Фрактал Евангелия

Библия очень большая книга. Я посмотрел на другие большие книги на своих полках. Вот стоит четырехтомник, в котором рассказывается история нескольких семей, соответственно, здесь есть ряд сюжетных линий и множество второстепенных персонажей. И если кто-то попросит меня кратко пересказать содержание этой толстой книги, а я перескажу какую-то побочную сюжетную линию – это будет неуважительно по отношению и к автору, и к задающему вопрос.

Так и с Библией. Мы постоянно на основании нее проповедуем, и надо понимать, какая сюжетная линия в ней главная, какие персонажи основные и в чем ее главная весть. Но о ужас: можно проповедовать по Библии так, что ты будешь обходить эту главную весть, задевая Автора и обделяя слушателей.

Если в двух словах, то главный сюжет Библии в том, что у Бога есть Сын, у Этого Сына есть невеста, у невесты случились проблемы, и Божий Сын спасает невесту единственным возможным способом, в результате чего удивительным образом прославляется Бог. Уникальность Библии в том, что эта главная весть отображается много раз во всех, казалось бы, второстепенных весточках и сюжетных веточках, в частных историях отдельных библейских героев – Авраама, Руфи, Иеремии, Петра, Филимона…

В природе есть материальные объекты, части которых устроены так же, как целое, это называется «фрактал». Это, например, капуста брокколи и романеско, наши трахея и бронхи, снежинки, молнии, морозные узоры на оконных стеклах, кристаллы. Смотришь на бронхи и видишь трубочку, которая разветвляется на более мелкие трубочки, смотришь на эти отдельные трубочки – они снова ветвятся, повторяя общую структуру, и т.д. То же и со снежинкой и с остальными фракталами. В частном повторяется общее, в детали видно целое.

В последние годы меня все больше поражает то, что основной сюжет Библии и главная ее весть – а это Евангелие – многократно повторяется, отображается, отзывается во всех библейских историях меньшего порядка. И оказывается, что судьбы народов и людей – эхо и отголосок судьбы Христа и церкви. Я называю это «фрактал Евангелия».

И можно рассказывать о жизни каждого из этих библейских героев так, что через это будет видна и главная весть Библии тоже, а можно проповедовать так, что главной вести в твоем рассказе не будет. Эта ошибка называется в современных учебниках по гомилетике «морализм» – когда мы берем из библейских историй нравственные уроки, но теряем Христа. Теряя Христа, искажаем Евангелие. Искажая Евангелие, перестаем понимать и практиковать благодать.

Я готов привести очень много примеров того, как фрактал Евангелия виден в отдельных эпизодах в самых разных частях Писания, но ограничусь одним примером. Для этого процитирую книгу Тима Келлера «Центровая церковь»: «В конечном счете при чтении Библии следует задавать лишь два вопроса. Идет ли речь обо мне? Или здесь сказано об Иисусе? Иначе говоря, говорит ли Библия в целом о том, что я должен делать, или о том, что сделал Он? Подумайте над рассказом о Давиде и Голиафе. Если читать его как нравоучительную историю, тогда она действительно обо мне. Это поучение о том, что я должен собрать всю веру и смелость, чтобы сражаться с исполинами в моей жизни. Но если признать, что Библия прежде всего говорит о Господе и Его спасении, и читать о Давиде и Голиафе в таком свете, то эта история несет нам весть освобождения!

Ведь суть в том, что израильтяне не могли сами выступить против великана. Нужен был герой, чтобы сражаться вместо них, – воин, готовый встретить смертельную опасность, чтобы защитить свой народ.

И Бог послал не могучую, а слабую замену – мальчишку, слишком юного, чтобы носить доспехи. Но Бог использовал немощь избранного освободителя, чтобы уничтожить самоуверенного, глумящегося Голиафа. В своей слабости Давид вышел победителем, а его победа вменилась всему народу. То же было и с Иисусом. Через Его страдания, Его слабость и смерть, грех был побежден. Яркая, захватывающая история о Давиде и Голиафе показывает, что значит утверждать, что мы умерли с Христом (Рим.6:1-4), а Бог воскресил нас и посадил на небесах с Иисусом (Еф.2:5,6). Иисус – главный герой, настоящий герой, Он не просто рисковал жизнью, а отдал ее за нас. И теперь Его победа стала нашей, и все, что Он совершил, вменено нам».

27.06.2025


Рецензии