Глава I. Карта дядюшки Вилли

Листья на тополях еще держались, когда мне позвонил коллекционер Валентин Горин:
— Ваши прибалтийские родственники,— начал он без предисловий,— оказались намного  мудрее чем вы тогда.
—Это как это ?
—А, вот так это. Они уступили мне кортик своего прадеда и  моя  цена их вполне  устроила. А  вот вам ,они попросили меня  передать гостинец. Приезжайте за ним сегодня  после шести.
— Спасибо. Обязательно приеду.
Вот ведь жучила. Всё равно  своего добился .
Я тут же перезвонил  другу Кольке:
— Граф, давайте прошвырнёмся до нашего коллекционера. Нам прибалты что-то  с ним передали...
Горин принял нас в своём кабинете на Зверинской улице. Здесь ничего не изменилось: всё те же запахи, картины и оружие на стенах , книги на письменном столе, тот же средневековый рыцарь в доспехах. Колька , улучив момент пока Горин рылся в ящике письменного стола, чуть приподнял у рыцаря забрало. Тёмный череп улыбнулся, узнав Кольку... 
— Не трогайте Готфрида! — взвизгнул Горин. — Вот , возьмите, и протянул нам папку. В тощей  синей  папке с кнопочкой  лежала записка и ксерокопия  старой  немецкой  карты. Родственники  писали, что это карта  дядюшки  Вилли, который  им ещё  в детстве   рассказывал  о  несметных  сокровищах   оставленных  в  Черняховске  при  отступлении. Нам, писали они , туда уже не сунутся, пару раз попробовали, но  только  привлекли  к себе излишнее внимание . Сейчас там военный аэродром*. Так что, пусть эта карта будет вам подарком от всех нас. Но, будьте осторожны! Дядя рассказывал про разные ловушки , пока  ещё  мог  что-то помнить. Надеемся, что всё это останется между нами, и удачи вам.
— Я снял копию с карты вашего "Билли Бонса"**, — предупредил Горин. — На случай если вы сгинете. Я тогда спелеологов туда направлю. А , если вы найдёте  там что-то ценное , то ,будьте любезны, сначала ко мне. Меня очень интересуют картины и янтарь…
— Хорошо. Мы всё обсудим и подумаем.
— Скажу сразу , что карта  ваша довольно странная. Я её  показал одному опытному следопыту. Тот сказал , что он подобной кодировки координат не встречал. Поэтому , я с таким лёгким сердцем отдаю её вам. И вот ещё. Возьмите на непредвиденные расходы, если вы всё же рискнёте туда сунутся, — добавил Горин, и положил на стол пачку денег.
— После, надеюсь, сочтёмся…

Черняховск  при немцах назывался Инстербург - «Крепость на реке Инстере». Инстрер  значит  «бегущая». Туда в 48-м уехала жить бабушкина младшая сестра Нина с мужем, а в 60-х к ним летом  ездили отец с мамой. Отец  привёз оттуда  много  акварельный рисунков. Я всё удивлялся  местным постройкам из темно-красного кирпича. Конюшня из кирпича, амбар из кирпича, всё  кругом  из  кирпича…
На обороте нашей карты по-немецки  было написано: « Железнодорожный переезд  севернее  замка ….ценный груз опустили на третий уровень возле переезда 53’3,8,  слева 4,2 , «объект 36». Ящик промаркирован «Kart.s.F.H.18 » c двумя белыми кругами со свастикой.». 
Детальное изучение самой  карты показало, что километры по углам были  указаны верно, как  принято в немецких  картах. А вот 54 широта  никак не плясала с этой картой. И потом, что означали слова в немецком донесении? "Слева " от  чего?
На  сайте фортификаторов на наш  призыв о помощи никто не откликнулся.   
Можно  было  предположить, что немцы указали  минуты и секунды. Но тогда координаты просто выпадали  из  указанного  района . Даже если  брать другие  нулевые меридианы, а их всего-то  три .
И  что  означали две  пометки "-10Min" и "+15Min" на карте ? Что делать с   этими  цифрами?  Интернет доконал нас окончательно . Оставалось проверенное средство -  идти в  музей  артиллерии либо к  тем следопытам , которые осматривали  найденного нами  под Лугой "родственника".
Мы  с Колькой  выбрали музей и не ошиблись.
—А зачем вам такая точность? — спросил  нас пожилой вахтёр.— Неужто решили землицу перекопать? Неразорвавшиеся снаряды очень опасны - ты его перевернул, а он - бабах! Вот, помню был случай...
—Нам бы про координаты, если можно, пожалуйста.
— Ну что ж. Ваша карта 1:25000 ( 1см -250 м), такая нужна для детального изучения отдельных  участков местности или при строительстве военно-инженерных сооружений.
 Короче. С координатами дед нам помог - старая закалка, хрен затупишь.
Выяснилось, что шифровка  немецких  карт происходила так: карта  не разбивалась  на отдельные квадраты, как было принято у  немецких летчиков , а  просто  выбирались  два  ориентира  которые  соединяли прямой линией. Далее из нужной  вам  точки  на эту  линию , вправо или влево, под прямым углом  проставлялось  расстояние до  требуемой  вам  отметки. Такой способ был надежнее деления на квадраты, поскольку ориентиры можно было всегда выбрать на месте. Версия  вахтера  с условной  линией  была  заманчива, но в чём  тогда немцы  считали там "влево"? Может  мы криво прочитали рукописный текст  на карте. «Объект 36»  должен располагаться  влево от  ж.д. переезда. На что ворошиловский стрелок сказал:
— Так вы откройте  воспоминания  Гейнца Гудериана. Там у него всё  очень подробно описано -  «Panzer-marsch!».
Пришлось заглянуть к Гудериану , тот  писал , что  условная линия на карте служила для маскировки  реального  направления наступления, для облегчения отдачи приказов и составления донесений... Таких линий могло быть несколько, а смена  направлений проставлялась в минутах...Вот тебе и "-10Min".
Координаты нашего ж.д. переезда  были  даны в  виде точки , долгота  которой    отсчитывалась от  Ферро (Канарские острова), а дальше  скорее всего  были выбраны  две точки за пределами участка местности  с нашим  объектом, возможно  ,  кирха   или замок  и проводилась  условная линия. Дальше на ней  делались  сантиметровые  засечки , которые  нумеровались. От  условной линии  проводился  перпендикуляр  вправо или влево  в сантиметрах, а  отмеренное  расстояние  проставлялось  второй цифрой. (например, 4, 2 ). Всё  делалось   с помощью  простого   угольника. Такой  вариант  кодирования   был  наиболее   правдоподобный и  объяснял , почему при движении на восток координаты могли  так странно меняться. Кто только не ломал голову над этими координатами, а  вот  старичок смог  найти правильный ответ. Оставалось  совсем "ничего" - попробовать найти и восстановить эту самую условную  линию  прямо на месте с помощью нашего дрона...
А дальше была  длинная   дорога :  Минск, Вильнюс,  Черняховск, пряничные немецкие  домики   и  наконец-то   конечная  цель -  военный аэродром…
Рано утром  мы подняли  наш  дрон. Да , условная линия проходила через оба замка : Инстербург и Георгбург, и шла   почти вертикально. Наш "объект 36" внешне  был похож на бугорок и  к нему вела дорожка. Вечером  мы ещё  раз  подняли  дрон. На этот раз к объекту  подъехал  на велосипеде  прапорщик . Это  очень  хорошо. Будем  ждать велосипедиста   на выходе из военной  части .
Вблизи  наш  прапорщик    оказался  крепким   мужиком   под  116 кг на велосипеде  «Author». Он  лихо  проехал мимо нас , а мы двинулись  потихоньку вслед за ним, соблюдая дистанцию. Нужен был случай,  чтобы поближе  с ним  познакомится. И мы его  с Колькой  организовали с помощью  острых  саморезов. Когда  прапорщик  наконец-то  пробил колесо и встал , громко матерясь, мы скромно предложили  ему  свою  помощь. Так мало - помалу  мы к нему и подкатили  с нашей картой. Он  оказался  нормальным  мужиком- врубился с полтыка  .  Читает  хорошую  фантастику,  музыку правильную  слушает, правда   жена  от него  год назад к маме в Оренбург переехала   с дочками. Ей , видишь ли ,  всё здесь   надоело… Прапор  оформил  нам на месяц   пропуска . Уж не знаю, как  ему это удалось, но мы попали на наш  долгожданный "объект 36" . Внешне это было  обычное  немецкое  бомбоубежище,  которое  прапорщик приспособил  под свои нужды:  картофель,  капуста, огурчики... Мы облазили  все  его  закоулки – никаких  зацепок. Всё записали на смартфон. Если так и дальше пойдёт - двинем в эту  субботу домой...
— Вот смотри , что я нашёл, — не сдавался Колька, — пишут , что обычно немцы  свои секретные объекты маскировали под  гражданские , но сами объекты были заглублены на 15 и более  метров. Делать винтовые лестницы было уже некогда, скорее  всего существует наклонный боковой тоннель. Надо  полетать  вокруг  убежища   после 16 часов и поснимать в  инфракрасном спектре , чтобы земля была   хорошо прогрета. Тогда  бетон применяли , а он водный  обмен нарушает ; вегетация  у растений  будет разная , и  подземные  тоннели  должны  выделятся  холодными  тенями на фоне  травы.  Израильтяне  так ищут  подземные тоннели  палестинцев.
— Что ж , давай попробуем. Попытка - не пытка.
Колька  ,как  всегда,  оказался прав - на север от  бункера  шла  тень. Мы показали  наши   снимки прапорщику и предложили простукать  бетонные стенки  в  северной  части бомбоубежища. Колька и здесь отличился, вот что значит музыкальный слух.
Проход в подземелье был в человеческий рост и  с небольшим уклоном, мы  даже сгоряча прошли по нему  метров 20 прежде чем опомнились. Надо было всё обдумать и  основательно  подготовится. Мы с Колькой рассказали прапорщику про возможные   ловушки. Прапор  пообещал нам организовать хороший свет с помощью переносных  светильников.
— Я вам дам знать, — и  пропал на  целых  три дня...
На четвертый день прапор всё же  позвонил и предложил встретиться у него дома, сказал , что  сам всё  расскажет…
Когда мы его увидели в дверях , то  сразу поняли , что произошло что-то непредвиденное: рука на чёрной  перевязи, бинт на голове и опухшее лицо...
— Я решил сам всё проверить, взял у электрика переноску  и вперёд. Дошёл по переходу до лестницы уходящей глубоко вниз, только вступил на  первую ступеньку и тут же получил удар по голове и по рёбрам . Когда очнулся, держась за  кабель, пополз обратно. Врач сказал, что  переломов нет, только сильные ушибы. Я ему соврал, что упал с велосипеда . Но, прежде чем меня там шандарахнуло , я там разглядел электрический щиток с рубильником.
—А если  это новая ловушка, таймер-взрыватель, — запустил я страшилку.
— Не, вряд ли, — парировал Колька, — скорее  всего пока свет не включили ловушки и будут всех колошматить , а с электричеством  магнитные блокираторы не позволят.
—А ты откуда всё  это знаешь?  — удивился прапорщик,
— Книжки  правильные надо читать.
— Я  через пару дней оклемаюсь и вам обязательно позвоню.
— Кто бы в этом  теперь сомневался, — подумали мы с Колькой…

 * Черняховск - фото из интернета того аэродрома.
** Уильям( Вильям, сокр.Билли ).

 


Рецензии
Захватывающее начало!
Про клады я люблю, да и кто не любит про них?)))
Заодно узнала способ, как искать подземные тонелли - может придётся когда-нибудь...
Денис, спасибо большое за подаренное удовольствие читать Вас и главное, ещё две части впереди)))

Наталия Ильяшенко   29.06.2025 21:24     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Натали!

Денис Штерн   29.06.2025 23:04   Заявить о нарушении