Хроники и причины предательства Иуды
Если рассмотреть версию, связанную с разочарованием во Христе в том смысле, что Иисус не собирался становиться царем Израиля, а значит мечта Иуды о доходном месте при новом правителе не сбылась, то можно предположить, что его предательство – это задуманная месть за обманутые ожидания. Но утоливший жажду мести, никогда не полезет в петлю, потому что испытывает наслаждение, видя труп своего врага. Идея о том, что Иуда хотел устроить бунт против Римских властей выглядит нелепо, поскольку пройдохе было важнее собственное благополучие, ради которого он не стал бы ввязываться в сомнительные политические авантюры. Предавать Иисуса, чтобы возмущенные ученики и народ пошли на штурм резиденции Пилата, Иуде было не интересно. Он не политик и не борец за освобождение народа, а трус и вор. Кроме того, совершенно невозможно представить, чтобы Искариот был агентом Рима, потому что, во-первых, римским властям было глубоко безразлично учение Христа и их не интересовали богословские иудеев. Поэтому устраивать детективную историю с засылкой Иуды-шпиона ко Христу было лишено всякого смысла; а во-вторых, Христа схватили бы легионеры, а не слуги первосвященников. Для Рима Христос не представлял никакого интереса, а тем более угрозы, иначе суд у Пилата протекал бы совершенно по-другому. Если предположить, что Иуда был агентом Синедриона, то он не стал бы торговаться с первосвященниками о выдаче Учителя. Предатель выполнил бы порученное дело и получил свою награду. Посему, и лезть в петлю он не стал бы.
Миф о том, что, предавая Иисуса, Иуда, якобы выполнял просьбу Христа, пришел из так называемого «Евангелие от Иуды», которое представляет собой отрывки апокрифического текста на коптском языке середины IV в., найденного в 1978 г. Согласно этому источнику, Иуда – единственный, кому Иисус открыл все тайны и, якобы поручил донести на Него первосвященником, чтобы исполнилось пророчество о страдании и смерти Миссии. Абсурдность подобного утверждения очевидна и о ней много сказано и написано. Эта теория – выдумка секты каинитов II в.
Для того, чтобы разобраться в причинах злодеяния, необходимо обратиться к биографии предателя. Его полное имя – Иуда Искариот, что в переводе с иврита означает «человек с окраины города». Как полагают исследователи, это прозвище ему дали апостолы, чтобы отличать от другого Иуды – брата Господня. Искариот был единственным учеником Иисуса из Иудеи, в отличие от других апостолов, которые происходили из Галилеи. Такое совпадение только на первый взгляд кажется случайным. На самом деле, его избрание Христом было частью Божественного Промысла, в силу которого в Иуде был осужден и подвергнут наказанию весь народ. Как Иуда отпал от Христа и предал себя смерти, так и иудеи отпали от Бога и ложным учением обрекли себя на вечную смерть. Полноценных сведений о происхождении Иуды Священное Писание не содержит, в связи с чем, церковные историки вынуждены обращаться к иным древним памятникам церковной письменности дошедших до наших дней.
Главным из них следует признать «Сказание Иеронима о Иуде предателе». Это сочинение признано апокрифом и ошибочно приписывается блаженному Иерониму, жившему в IV в. Согласно ему, Иуда родился в Иерусалиме от Рувима из колена Данова и его жены Цеборы. Незадолго до рождения сына Цебора видела страшный сон, из которого узнает, что Иуда станет «виною погибели» всему их роду. Тем не менее, она зачала и родила. Испугавшись предсказанных последствий, родители положили младенца в ковчежец и отпустили в море. Через некоторое время его прибило к острову Искариот, с названием которого предание связывает прозвище Иуды. У жены тамошнего правителя детей не было, и она никак не могла зачать. В горе царица часто выходила на берег моря, чтобы излить свою скорбь. В один из дней она обнаружила ковчег с младенцем. Женщина обрадовалась и решила усыновить Иуду. Для этого она солгала супругу и народу, что родила дитя от мужа своего. Этому известию, как повествует апокриф, обрадовался и царь, и народ. Таким образом, ложь с первых дней жизни становится неизменной спутницей предателя и определяет его дальнейшую жизнь. По прошествии времени, царица родила сына от законного мужа и оба отрока росли вместе. Однако, Иуда не мог простить брату царского происхождения и всячески унижал его. Далее сказание повествует, что, обуреваемый завистью, Искариот убил царевича, повторив историю Каина, и, испугавшись последствий, скрылся в Иерусалиме. Там, волей случая, он знакомится с Понтием Пилатом и тот, плененный красотой юноши, оставляет его во дворце и делает старшим над всеми слугами. Однажды Пилат увидел в соседнем саду прекрасные яблоки и повелел Иуде принести их. Сад принадлежал Рувиму – отцу Иуды. Ни Рувим, ни его сын, понятным образом, не знали друг друга. Когда Искариот срывал яблоки, внезапно в саду появился Рувим, и стал обличать отпрыска в воровстве. Между ними завязалась ссора, в ходе которой сын убивает отца. Далее, в духе древнегреческой трагедии, Цебора – мать Иуды, становится его женой. И к своим многочисленным грехам Иуда добавляет инцест. Однажды, в пылу откровения, Цебора рассказала сыну о выброшенном в море младенце, а Иуда поведал ей свою историю, и тогда открылась вся правда о них. По совету матери-жены Иуда прибегает с покаянием к Иисусу Христу, Который был тогда в Иудее. Так Искариот становится учеником Христа и хранителем апостольской казны.
Вариации этого повествования под различными названиями встречаются и в памятниках древнерусской письменности: «Сказание неложное от мужа праведна и свята западния церкве великаго учителя Иеронима о Иуде, бывшем предателе господа нашего Иисуса Христа, списанное сице начинается»; «Сказание учителя церковнаго Иеросалима святаго о Июде, предатели господа нашего Иисуса Христа»; «Сказание о Июде предатели господни»; «Повесть неложная о Июде Искориоцком, иже и предатель бысть»; «Сказание о Июде предателе, и о рождении его, и како предаде господа иудеем»; «Слово о Июде христапродавце Искариотском, како родися, жив и како причтен бысть во апостолы»; «Сказание святаго Иеронима от древняго ле[то]писца о Июде Искориотском бывшем апостоле»; «О Иуде предателе». О времени происхождения апокрифа также нет единого мнения, но, согласно С. Соловьеву ссылка на это сочинение встречается в трактате Оригена «Против Цельса» (III в). Подлинное происхождение «Сказания» остается неизвестным, но, очевидно, что своими корнями оно уходит в первые века христианства.
По своему жанру это сочинение имеет много общего с классической древнегреческой драмой и весьма схоже с трагедией Эдипа. Православному исследователю эта история могла бы показаться вымыслом или неудачным плагиатом с «Эдипа», если бы, в общих чертах, не нашла своего подтверждения в одном из бесценных памятников святоотеческого предания. Речь идет о «Посмертных вещаниях преподобного Нила Мироточивого Афонского». В отличие от «Сказания», это произведение имеет и своего автора, жившего в XVII в., и точное время написания. Оно основано на том, что неоднократно являвшийся непутевому афонскому иноку Феофану, уже после своей смерти, преподобный Нил наставляет его в истине, обличая пороки тогдашнего монашества. «Вещания» не всеми были приняты, поскольку подвергали резкой критике нравы и распущенность насельников Святой Горы. Тем не менее, не признавать за истину наставления преподобного Нила, значит не признавать и посмертные явления многих святых отцов, и, как следствие, – не признавать явление во плоти Иисуса Христа. Рассказывая Феофану в качестве назидания историю Иуды, Нил Мироточивый так описывает его злодеяния: «Иуда же, будучи заносчив и горд, не перенес слов отца его [обличающие за воровство яблок], не позволил выслушать от него даже малого слова, но тотчас схватил в руки камень и, ударив им по голове, убил отца своего». Узнав о том, что он сделал, Пилат, не желая наказывать любимчика: «пожалел его и, согласно закону, повелел, чтобы он взял себе в жены жену убитого мужа. Иуда, как сосуд лукавый зла, принял это…и взял Иуда мать свою себе в жены». Таким образом, история Иуды подтверждается не только известным апокрифом, но и свидетельством святого.
ассматривая описываемые события в свете будущего предательства Христа, необходимо подчеркнуть, что предпосылки этому были заложены в Искариоте с момента рождения. Пророческий сон Цеборы свидетельствует о божественном предвиденье роли, которую Иуда сыграет в искупительном подвиге Христа. Спаситель, конечно, знал, кого Он принимает в ученики и о предательстве, которое Ему предстоит. Обращаясь к ученикам, Иисус говорит: «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» (Ин.6:70). «Диавол» в переводе с греческого означает обольститель, лжец, клеветник. Что характерно, Христос называет Иуду именно «диаволом», а не «сатаной», что означает к тому же «противник». Это будет иметь значение при дальнейшем рассмотрении нашей истории. Некоторые толкователи полагают, что слова Иисуса предназначались не Иуде, а диаволу, стоявшему за его спиной. Такими же словами: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!» (Мф.16:23), Иисус обращается не к Петру, а к сатане, которого Он видел позади ученика. Обращаясь к апостолам, Христос пророчествует, что диавол через одного из учеников приведет Его на Голгофу. Тем не менее, Он принимает Иуду, чтобы быть преданным по Писанию. Это было частью плана Божественного домостроительства во исполнение Мессианского пророчества о Христе.
Так что же двигало предателем? Любая измена ставит своей целью получение выгоды: от денег и власти до сохранения жизни и мести врагу. Будучи учеником Христа, Искариот видел, какие чудеса Он творил, какую имел власть и силу не только над людьми, но и над бесами. Поэтому сомневаться в Его Божестве у Иуды оснований не было. Но время уходило, а Христос не спешил объявить Себя Мессией, что тревожило Искариота. Вместе со временем таяли его надежды на власть и богатство. Поэтому Иуда решает «помочь» Христу воцариться над Израилем. Можно предположить такой ход его мыслей: «Время идет, но ничего не меняется. Я не могу ждать до бесконечности, пока наступит Царствие Небесное. Власть и деньги нужны здесь и сейчас, а не в непонятном будущем. Надо подтолкнуть Учителя, чтобы он перестал ходить с нищими и проходимцами, а взял наконец власть в руки и покарал всех наших врагов, чтобы я мог по праву занять место рядом с Ним у трона Израиля. Самый лучший способ заставить Равви проявить Свою власть и силу – поставить его в такое положение, чтобы Он не мог не проявить Свое могущество. Для этого пойду к первосвященникам, которые спят и видят, как бы схватить Иисуса и под предлогом предательства за понятную сумму в 30 сребреников [стоимость раба], предложу им выдать Христа. Они, конечно, согласятся, захотят Его схватить, но Мессия не даст им этого сделать, и Своей Божественной силой поразит врагов, а значит, устранив всю прогнившую власть Синедриона, как Царь начнет править Израилем. Вот тут, я Ему и пригожусь, и скажу: "Учитель, это я Тебе помог стать царем над Израилем! а значит, и Ты меня не забудь, когда воцаришься"».
Так, или примерно так мог рассуждать злодей. Задумано – сделано! Искариот пошел к начальникам израильским и предал Спасителя. Однако, последствия наступили совершенно не те, на которые он рассчитывал. Христа арестовали, судили и приговорили к смерти. Это было сильнейшим ударом для него. Мало того, что рухнули все надежды на власть и богатство, так он еще и Учителя предал на смерть, став ненавистным и презренным изгоем для апостолов. Налицо классический обман диавола: сначала внушить одно, а по факту привести к совершенно противоположному. Отсюда и раскаяние, и ужас от содеянного Иудой. Его дальнейшая судьба описана у Евангелиста Матфея и в «Деяниях» Луки. По Матфею, он пошел и повесился на поле горшечника, а по Луке – Иуда упал на землю и внутренности его вывалились наружу. (Деян.1:16-20). На основании этого, блаженный Феофилакт Болгарский приходит к странному выводу о том, что Иуда не смог повесится, поскольку дерево прогнулось, и он остался жить, чтобы своей никчемной жизнью являть пример позора и унижения. Потом предатель заболел водянкой и стал таким толстым, что не мог пройти там, где проезжала колесница. В итоге, однажды он упал на землю, тело его разверзлось, а внутренности вывалились наружу. Однако, оставим это мнение блаженному Феофилакту. Для нас важно не как умер Иуда, а сам факт его позорной смерти.
Священное Писание и история Церкви учат нас одному – использовать полученные знания ради спасения и жизни будущего века. Поэтому история предательства Иуды имеет непреходящее значение для всех. Ее главный вывод заключается в следующем. Во-первых, нужно понимать, что добро не ходит путями зла, как говорят святые отцы, то есть нельзя использовать негодные методы для достижения благих целей. Иуда, преследуя свои меркантильные цели, решил, что должен помочь Христу стать Израильским царем, и для этого все средства хороши. Во-вторых, не все, что приходит человеку на ум есть благо, от Бога исходящее. Часто это может быть и лукавство диавола. И, в-третьих, покаяние должно быть вовремя и по совести, то есть от сердца «сокрушенна и смиренна». То, что произошло с Искариотом, случается со многими, но не все об этом задумываются. Понятно, что никто сегодня не посылает Христа на смерть в прямом смысле. Но суть предательства не в том, чтобы выдать Бога врагам, а в том, чтобы вступить в сговор с диаволом. В этом вся квинтэссенция падения Иуды. А вот с этим у современных христиан большие проблемы. Они чаще слушают сатану, чем Христа, а значит Иуда не умер. Он по сей день живет для посрамления, ищущих сиюминутную выгоду в союзе с диаволом. Нужно учиться на его примере тщательно исследовать помыслы и быть внимательным к своему спасению.
.
Свидетельство о публикации №225062700318