в республике демократию. Очень скоро, однако, убийцам стало понятно, что кроме них самих в Риме никто о демократии давно уже не тоскует. Демократией, в том виде, как ее представляла себе римская знать, простые римляне были сыты по горло. В городе немедленно вспыхнули беспорядки. Похороны Цезаря переросли в своеобразную манифестацию протеста. В загробный мир римская чернь провожала своего консула с божественными почестями. В условиях всеобщей растерянности и неразберихи организаторы заговора Брут и Кассий были вынуждены бежать из Италии, а начальник республиканской конницы Лепид ввел в бурлящий Рим войска. Революционный «курятник», только что освободившийся от диктатуры Цезаря, немедленно занялся поисками нового диктатора.
Свидетельство о публикации №225062701226
Вячеслав Горелов 27.06.2025 19:31 Заявить о нарушении
Дмитрий Вавилов 2 27.06.2025 19:50 Заявить о нарушении