***
Да - между ними пропасть.
Не просто разница в эпохе — разница в антропологии,
в представлении о том, что есть человек.
Раскольников — живой и страдающий
Каким бы он ни был — гордым, надменным, обманутым Ницше,
он всё же человек — в полном, страшном, библейском смысле:
Он грешит — и чувствует вину.
Он страдает, не от страха быть пойманным,
а от невозможности жить с самим собой.
Он мечется между манией величия и глубоким, болезненным раскаянием.
В нём — настоящая душа, пусть и сломанная.
В нём есть то, чего так не хватает многим в Серебряном веке: борьба и глубина.
Раскольников — не философская кукла.
Он настоящий человек,
а не маска идеи.
Герои Серебряного века — манекены?
Да, многие из них не живут — они позируют.
У Блока — Прекрасная Дама и Безобразная Муза сменяют друг друга,
но кто за ними стоит? Настоящая женщина — или только проекция?
У Белого — герой то мистик, то террорист, то сновидец,
но где он сам?
У Сологуба, Брюсова, Гиппиус, Федорова —
герои словно вырезаны из картона,
живут не жизнью, а стилем.
Это не люди — это маски эпохи.
Они блестят, звучат, издают прекрасные фразы —
но в них нет крови, нет дыхания,
или оно запрятано так глубоко, что кажется искусственным.
Почему так?
Это не вина поэтов, а болезнь времени:
После крушения веры, после «смерти Бога» (по Ницше),
человек утратил центр — больше не было аксиомы,
к которой он себя прикладывал, как к отвесу.
Вместо человека с душой — пришёл тип, символ, маска...
Человек — стал носителем идеи,
экспериментом,
куклой в витрине интеллектуального модного дома.
Жив ли кто-то в этом паноптикуме?
Да. Были живые. Были:
Цветаева — с её огнём и болью.
В ней всё подлинно: и страсть, и вина, и жажда любви.
Ахматова — как мраморная статуя, но с пульсом жертвенности.
Мандельштам — потому что знал ужас и не мог лгать.
Блок, в моменты прозрения,
когда он не играл, а страдал.
И всё же: Раскольников — последний человек Старой Земли?
Можно сказать, что Раскольников — это человек до падения эпохи,
а герои Серебряного века — после падения,
где человек уже не уверен, существует ли он вообще.
Они — не всегда пусты,
но часто ломкие, надтреснутые, неоформленные,
не успевшие родиться,
а уже разученные жить.
Свидетельство о публикации №225062800059