Хороша страна Болгария, Часть-1-я

ВНИМАНИЕ! Для  удобства  ознакомления, материал  разбит  на  4  части (с 1-ой по 4-ю). Полностью  статью  можно  посмотреть в  конце  общего  списка произведений автора  на данной странице. Василий Гурковский. 2022  год.



ХОРОША  СТРАНА,   БОЛГАРИЯ…

Для  кого-то  этот  материал покажется  «преданьем  старины глубокой», а  для  меня –это  было,  как  будто  вчера….
Ровно  40  лет  назад, в  начале  лета 1982  года, меня пригласил  первый  секретарь Слободзейского  райкома  партии, Проценко В.А.  и  сообщил, что , согласно  доведенного  «свыше»  распоряжения, в  порядке  международных  культурных  связей,  и  в  целях  обмена  опытом, от  нашего  района  будет  направлена  рабочая  делегация  в  Болгарию, в  количестве  трех  человек –Цыбульский Ф.С., в  то  время –начальник  районного  управления  сельского  хозяйства, курирующего  совхозы  района, одна  передовая  доярка  из  колхоза  им. Мичурина, Анна  Кожемяченко – и  я, в  то  время –заместитель  председателя  райсовета  колхозов  по  экономике. Возглавлять  делегацию , бюро  райкома  партии решило  поручить  мне.
Естественно, предложение  было  приказом  и  обжалованию  не  подлежало. Да  и  что  тут  было  обжаловать –работа  есть  работа, надо- так  надо. Мы  же  не  гулять  туда  поедем.
Я  посчитал  тогда, что поручив возглавить  делегацию  от  такого  района, как  наш, да  еще  за  рубеж, пусть  даже  и в Болгарию, меня, таким  образом,  проверяли  на  прочность. Всего  несколько  месяцев  прошло, как  я  возглавил  аграрную  экономическую  службу  района и, поэтому  выбор  меня, наверняка, был  не  случайным.
Имея  определенный  опыт  комсомольско-партийной  работы, понимал, что  все  это  не  так  просто, как  кажется  со  стороны. Быть  старшим  в  отправляемой за  рубеж группе, значит  нести  ответственность  не  только  за  каждое  сказанное  слово, но  и  за  каждое  действие  ВСЕХ  её  членов. А  это  уже  чревато…
Я  хорошо  знал  Федота Спиридоновича Цыбульского, почти  ежедневно  с  ним  общался  по  разным  вопросам, а вот Анну  из  Ближнего  Хутора, практически  не  знал. Видел  несколько  раз  на  различных  мероприятиях, но  не  общался. Ну, придется  познакомиться, нам  две  недели  быть  в  одной  команде. В  этом  плане –проблем не  ожидалось.
Итак, -мы  знали –кто  едет, куда  мы  едем  и  когда  едем. Естественно -готовились. И  нам  было  что  представить, кому  угодно, в  любой  стране, большой  или  маленькой, передовой  или  отсталой. Наш  район  в  то  время, по  праву  лидировал  среди  других  аграрных  районов  всего  Советского  Союза, по  многим  производственным  показателям  и  экономической  мощи. Можно  сказать, что  в  плане «физической»  части – наша  группа  была  полностью  готова….Но  оставалась  еще  часть «Моральная». Стыдно  было  ехать  в  гости  с  пустыми  руками….
Ну  что  мы  могли  тогда  повезти  в  подарок?. Я  долго  об  этом  думал  и  никак  не  мог  определиться  окончательно. Потом  решил  поднять  «планку»  на  высший  уровень. Стоял  у  меня  в  кабинете  белый  гипсовый  бюст В.И. Ленина. Я  ему  придал  соответствующий  моменту  вид, в Тирасполе, в  мастерской,  сделали  красивую металлическую табличку  с  надписью: «Братскому  НПК  им. Г.Димитрова, от Слободзейского  района Молдавской ССР». Табличку  прикрепили  к  бюсту. Получилось  очень  неплохо. С  подарком  определились. На  большее –ни  фантазии, ни  возможностей, не  хватило….
Через  пару  дней, меня  вызвали  в ЦК  Компартии  Молдавии, на  инструктаж  по  поводу  поездки  за  рубеж. В  отдел  организационно-партийной  работы, где  проводился  инструктаж, я  опоздал  на  полчаса. «Что, опять  скажешь, что  машина  сломалась?!»-язвительно спросил  заведующий  отделом. Я  ничего  ему  не  ответил, просто  подозвал  к  окну. Внизу, сзади  здания ЦК, стояла  моя  машина  с  четырьмя  спущенными  колесами….
Просто  не  могу  не  вспомнить  об  этой  дикой  ситуации. На  работе  у  меня  была  служебная  машина , «ЖИГУЛИ», первой  модели  и  первого  выпуска. Её  у  кого-то реквизировали  и «подарили»  совету  колхозов. Это  была  единственная  служебная машина  такой  марки  в  районе. Было  ей  уже  более  10  лет, часто  ломалась. Ни  одной, даже  маленькой  запасной  части  для  такой  марки  машин, в  Сельхозснабе  не  было. Чтобы  заменить  какую-нибудь  сломавшуюся  мелочь, надо  было  идти  в  частный  автосервис, и  покупать   дополнительно  еще десяток  чего-то  ненужного.
Особенно  проблемными  были  автопокрышки. На этих  Жигулях, все  пять  колес, были «лысыми»  и  тонкими, как  газетная  бумага. Не  то, что  гвоздь, а  любой  острый  камешек, выводил  колесо  из  строя. Ни  один  водитель  не  хотел  на  этой  машине  работать. Бывали  дни, когда  я  по 5-6  раз  перебортировал  пробитые  колеса, был  даже  «рекорд»  в  один  день-11  раз!
Причем –я  же  камеры  не  клеил! А зажимал пробитые отверстия  копейками. В  багажнике  машины  имелось десятка  три  3-х копеечных  монет, они  лучше  всего  подходили для  таких  целей. С  помощью  плоскогубцев – я  их  сгибал  и  ремонтировал  камеры. Так  получилось  и  в  тот  день, когда  меня  вызвали  в ЦК. Пока  доехал  до  Кишинева – трижды (в  белом  костюме!)  перебортировал  колеса. С  высоты  возраста, могу  сказать, что  такое  могло  быть  только  в  нашей  стране. Какой  бы  я  там  не  был, хороший  или  плохой, но  возглавлял экономическую  службу  района, который  производил  продукции  на 150  миллионов  настоящих  советских  рублей, получая  при  этом  50  миллионов  рублей  прибыли  в  год  и…каждый  день занимался  пробитыми  колесами.
И  меня  позорят  за  опоздание  на  такой  важный  инструктаж, за  несознательность….
На  семинаре мне напомнили  все  10 заповедей  из  морального  кодекса  строителя коммунизма, добавили  часть  похожих  заповедей  из  закона Божьего –типа- Не пей, Не убий, не  прелюбодействуй  и  т.п.  и  добавили  стандартное  в  данном  случае  предупреждение – не  петь «Хороша  страна Болгария, а Россия –лучше  всех!», мол  болгары  этого  не  любят.
После  того  инструктажа, мне, честно  говоря, расхотелось  ехать  за  рубеж, но  меня  об  этом  никто  не  собирался  спрашивать….
Наш  город  Тирасполь, очень  удачно  вписывался  в  нашу  предстоящую  поездку. Поезд  Москва-София, проходил  именно  через  Тирасполь. В  Тирасполе –сели  в  вагон, в Софии  -вышли. Красота! Тем  более  лето. В  Софии  пересели  на  Пловдивский  поезд  и  после  обеда  -были  на  месте!.
Хорошо, что  это  была  Болгария! Начали  искать  способы  доставки  нас  в НПК  им.Г.Димитрова. Вначале -ничего  не  получалось. Дело  в  том, что  мы  произносим  аббревиатуру НПК –ЭН-ПЭ-КА, а  болгары  это  же  произносят – НЕ-ПЕ-КА. Пока  мы  эти  нюансы  выяснили –пару  часов  ушло. Но  потом  разобрались, созвонились  и  прибыли  в  офис  комплекса.
В  те  времена, главной  организационной (рабочей) структурой  в  Болгарии, были АПК  (Агро-производственные  Комплексы)  и  отдельно – Научно-Производственные  Комплексы, в  один  из  которых, мы  и  прибыли  с  визитом. НПК  им. Димитрова  в  Пловдиве, был  тогда  одним  из  ведущих  в  стране, не  зря  его  Генеральный  директор, Герой  Болгарии,  был  одновременно  и  заместителем  министра  сельского  хозяйства.
В  состав НПК, входили  два научно-исследовательских  института (Овощеводства  и  Садоводства)  и  ряд  опытно-производственных  хозяйств.
Когда  нас  привезли  в  офис  НПК, Генеральный  вышел нам навстречу  и  пригласил  к  себе  в  кабинет, спросил, как  доехали и  задал  еще  пару  вопросов, применительно  к  текущему  моменту.
Я  доложил, кто  мы, кого  представляем  и, какая  перед  нами  была  поставлена  задача (дома). Естественно , представился  сам  и  представил  своих  коллег  по  делегации.
Генеральный,  кратко  охарактеризовал  предлагаемую  ими  программу  нашего  пребывания, сказал, что  могут  быть  какие-то  небольшие  коррективы, по  ходу  визита, но  о  них  мы  будем  извещены  заранее.
Потом  сказал, что  ждет  нас  завтра  на  расширенной  совместной  встрече  со  специалистами  НПК, а  пока  предложил  поехать  и  устроиться  в  гостинице.
Поселили нас  в  приличной  гостинице –«Ленинград». Выделили  всем  по  отдельной  комнате, но  мы  с Федей (Федотом  Спиридоновичем, мы  тогда  называли  друг  друга  по  имени), попросили, чтобы  нам  выделили   на  двоих  двухместный  номер, зачем  нам  такой  шик. Хозяева  согласились. Так  мы  и  жили   весь  период  пребывания  в Пловдиве, мы –вдвоем –Аня - в отдельной  комнате.


Рецензии