О причастии
Для начала, откроем Евангелие от Матфея: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Мф.26-28). Эти слова Церковь рассматривает как «установительные», легшие в основу Анафоры или Евхаристического канона. Для нас представляет интерес, почему Господь говорит о Чаше: «пейте из нея вси», а потом добавляет: «ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая»? Почему не говорит, что за всех изливаемая, а только за многих? Блаженный Феофилакт Болгарский так толкует это место: «Как Ветхий Завет имел заклания и кровь, так и Новый Завет имеет кровь и заклания. "За многих изливаемая" сказал вместо "за всех изливаемая", ибо и все суть многие. Но почему выше не сказал: "приимите, ядите все", а здесь сказал: "пейте из нея все"? Одни говорят, что Христос сказал это ради Иуды, так как Иуда, взяв хлеб, не ел его, а скрыл, чтоб показать иудеям, что Иисус называет хлеб Своею плотью; чашу же и нехотя пил, не будучи в состоянии скрыть это. Поэтому будто бы и сказал Господь: "пейте все". Другие толкуют это в переносном смысле, а именно: так как твердую пищу можно принимать не всем, а тем только, кто имеет совершенный возраст, пить же можно всем, то по этой причине и сказал здесь: "пейте все", ибо простейшие догматы свойственно всем принимать». Как видим, даже у блаженного Феофилакта нет определенного мнения на этот счет, и он предпочитает оставить вопрос открытым. Нам же необходимо получить на него ответ.
Словами о Чаше: «вси» и «за многие» Господь раскрывают величайшую Тайну Евхаристического канона, знание которой позволяет правильно приступать к Причастию, понимать его назначение и силу действия. Слова «пейте от нея вси» – означают, что любой христианин может приступить к Причастию, а вот изречение: «за многие изливаемая» носит совершенно иной смысл. Каждый может причаститься, но не для каждого Святые Дары будут Плотью и Кровью Христовыми. Для одних они действительно будут таковыми, а для других потребленное из Чаши так и останется хлебом и вином, разбавленном водой. И тогда такое причастие вменяется человеку в суд и предопределяет смерть духовную, как осквернившему святыню Господню. Каким окажется Причастие, зависит от расположения сердца и чистоты души. Если человек ищет не Бога, а чуда, полагая, что причастившись, он «съел» и «выпил» Христа, и через то Бог избавляет его от грехов, попутно даруя исцеления от всех хворей душевных и телесных, или он причащается потому что так принято на литургии, или уверен, что без причастия нет спасения, то такой причастник съел и выпил хлеб с вином и обрек себя на Суд Божий. Часто на приходах можно наблюдать следующую картину. Какая-нибудь сердобольная, «набожная» и «благочестивая» старушка ходит с завидным упорством к обедне во все церковные праздники и по воскресениям. Для нее Причастие превращается в ритуал, острую потребность, похожую на наркозависимость. И все попытки вразумить таковых или выяснить, зачем это нужно, наталкиваются на неприкрытую злобу и агрессию – прелесть состоялась и укоренилась! Часто такое случается и с целыми семьями. Печально то, что священники смотрят на несчастных «причастников», как на совершенно нормальное явление и даже не думают их вразумлять или проводить беседы на тему страха Божия перед Святым Причастием. Более того, многие поощряют безумие «наркоманов от Чаши», поскольку благополучие прихода напрямую зависит от количества прихожан.
Святые отцы-пустынножители первых веков христианства, причащались всего один раз в году – на Великую Субботу, и, отслужив литургию, снова на год уходили в пустыню. При этом не только сами спасались, но и заложили основы истинно христианской жизни. Благодатное Причастие, возможно только тогда, когда Христос вошел в сердце человека и пребывает в нем. Как сказано в Писании: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.» (Ин.14:23). Именно о таковых Христос на Тайной Вечери и сказал: «за многие изливаемая», то есть за многие, а не за всех причастившихся. И не сказал причащайтесь ради СПАСЕНИЯ или БЛАГОДАТИ, но прямо велит приобщатся: "в воспоминание Мое". Но об этом никто даже и не думает. Поэтому кто причащается в соответствии с заповедью Спасителя, то есть творит Причастие в воспоминание о Христе, тот и спасение получит и благодать. Многие забывают, что благодать приходит не когда человек желает, а когда это угодно Богу, ибо : "Дух дышит, где хочет" (Ин.3:8), - говорит Иисус Никодиму. Чтобы обрести состояние причастия Христу, нужно вести соответствующий образ жизни в духовной и телесной чистоте, а случающиеся падения врачевать покаянием. Должно стремиться не к Чаше, а к Богу, ибо в противном случае Христос подменяется содержимым потира, в котором для многих Плоти и Крови может не оказаться. Кто причащается ради благодати, тот пребывает в великой прелести и обрекает душу на вечные муки. Такие «завсегдатаи» воскресных литургий, рано или поздно отпадают от Церкви и Христа, становясь законной добычей дьявола.
В связи с этим, важно понимать цель Причастия, то есть, для чего Христос его установил на Тайной Вечере. Евангелие от Луки гласит: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.» (Лк.22:19). Другими словами, цель Таинства определена Самим Христом – совершать Евхаристию в воспоминание о Его пребывании среди людей. Оно включает в себя два основных момента: памятование о Богочеловеке Христе и, самое главное, – через причащение напоминать людям о Сыне Божьем, принявшем крестные муки и смерть ради спасения человека. Ничто так не способствует греху, как забывчивость, которая уводит ум от Бога, погружая его в мирскую суету. По мере разрастания Церкви и, как следствие, – обмирщения и секуляризации духовной жизни, апостольская преемственность и учение Христа стали подвергаться искажениям и еретическим толкованиям. Это привело к тому, что слово, или буква, которая «убивает» (Кор.3:6) заменила Дух, который «животворит», то есть форма подменила содержание и обратила падший разум от служения Богу к служению форме или твари. И поэтому для многих Таинства Церкви превратились в обряды, поскольку «Таинствами» они для них остались только по названию, а не по совершающей благодати Духа. Обычным делом стало причащение ради Причастия или в силу «благочестивой» привычки. Но это еще полбеды. Хуже, когда Евхаристия становится объектом поклонения содержимому в Чаще, а не Тому, ради Кого она совершается.
Главная задача диавола, как сказал преподобный Максим Исповедник, состоит в том, чтобы обманом и коварством: «все стремления каждого человека перенацелить на самого себя», то есть невидимое и нетленное духовное подменить видимым, тленным и мирским. Последствия этого проявляются и в неправильном отношении к Причастию. Одни считают, что «скушали» Христа и «испили» Его кровь, по словам Господа: «Сие есть тело Мое и …сие есть кровь Моя»; другие веруют, что сподобились особой благодати и соединились с Богом, Который после Причастия пребывает в них; иные видят в Причастие чудодейственное средство от всех болезней душевных и телесных или способ очищения грехов. В общем, каждый по своему духовное превращает в плотское. И, в большинстве случаев, иных мнений на этот счет нет ни у причастников, ни у духовенства. При этом, никто не утруждается открыть Евангелие и прочитать слова Христа: «Сие есть тело Мое, за вы ломимое во оставление грехов» и «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая», что означает следующее. Тело Христа – это «хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:51), то есть речь идет об учении Спасителя и Божественных догматах. Кровь «Нового Завета за многие изливаемая», – это рождение в Таинстве Крещения Нового Адама или нового человека во Христе, через Воплощение Сына Божьего, Его искупительного подвига и Воскрешение из мертвых. В Ветхом Завете кровью животных окропляли жертвенник во время богослужения в память окропления кровью Агнца дверей перед исходом Израиля из Египта, а Новый Завет, Кровью Христа через Таинство Крещения, очищает человека от первородного греха и возводит на Небо одесную Отца, уподобляя сыну Божьему по обетованию. И чтобы люди об этом не забывали, Спаситель и велит совершать Евхаристию «в воспоминание Мое». Я уже говорил, что человеку свойственна забывчивость, ставшая излюбленным орудием диавола. Поэтому в борьбе с этим злом, и установлена Евхаристия, в таинстве которой хлеб и вино непостижимым образом преобразуются в истинные Плоть и Кровь Христову, но не для всех, а для тех, кто готов их вместить. Поясню свою мысль. На Анафоре в Чаше, несомненно, пребывает Плоть и Кровь Христовы, которые преподает священник причастникам, ибо святую Литургию никто не отменял и епиклесис (преложение даров) осуществляется силой Святого Духа неизменно на каждой службе. Но в момент самого приобщения достойные принимают Христа, а недостойных Он отвергает, и причастник довольствуется хлебом и разбавленным водой вином, хотя об этом даже и не догадывается. У Чаши от недостойных Дух отходит, лишая содержимое лжицы божественных свойств. Для таковых естество хлеба и вина остается прежним. Форменное язычество проявляется всегда у тех, кто полагает, что частыми причащениями они сподобляются большей благодати и имеют Христа в себе после каждой литургии. Со временем это переходит в манию и навязчивую идею о постоянном причащении. И если исходить из того, что Причастие установлено ради воспоминания о Спасителе, то такие причастники уподобляются больным, страдающим амнезией, ибо им, чтобы не забыть Кто такой Христос, приходится постоянно потреблять Святые Дары.
В одном из женских монастырей Санкт-Петербургской митрополии была монашка весьма преклонных лет, которая причащалась каждый день. Когда ее спросили для чего она это делает, то невеста Христова ответила: «А вдруг меня Господь ночью призовет, а я – не причастимшись». Понятно, что такое понимание Евхаристии не имеет никакого отношения к тому Таинству, которое установил Господь на Тайной Вечере. Это и есть проявление язычества и «православного фетишизма». В противном случае, следует признать, что все причастники без исключения сподобились Царствия Небесного, ибо имея в себе Бога, они не могут быть осуждены, поскольку Христос Сам Себя не судит. Причащающийся незаконно, то есть, не познавший сути и цели Причастия, уходит от Чаши ни с чем, запивая хлеб и вино, а не вкушая Плоть и Кровь Христовы. Святитель XIV в. Феофан Никейский писал: «Приобщение телу Христову есть участие в Его Божественных энергиях. Тот, кто не чист может принять тело Христа, но без участия в энергиях Божества. Иуда был допущен к Тайной Вечери. Он прикоснулся только к телу Христа, но не получил ничего из Божественных даров».
Из этого следует, что Причастие установлено Христом ради поддержания непрерывной связи с Богом через памятование о Его искупительном подвиге и Евангельском учении. Евхаристия призвана вернуть православного на путь к Богу, с которого он постоянно сходит по козням диавола и через привязанность к мирскому. Она служит неугасимой лампадой и маяком во мраке для всякого идущего к спасению. Однако, для многих причастников Таинство не совершается из-за маловерия, нераскаянности и пленения миром. В богословском смысле это значит, что Господь никогда не придет к тому, кто Его не ждет, кто не способен услышать зов и стук Иисуса в закрытую дверь сердца. Поэтому не могут рассчитывать на соединение со Христом в Евхаристии те, кто не ждут Его, и не ведают Бога в Евангельских заповедях.
Свидетельство о публикации №225062701531