Как Окороковы сельского старосту оскорбили
Из статьи А.В. Горянова «Механизмы и особенности управления вотчинным и усадебным хозяйством князей Голицыных во второй половине XVIII – первой половине XIX вв.»: «У князей Голицыных в каждом имении был представитель вотчинной администрации (приказчик), назначаемый владельцем, которому предписывалось находить равновесие интересов с крестьянской общиной. Низшие органы управления в их имениях состояли из выборных сельских должностных лиц: старост, старшин, сборщиков».
«Созданные князьями Голицыными структуры управления и инструкции отвечали задаче, поставленной перед ними государством – управление вверенными им крестьянами с целью всемерного подъема экономики и культуры России. Именно поэтому усилия князей Голицыных при составлении инструкций были направлены на поиск взаимопонимания и сотрудничества с крестьянскими общинами их имений. Инструкции решали вопросы организации помощи крестьянам в годы неурожаев, погодных катаклизмов, в трудных жизненных ситуациях». «Даже накануне грозных революционных событий 1917 г. усадебный мир князей Голицыных все еще представлял собой развитый многофункциональный экономический комплекс».
В статье Галины Владимировны Бурловой «Сельский Староста: полномочия и деятельность во второй половине XIX – начале XX в. (по материалам Тамбовской и Разанской губерний) написано: «Согласно «Общему Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г., была образована двухъярусная система местной организации по образцу той, которая была у государственных крестьян. Главой исполнительной власти на низшем уровне крестьянского самоуправления, был сельский староста, избиравшийся сельским сходом. Устанавливался трехлетний срок его службы, с правом переизбрания с согласия старосты. Компетенция старосты была обширна и включала в себя множество разноплановых обязанностей. Прежде всего, староста являлся председателем сельского схода. Он созывал и распускал сход, определял и предлагал на рассмотрение вопросы, необходимые для обсуждения на сходе. В его обязанности входило приводить в исполнение мирские приговоры, распоряжения волостного правления. Сельский староста следил за сохранностью имущества и исправностью территорий общества. Одной из функций старосты, едва ли не самой важной, являлось соблюдение фискальных интересов государства. Он следил за исправным отбыванием повинностей сельских жителей, как государственных, так и земских, и местных. Исправное отбывание повинностей односельчанами, уплата податей, лежавших на обществе, обеспечивало сельскому старосте поощрения, в обратном случае – взыскания. Воздействовать на сельское общество староста мог посредством административных мер. Так, он подвергал виновных общественным работам до двух дней, штрафу в 1 руб., либо аресту не более двух суток. Но правила осуществления карательной деятельности сельских старост не нашли четкого отражения в законодательстве».
В полицейских вопросах для сельского старосты руководителями были полицейский урядник, становой пристав и уездный исправник.
В Российской империи действовала хлебозапасная система (1891–1914), в рамках которой крестьянам выдавали ссуды на посев и пропитание, в том числе семенное зерно. Согласно Продовольственному уставу 1892 года, нормой считался запас в 1 четверть ржи или пшеницы и 0,5 четверти овса или ячменя на одну ревизскую душу. Ссуды выдавались в случае неурожаев, когда в хозяйствах случалась нехватка продовольственного и семенного зерна.
Сельский староста следил за посевом и сбором урожая, а также уведомлял об этом волостное правление, которое принимало решение о выдаче хлеба крестьянам.
В Государственном Архиве Тульской области хранятся два Дела:
Ф. 90 Оп. 2 Д. 590 – «Дело об оскорблении крестьянином Иваном Парменовым сыном Окороковым д. Ломская Ефремовского у. сельского старосты той же деревни Кирилла Иванова сына Дмитриева при исполнении служебных обязанностей. 06.09.1914 – 27.10.1914. На 6 листах».
Ф. 90 Оп. 2 Д. 591 – «Дело об оскорблении крестьянином Егором Ивановым сыном Окороковым д. Ломская Ефремовского у. сельского старосты той же деревни Кирилла Иванова сына Дмитриева при исполнении служебных обязанностей. 06.09.1914 – 27.10.1914. На 6 листах».
Содержание данных Дел практически одинаковое. Документы показывают, каким образом велось следствие, какое наказание осуществлялось для тех, кто посмеялся оскорбить сельского старосту.
В начале Дела следовал рапорт Тульскому Губернатору от уездного исправника, который направлялся в Канцелярию губернатора: «Представляя при сем дознание о нарушении крестьянином дер. Ломской, Дмитриевской волости, ввереннаго мне уезда Иваном Парменовым Окороковым 31 ст. Уст. о наказ., предусмотренных обязательным постановлением от 25 Июля 1914 года, прошу ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО о наложении на него административнаго взыскания в виде ареста до 1 месяца при Тюрьме.
К сему докладываю, что Окороков 55 лет от роду, православнаго вероисповедания, поведения крайне неодобрительнаго и буйнаго характера, хотя ранее за нарушение обязательнаго постановления не привлекался, под судом и следствием не состоял, занимается хлебопашеством.
Уездный Исправник Губнев.
№ 2215.
Сентября 12 дня 1914 года».
Такой же рапорт составлен и в отношении Егора Иванова Окорокова. Характеристика обвиняемого: «К сем докладываю, что Окороков 60 лет от роду, православнаго вероисповедания, поведения крайне неодобрительнаго и буйнаго характера, хотя ранее за нарушение обязательнаго постановления не привлекался, под судом и следствием не состоял, занимается хлебопашеством, общественнаго положения ни какого не занимает».
Протокол первого происшествия: «1914 года Сентября 5 дня, коннополицейскому уряднику по Дмитриевской волости 1 стана Ефремовскаго уезда Левкову, сельский староста д. Ломской Дмитриевской волости Кирилл Иванов Дмитриев заявил, что 17 Августа с/г. при исполнении служебных обязанностей, т.е. при раздачи кр. названной дер. ржи, для обсеменения поля в имении Князя Галицына, односельный кр. Иван Парменов Окороков, обратился к нему Дмитриеву со словами, почему ему Окорокову не выдали ржи для обсеменения, на это Дмитриев ответил Окорокову, что он не знает, почему ему Окорокову не выдали ржи, тогда последний сельскаго старосту Дмитриева всячески стал ругать и называть суккиным сыном, что могут подтвердить односельные кр. Иван Ефимов и Михаил Измаилов Окороковы, а потому заявитель просит произвести дознание и виновнаго привлечь к ответственности. Кирилл Дмитриев.
Урядник Левков
Спрошенный свидетель кр. д. Ломской Дмитриевской волости Иван Ефимов Окороков объяснил, что он в родстве, как с потерпевшим, так и с объвиняемым не состоял и не состоит, 17 Августа с/г. в имении Князя Голицына при раздачи ржи для обсеменения односельных кр., он Окороков слышал, как Иван Окороков обратился к сельскому старосту Дмитриеву со словами «почему мне нет ржи для обсеменения», на это Дмитриев ответил Окорокову, что он не знает почему, тогда Окороков всячески стал ругать сельскаго старосту Дмитриева и называл последняго суккиным сыном, причем Иван Окороков добавил, что Иван Парменов Окороков поведения хорошаго. Иван Ефимов Окороков неграмотный.
Урядник Левков
Спрошенный свидетель кр. д. Ломской Дмитриевской волости Михаил Измаилов Окороков объяснил, что он в родстве, как с потерпевшим, так и с обвиняемым не состоял и не состоит и 17 Августа с/г. в имении князя Голицына при раздачи ржи для обсеменения односельным кр., он Михаил Окороков слыхал, как Иван Окороков обратился к сельскому старосте Дмитриеву со словами «почему мне не выдают ржи для обсеменения», на это Дмитриев ответил Окорокову, что он не знает почему, Ивану Окорокову не выдали ржи для обсеменения, тогда последний всячески стал ругать сельскаго старосту Дмитриева и называл последняго суккиным сыном, причем Михаил Окороков добавил, что обвиняемый Иван Парменов Окороков поведения хорошаго. Михаил Окороков.
Урядник Левков.
Спрошенный обвиняемый кр. д. Ломской Дмитриевской волости Иван Парменов Окороков 55 лет объяснил, что он судим не был и 17 Августа с./г. в имении князя Голицына при выдачи ржи для обсеменения, он Иван Окороков спрашивал у сельскаго старосты Дмитриева: «почему ему не выдали семена», но старосту Дмитриева не ругал, суккинным сыном не называл и вообще никакими словами не оскорблял, а потому и виновным себя не признает. Иван Парменов Окороков неграмотный.
Урядник Левков
Постановил: об изложенном записать в настоящий протокол, который представить Господину Приставу 1 стана Ефремовскаго уезда на распоряжение.
Урядник Левков».
Протокол второго происшествия: «1914 года Сентября 5 дня, коннополицейскому уряднику по Дмитриевской волости 1 стана Ефремовскаго уезда Левкову, сельский староста д. Ломской Дмитриевской волости Кирилл Михаилов Дмитриев заявил, что 19 Августа с/г. в имении Князя Голицына при раздачи ржи для обсеменения односельных кр; односельный кр. Егор Иванов Окороков, обратился к сельскому старосте Дмитриеву со словами, «почему мне не выдали рожь для обсеменения», на это Дмитриев Окорокову ответил, что он не знает, почему ему не выдали семенов, тогда Егор Окороков всячески стал ругать сельскаго старосту Дмитриева и называть его «мошенником и суккиным сыном», что могут подтвердить односельные кр. Семен Еремеев и Иван Семенов Кузьмины, а потому заявитель просит произвести по сем делу дознание и виновнаго привлечь к законной ответственности. Кирилл Дмитриев.
Урядник Левков
Спрошенный свидетель кр. д. Ломской Дмитриевской волости Семен Еремеев Кузьмин объяснил, что он в родстве, как с потерпевшим, так и с объвиняемым не состоял и не состоит, 19 Августа с/г. сельский староста Дмитриев идя для выдачи ржи для обсеменения односельных кр. в имения князя Голицына и зашел на принадлежащее ему Семену Кузьмину гумно, за сельским писарем, где был и Егор Окороков, который спросил старосту Дмитриева «почему мне не выдали ржи для обсеменения», последний на это ответил, что он не знает почему ему Егору Окорокову не выдали рожь для обсеменения, тогда Егор Окороков сельскаго старосту Дмитриева называл объглоданой и сказал ему Дмитриеву «будет тошнить» причем Семен Кузьмин добавил, что обвиняемый Егор Окороков поведения хорошаго. Семен Кузьмин неграмотный.
Урядник Левков
Спрошенный свидетель кр. д. Ломской Дмитриевской волости Иван Семенов Кузьмин объяснил, что ему потерпевший сельский староста Дмитриев приходится свояк, т.е. родственник, 19 Августа с/г. сельский староста Дмитриев зашел к нему на гумно, пригласил его Кузьмина идти вместе выдавать рожь для обсеменения односельных кр., так как он Иван Кузьмин состоит сельским писарем. Тут же на гумне был и односельный кр. Егор Окороков, который обратился к сельскому старосте Дмитриеву со словами «почему мне не выдали рожь для обсеменения», на это сельский староста Дмитриев ответил Окорокову, что он не знает почему ему Егору Окорокову не выдали рожь на семена, тогда Окороков всячески стал ругать сельскаго старосту Дмитриева и называл «подлецом и сукинным сыном», причем Иван Семенов Кузьмин добавил, что обвиняемый Егор Окороков поведения хорошаго. Иван Казмин.
Урядник Левков.
Спрошенный обвиняемый кр. д. Ломской Дмитриевской волости Егор Иванов Окороков 60 лет объяснил, что он под судом не состоял и не состоит, 19 Августа с./г. он действительно был на гумне у Семена Кузьмина, куда заходил и сельский староста Дмитриев, и тут же Егор Окороков сельскому старосте Дмитриеву сказал «ты даешь людям по 100 пудов ржи для обсеменения, а мне хоть бы дал 10 пудов, но сельскаго старосту Дмитриева, он Егор Окороков не ругал и ничем не угрожал, а потому и виновным себя не признает». Егор Окороков неграмотный.
Урядник Левков
Постановил: об изложенном записать в настоящий протокол, который представить 1. Приставу 1 стана Ефремовскаго уезда на распоряжение.
Урядник Левков».
Запрашивается справка об И.П. Окорокове насчет его судимости, ответ: «Удостоверение. Дмитриевское Волостное Правление, сем удостоверяет, что крестьянин дер. Ломской, сей волости Иван Парменов Окороков под судом и под следствием не состоял и не состоит. Волостной Старшина С. Герасимов».
И на Е.И. Окорокова получено: «Удостоверение. Дмитриевское Волостное правление, сем удостоверяет, что крестьянин дер. Ломской, сей волости Егор Иванов Окороков под судом и под следствием не состоял и не состоит. Волостной Старшина С. Герасимов».
После проведенного следствия следует Постановление от Тульского Губернатора А.Н. Тройницкого.
«ПОСТАНОВЛЕНИЕ. 1914 года Сентября « » дня, Я, Тульский Губернатор, разсмотрев представленное мне Ефремовским Уездным Исправником при рапорте от 12 сего Сентября за № 2215, дознание о нарушении крестьянином дер. Ломской, Дмитриевской вол. Ефремовскаго уезда Иваном Парменовым ОКОРОКОВЫМ ст. ст. 31 Уст. о Наказ. и обязательнаго постановления Тульскаго Губернатора «25» Июля 1914 г. об охранении в Тульской губернии государственнаго порядка и обществен. спокойствия /за оскорбление сельскаго старосты при исполнении последним служебных обязанностей/ и признавая его виновным в нарушении ст. 1 указаннаго обязательнаго постановления определил: вышеназванаго Ивана ОКОРОКОВА подвергнуть аресту, в тюрьме на ОДИН МЕСЯЦ, считая срок такового со дня его заключения под стражу.
Подписал: Губернатор Тройницкий
С подлинным верно:
Управляющий Канцелярии подпись ?
Настоящая копия постановления препровождается Ефремовскому У Исправнику для приведения в исполнение и донесения о времени приведения в исполнение означеннаго постановления.
Сентября 22 дня 1914 года.
Губернатор Тройницкий
Управляющий Канцелярии подпись ?
1914 года Сентября 25 дня, содержание настоящей копии постановления от сего числа объявлено в том подписуюсь Иван Окороков, неграмотный, и по неграмотности его и личной просьбе расписался Василий Молчанов.
Уездный Исправник Гулев».
«СПРАВКА: Иван Окороков, заарестованный 25 Сентября 1914 года в 8 часов утра представлен в Полицейское Управление Приставом 1-го стана ввереннаго мне уезда 25 того же Сентября и того же числа заключен под стражу в Ефремовскую тюрьму.
Уездный Исправник Гулев
Окороков освобожден из под стражи из Ефремовской тюрьмы 25 сего Октября в 8 часов утра».
Ефремовский Уездный Исправник Гулев письменно доложил Губернатору: «Настоящую копию постановления со справкой о времени приведения означеннаго постановления в исполнение представляю ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ Господину Тульскому Губернатору. Октября 25 дня 1914 года. № 2215».
Такое же наказание получил и Егор Иванов Окороков.
«СПРАВКА: Егор Окороков, заарестованный 25 Сентября 1914 года в 8 часов утра представлен в Полицейское Управление Приставом 1-го стана ввереннаго мне уезда 25 того же Сентября и того же числа заключен под стражу в Ефремовскую тюрьму.
Уездный Исправник Гулев
Окороков за окончание срока содержания освобожден из под стражи из Ефремовской тюрьмы 25 сего Октября в 8 часов утра».
Окороковы Иван Парменов и Егор Иванов, по всей видимости, не вошли в число нуждающихся крестьян в семенном зерне, и их неосторожные слова, сказанные в адрес сельского старосты, привели к заключению в тюрьму на один месяц!
Свидетельство о публикации №225062800874