Как один день. Прод. 23

         Израиль. Начало семидесятых. Дела семейные


Обе старшие дочери Маргалит, одна за другой, вышли замуж. Яэль поселилась в столице Негева в городе Беэр-Шева в съёмной квартире. Когда родился первенец, молодая пара, взяв в банке ссуду, купила небольшую двухкомнатную квартиру, не новую, но вполне их устраивающую. На шабат они часто приезжали в кибуц к матери.  Дани радовал всех, но бабушка была от него без ума. Мгновения, проведенные с малышом, стали самыми важными и радостными в её жизни: она как – будто проживала то, чего была лишена при рождении собственных детей.

Наоми поступила на медицинский факультет в университет Беэр-Шевы. Успешно училась. Из кибуца не уехала. В её семье появилась златокудрая малышка Тали, очень похожая на Маргалит. Через год родился сын Генрих, названный в честь прадеда, которому не суждено было увидеть даже собственных внуков.
Сарит окончила школу, Цвика перешёл в последний, двенадцатый класс.

В 1973 году Рош- Ха-Шана, Новый 5734 год по еврейскому календарю, наступил с заходом солнца 26 сентября. В кибуцной столовой накрыли праздничные столы.  Одетые в светлые одежды кибуцники и их гости радостно приветствовали друг друга пожеланием: «Да будете вы записаны и подписаны на хороший год в Книге Жизни!»  Считается, что Всевышний судит всех на основании совершенных ими поступков и решает, какая судьба их ждет в будущем году...

Во время утреннего собрания в синагоге трубят в шофар (бараний рог), звуки которого должны пробудить раскаяние в сердцах собравшихся, читаются молитвы покаяния и совершают обряд ташлих - «стряхивания» с одежд совершенных прегрешений. Люди уверены, что Бог принял их искреннее раскаяние и подарит хороший, сладкий год. Принято дарить друг другу подарки, собираться за столом, на котором обязательно должна быть рыбья или баранья голова: «Чтобы мы были в голове, а не в хвосте», как сказано в Торе; овощи, фрукты, орехи.

Морковь, нарезанная кружочками - она напоминает золотые монетки, а это к богатству. Круглая сладкая хала с изюмом - чтобы год принес здоровье и достаток. В начале трапезы все съедают по куску халы, а затем кусочек яблока, предварительно обмакнув его в мед - чтобы год был «сладким» и счастливым. Так же хорошим знаком считается поедание граната, шестьсот тринадцать зернышек - столько же, сколько заповедей в Торе.

В обычные дни Маргалит редко находила время для посещения синагоги. Но в Рош- Ха-Шана и в Судный День всегда придерживалась иудейских канонов.

Еврейский Новый Год в кибуце прошёл радостно. Было много смеха. Дарились подарки. Будучи большой семьёй, кибуцники желали друг другу здоровья, счастья, мирной  спокойно жизни…


----

*Иудеи ведут летоисчисление от сотворения Мира.  Новый год отмечается по лунному еврейскому календарю.
Рош Ха-Шана (Голова года) празднуется спустя 163 дня после Песаха (не раньше 5 сентября и не позже 5 октября). В этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния. Эти дни до Судного дня (Йом-Кипура ) называются «Днями Тшува» -«Возвращения». Имеется в виду возвращение к Богу. Их называют так же Днями Трепета.



Фото из свободного доступа в Интернете


Рецензии
Как приятно читать о мирной жизни, семейных радостях и заботах.
Многие, как Маргалит, стараются соблюдать хотя бы главные праздники, следовать канонам в эти дни.

Очень хорошая глава.
Спасибо, Верочка.

Вера Крец   27.06.2025 21:34     Заявить о нарушении
К огромному сожалению и такой же душевной боли, в Израиле не было мирного времени никогда. Только желание жить спокойной жизнью. Не давали и не дадут Израилю спокойствия. Всегда обстрелы, теракты и прочее...
Спасибо, Верочка, за добрые слова о моей повести, всего самого доброго, Вера

Веруня   28.06.2025 11:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.