Глиняный берег
Глава 1. Сивинь търва - глиняный берег
Название села происходит от мокшанских слов: Сивинь - "глина", търва - "берег". Глиняный берег. Как точно это отражает суть этого места! Здесь, на берегу реки Сивинь, где она встречается с притоком Модаевкой, уже четыре столетия живут люди, каждое поколение которых оставляло свой след в истории.
Первое письменное упоминание о селе датируется 1659 годом, когда в документах появилась запись: "Чудай Шиндяпин Краснослободского присуду, деревни Синоровы мордвин, продал свою старинную вотчину…". Археологические находки говорят о еще более древней истории - неолитические стоянки, Старосиндровское городище раннего железного века свидетельствуют о том, что люди жили здесь тысячелетиями.
Глава 2. Переход через реку
По преданиям, первые поселенцы-мордва пришли из Темниковского уезда Тамбовской губернии в количестве 150 душ. Сначала они обосновались на левом берегу Сивини, но через двадцать лет перешли на правый берег. Причиной переселения стала "смертность, уносившая в могилу двадцатилетних мужчин".
Возможно, это была эпидемия холеры, а возможно - что-то иное. Но важно другое: люди не сдавались. Они искали выход, боролись с судьбой, переходили реку в поисках лучшей жизни. Эта упорность синдровчан проявлялась на протяжении всей истории села.
До них здесь жили два хозяина: мордвин и татарин по имени Тултай. Татарин "смешался с пришлыми", и теперь фамилия Тултаевых в селе не редкость. Один из носителей этой фамилии - Пётр Николаевич Тултаев - в XXI веке стал сенатором Российской Федерации.
Глава 3. Завод и бунт
В XVIII веке в Старом Синдрове был построен винокуренный завод - Сивинский, или Авгурский завод. Это было крупное промышленное предприятие, которое в конце XVIII века давало более ста тысяч ведер спирта, на котором трудились 23 постоянных и 108 сезонных работника.
Но именно этот завод стал символом эксплуатации для местных жителей. В годы восстания Пугачева (1773-1775) синдровчане в составе отряда С. Мартынова выступили против правительственных войск. Они разгромили винокуренный завод, показав тот же мятежный дух, который их потомки проявят в XXI веке, отстаивая свою школу.
Глава 4. Семья Крупновых
В ХХ веке село дало стране выдающегося промышленного руководителя. Лев Николаевич Крупнов, родившийся в 1933 году в Инсаре, но вскоре переехавший с родителями в Старое Синдрово, стал директором завода "Биохимик" в Саранске - одного из важнейших фармацевтических предприятий СССР и России.
Его отец до самой смерти возглавлял Старосиндровский госсортоучасток. В доме у родителей Льва Николаевича - тети Тони и дяди Коли - часто бывали гости. Среди них был мой собеседник из XXI века, который жил в селе с родителями и бабушкой, попавшей в село во время эвакуации из блокадного Ленинграда.
Лев Николаевич "прожил" на заводе "Биохимик" почти сорок лет (1958-2002), пройдя путь от механика цеха до председателя совета директоров. При нем завод достиг проектной мощности по выпуску пенициллина, освоил производство стрептомицина, кровезаменителей, уникальную технологию получения 6-аминопенициллановой кислоты. Советский пенициллин поставлялся в девять стран мира.
Глава 5. От Сталинграда до Красной площади
Путь Петра Владимировича Латухова к историческому Параду Победы начался в 1942 году под Сталинградом. Девятнадцатилетний парень из Старого Синдрова после краткосрочных курсов попал в особый батальон связи - одно из самых опасных подразделений.
Латухов был специалистом кабельной и проводной связи и буквально “исползал” многие километры Сталинградской земли - ходить по ней было невозможно. Среди солдат ходила поговорка: “ползая, по развалинам изодрал одну шинель и остался жив – счастливец, две – счастлив вдвойне”. Петр Латухов оставил в Сталинграде две шинели.
Особенно памятной стала операция по установке кабельной связи через Волгу под постоянным обстрелом. Это была третья попытка - две предыдущие провалились. Солдаты медленно двигались на лодке по стылой воде, опуская кабель метр за метром, а когда вспыхивали ракеты, все нагибались и замирались…
И вот спустя три года этот же человек стоял на Красной площади среди 35 325 участников Парада Победы…
Командовал парадом маршал Рокоссовский, принимал - маршал Жуков. Пётр Владимирович был свидетелем того, как под дробь барабанов двести солдат бросали к подножию мавзолея трофейные знамена поверженной Германии.
Глава 6. Блокадные дети
Во время Великой Отечественной войны село стало приютом для эвакуированных из блокадного Ленинграда. Мордовия, находясь в относительно безопасном тылу, принимала детей и взрослых из осажденного города.
Эвакуация проходила в страшных условиях. 7 сентября 1941 года немцы разбомбили поезд с детдомовцами перед станцией Званка, и следующие составы шли среди разбросанных взрывами окровавленных постелей. Но многие ленинградцы все же добрались до мордовских сел, включая Старое Синдрово.
Так в селе оказалась бабушка моего знакомого из XXI века. Детские воспоминания о посещениях домов Крупновых, Латуховых и Тултаевых, и множества других, создают удивительную связь между большой историей и личной памятью, между блокадным Ленинградом и мордовским селом, между заводом "Биохимик" и берегом реки Сивинь.
Глава 7. Железо и кирпич
В селе работали не только винокуренный завод, но и другие производства. По подворной переписи 1913 года здесь функционировали два кирпичных сарая. После создания колхоза "Большевик" в 1930 году была налажена работа по производству кирпича с годовым планом выпуска 100 тысяч штук.
Старое Синдрово следует рассматривать в контексте региональной металлургической традиции. В XVIII-XIX веках на территории Краснослободского района действовали Рябкинский железоделательный завод (1719-1861) и Авгурский (Сивинский) железоделательный завод (1726), которые использовали местную болотную руду.
Эпилог. Школа на берегу Сивини
Сегодня, в 2025 году, село переживает новые испытания. Власти хотят закрыть местную школу, в которой учится всего 24 ребенка. Но синдровчане, как и их предки во времена Пугачева, не сдаются. Они борются за свою школу, понимая, что без нее село потеряет будущее.
Сенатор Пётр Тултаев, выпускник этой школы, признает сложность ситуации. Но история показывает: синдровчане всегда находили выход из самых трудных положений. Они переходили реку в поисках лучшей жизни, восставали против несправедливости, принимали блокадных детей, давали стране выдающихся промышленников и военных.
Старое Синдрово - это не просто село на карте Мордовии. Это место, где на протяжении веков переплетались человеческие судьбы, где личные истории становились частью большой истории страны. Берег Сивини помнит все: мордовские поселения и татарские корни, пугачевские бунты и блокадную боль, заводские гудки и школьные звонки.
И пока течет река Сивинь, пока стоят дома на ее берегу, будет жить и память об этих удивительных людях и их удивительных судьбах.
Свидетельство о публикации №225062701334