Эстрадный танец в эпоху турбулентности
Курс выпускников эстрадного направления (руководитель Я. Чернышова) действительно смог продемонстрировать свои эмоции, страсть и энергию, а также прекрасную технику исполнения и пластическую выразительность. Все это было, и зал Спортивно-культурного центра университета, где присутствовало много молодежи, бурно отреагировал. Композиции, сопровождаемые жесткими ритмами и резкими движениями под английское пение, буквально доминировали на сцене и не позволяли зрителям переключить свое внимание на другое настроение. Молодежь отождествляла себя с нашим бурным неспокойным временем и чувствовала себя в нем достаточно решительно. Душа публики хотела контраста, но его почти не было. Да, кое-где проглядывали элементы классического танца, джаза, этнического танца. Была ретро-композиция в стиле кабаре. Но они терялись в лавине композиций с единообразным лексическим сходством. Нарочито грубые движения, широкие постановки ног девушек и тяжелые одежды с красными складками — женственность убежала в другие специализации хореографического факультета. Я помню корифеев эстрадного танца М. Миронову и А. Менакера, Л. и А. Гайдаровых, У. Шубарина, Ефремова (кстати, Людмила Ефремова работает на кафедре хореографии и присутствовала в зале). Их композиции на сцене были законченными и со вкусом сделанными хореографическими композициями. Да, это тенденция прошлого, и современники изображают мир иначе. И не так, как когда-то это делал ГДРовский телевизионный балет «Фридрихштадтпаласт» — для молодежи это выглядит как историческое ископаемое. Очень хочется, чтобы связь времен сохранилась. Но это задача педагогов.
Помимо лексического единообразия, не хватало хореографической образности. Это в основном линейные построения с ограниченным количеством ракурсов. Если вы готовите специалистов для флешмобов и линейных танцев, то этого достаточно. Сцена требует большего. И главный недостаток — слабая драматургия. Выше я уже определил эстрадный танец как «сюжет». Трудно прочесть яркий образ или сюжет, если он рассказан языком современного танца. А именно, современного танца стало больше, как в некоторых массовых композициях, так и в дуэтах. Современный танец не для массового спроса. Он нацелен на путешествие во внутренний мир самих исполнителей, а у зрителя остаются ассоциации — и хорошо, если они возникают. Современный танец интровертен, эстрадный танец экстравертен, направлен на зрителя. Приведу пример из творчества советского балетмейстера Леонида Якобсона — его знаменитые хореографические миниатюры, среди которых «Вечная весна», «Поцелуй», «Минатавра и нимфы» и другие, которые имеют общее название «Скульптуры Родена». Там четко прочитывается сюжет и пластический мотив, зритель понимает, что видит. Ведь темы и первоисточники идей указаны четко. Знают ли студенты вообще что-нибудь о Л. Якобсоне и его миниатюрах? Если да, то хотелось бы, чтобы они повлияли на свое творчество. Хотелось бы также увидеть более выразительную актерскую игру — на сцене без нее никак. Но сами хореографические формы не предусматривали таких моментов. Хореографические миниатюры и мини-спектакли могли бы решить эту задачу и представить исполнителей на более высоком уровне. Остается пожелать «артистам эстрады», как и другим специализациям, более высокой культуры, более широких знаний, чтобы не потеряться в потоке времени и быть востребованными в культурной жизни страны.
Свидетельство о публикации №225062701346