О Прогрессе. Процесс в жизни самой Церкви
«В самой жизни Церкви, - продолжает протоиерей Валентин Свенцицкий, - идет та же борьба добра и зла, то же разделение противоположных начал, тот же дух Христа и антихриста. Спаситель сказал Своим ученикам: "…берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят" (Мф.24,4-5). Слова Спасителя начали сбываться с первых же дней бытия Церкви. Уже при жизни Апостолов явились еретики, те, о которых апостол Иоанн сказал: "…вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов… Они вышли от нас. Но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами: но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1Ин.2,18-19).
Это была антихристовская гордыня ума, стремящаяся исказить христианское учение. В дальнейшей истории Церкви начались страшные внутренние потрясения. Гораздо более волновавшие Церковь, чем все внешние нападения на нее мира. В основе этих внутренних нападений лежал дух антихриста. Стремление создать подделку истинной Церкви, подменить Христа. Это было то, о чем сказал Спаситель ученикам: "многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос»". Преодолевая эти нападения, Церковь отделялась от антихриста, очищалась в этом процессе внутренней борьбы. Это была та дифференциация, в которой Церковь достигала все большего и большего самоопределения.
Достаточно вспомнить пятидесятилетнюю эпоху борьбы с арианством и столетнюю борьбу с иконоборчеством, чтобы совершенно в конкретных формах представить смысл этого процесса. Дух антихриста - это дух самоутверждения, гордыни, самости, рабства, лжи, страстей. Все это составляло сущность и внутренних восстаний на истинную Церковь. Арианство стремилось подменить непостижимые Богооткровенные истины веры понятною для ума ложью. Арианские гонения были не менее жестоки, чем языческие.
А иконоборчество! И эта ересь была "подделкой". Под видом борьбы с языческим началом во имя "истинной Церкви" антихрист стремился ужасающими насилиями, ложью и клеветой исказить истинное учение Церкви. Церковь боролась с ересью не силой оружия, а силой исповедования истины. Христиане противоборствовали им терпением, святостью, неизменной преданностью истинной святой Церкви Христовой. Этот процесс внутренней борьбы с ересью дал отсев чистой пшеницы от сорных трав. И вся эпоха Вселенских Соборов – это борьба Христа и антихриста в недрах самой Церкви. Борьба эта не прекратилась и после Вселенских Соборов. Не прекратится и до последних дней земного бытия Церкви. И результат этого процесса – все большее самоопределение истинной Церкви и отсев от плевел чистой пшеницы.
Господь рождением Своим упразднил происхождение и родовое надменство. Он нас всех усыновил Богу, в том числе и иудеев, которые тоже могут стать детьми Божиими, если этого они захотят, отрекутся от своего заблуждения и придут в Церковь. В Церкви нет ни иудея, ни эллина. Нет родов, нет родового избрания. Но есть наши предки, наши святые, которые за нас предстоят и молятся Богу. Церковь сильна тем, что она имеет Небесную часть. Чем больше нас гонят, убивают и притесняют, тем больше становится Небесная часть Церкви – наполняется Царствие Небесное и слава Божия в Церкви умножается.
В страшных испытаниях и скорбях этой борьбы, отвечая на насилие терпением, на ложь – исповеданием истины, будет сберегаться в безупречной чистоте своей святая Церковь к последним дням мира.
Лжецерковь будет существовать до конца исторического процесса. Внешне она будет сильнее и многочисленнее истинной Церкви. "Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф.24,24). Не эта кажущаяся могучей лжецерковь, а гонимая, презираемая в миру, ушедшая в пустыню Церковь – будет истинной Церковью Христовой.
Свидетельство о публикации №225062701296