6. 6. 6 Господство двоякого рода

«564. Господство бывает двоякого рода: одно принадлежит любви к ближнему, другое – любви к себе. Эти оба рода господства, в сущности, совершенно друг другу противоположны: кто  господствует из любви к ближнему, тот всем желает блага и ничего так не любит, как службу, и, следовательно, служит другим (служить другим – значит желать, блага другим и вести службу для церкви, отечества, общества или сограждан); вот в чём состоит любовь и сердечное наслаждение этого человека. Поэтому, когда он занятием почётных должностей возвышается над другими, он радуется, но не ради самой должности, а ради тех высоких служб, которые тогда он может исполнять в большем количестве. Таково господство на небесах.

Тот же человек, напротив, который господствует по любви к себе, никому не хочет блага, как только самому себе, службы, которые он несёт, исполняются им только из видов чести и славы, которые одни и признаются им службами; он служит другим ради того только, чтоб ему служили, чтоб его почитали и чтоб господствовать; он домогается высоких должностей на ради добра, которые он должен принести отечеству и церкви, но ради того, чтобы быть на виду и в славе и затем наслаждаться своим сердечным удовольствием.

Любовь к господству остаётся в каждом и в той жизни; те, кои властвовали по любви к ближнему, получают власть и на небесах, но тогда не они господствуют, а службы, то и господство принадлежит Господу. Напротив, те, кои в мире властвовали из любви к себе, перешедши в ту жизнь, занимают там в аду самые низкие должности. Я видел людей, властвовавших в мире из любви к себе, брошенных среди самых низких существ ада и даже некоторых среди тех, кои живут там в помойных ямах …

565. Что же касается любви к миру, то эта любовь не в той же степени противоположна небесной любви, потому что не такое зло скрывается в ней. Любовь к миру состоит в том что, чтоб желать каким-нибудь средством стяжать себе чужое имущество, полагая сердце своё в богатстве и допуская, чтоб мир отвлекал и отвращал дух от любви духовной, то есть от любви к ближнему и, следовательно, от небес и Божества. Впрочем, эта любовь разнообразна: иные любят богатства, чтоб через них подняться к почестям, которые одни любимы; иные любят почести и высшие должности, чтоб приобретать богатства;  иные любят богатство для различных служб, доставляющих им здесь удовольствия; другие любят богатства для одних богатств – такова любовь скупых и так далее. Цель, с которой любишь богатства, называется службой, и эта цель, или служба, определяет качество любви, ибо любовь такова какова цель, для которой действует человек: всё остальное служит ему только средством».

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  310).

   


Рецензии