Дикая розга. Духовная учеба. Свобода

     Глава 2.  СВОБОДА
            
     Далее протоиерей Валентин Свенцицкий переходит к теме «Что такое СВОБОДА».   
     Первородный грех был свободным актом человека. Он сам выбрал свой путь, не совпадающий с волей Божией, и, нарушив данную Богом заповедь, встал на путь своего волевого самоутверждения. Этот акт, свободный сам по себе, привел человека к рабству и по последствиям своим был потерей, дарованной ему свободы. Дело искупления было делом освобождения не потому, что упразднился грех, а потому, что уничтожалась власть этого греха в мире. Ибо через жизнь в Боге каждый воссоединялся с Богом, по слову апостола: "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1Кор.6,17). Первородный грех искуплен, и возможность соединения с Богом восстановлена. А тем самым восстановлена и свобода. Вот почему в слове Божием говорится: "стойте в свободе, которую даровал нам Христос. И не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал.5,11). "Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков" (1Кор.7,23).
     Эта свобода дана всему миру, как реальность, но человек как совершил свободно первородный грех и тем самым отказался от своей свободы, также свободно отказывается и теперь или не отказывается от той свободы, которая дарована ему искуплением.
    
     Отказ от свободы – это отказ от веры в Христа Воскресшего, ибо только через веру освобожденный человек остается освобожденным, а не отдает себя вновь в рабство греха и смерти. Неверие и проистекающее отсюда состояние души человека есть отказ от свободы и признание внутреннего рабства. Этим отказом человек, по внешности оставаясь человеком, ставит себя в общий ряд с бытием животных, но как более совершенный вид этого ряда. Он не делается «вещью», но отказывается от высшего достоинства свободного человека. Апостол говорит верным: "Грех не должен над вами господствовать" (Рим.6,14). "Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?" (Рим.6,16).
     Это состояние рабства греху апостол Петр изобразил следующими словами: "Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребляются" (2Пет.2,12). "Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия" (2Пет.2,14)." Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб" (2Пет.18-19). И напротив: "кто вникает в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании" (Иак.1,25).
    
     Истинное состояние свободы есть исполнение воли Божией по свободному произволению человека, то есть в Боге живущий человек, прежде всего ищет Царствия Божия и тогда всё остальное ему дается.
     Велика милость Божия: эта свобода дает возможность человеку духовно расти и совершенствоваться, даже уподобляться Богу. Однако нравственная свобода налагает на человека ответственность за свои поступки. Сознательное нарушение заповедей Божиих ведет к духовному и физическому вырождению, рабству, страданию и, в конце концов, - к катастрофе.
     Так, например, еще до того, как Бог создал наш видимый мир, трагедия произошла в ангельском мире, когда гордый денница восстал против Творца и вместе с другими ангелами образовал свое царство, ставшее местом мрака и ужаса, именуемое адом.               
     Другая трагедия произошла в жизни человечества, когда наши прародители Адам и Ева нарушили заповедь Божию, в результате чего зараза греха непослушания перешла к их потомкам, и жизнь людей наполнилась преступлениями, страданиями и несчастиями.
    
     К катастрофам меньшего размера относится всемирный потоп и наказание современников Ноя; уничтожение городов Содома и Гоморры; разрушение Израильского, а потом – Иудейского царства при Навуходоносоре и, вторичное, в 70 году нашей эры; падение Византийской и Русской империи и многие другие бедствия, которые постигают страны за грехи их народа.
     Законы природы временны и условны: они появились вместе с физическим миром. Нравственные же законы – вечны. Они содержат основные моральные нормы, которые неизменны, потому что отображают собой сущность вечного и неизменного Творца. Основы нравственного закона заложены Творцом в самую духовную природу человека. Мы чувствуем в себе этот закон каждый раз, когда совесть нам говорит, что следует, а чего не следует делать. Сравнивая нравственный закон в Священном Писании, мы видим, что они имеют одно содержание: заповеди Божии в конкретной словесной форме подтверждают то, что нашему сердцу говорит внутреннее чувство, именуемое совестью».               


Рецензии