056 Н. Петров 1876-1964 гг
Николай родился в 1876 году в семье известного ученого Николая Павловича Петрова, инженера и генерала, члена государственного совета. В 1894 году поступил в Военно-медицинскую академию, по окончании которой в 1899 году был оставлен ординатором в хирургической клинике профессора М. С. Субботина. Здесь он защитил в 1902 году докторскую диссертацию, посвященную туберкулезному поражению суставов в связи с травмой. Он свободно владел главными международными языками того времени – немецким и французским, читал на английском и итальянском, знал греческий и латынь. Это позволило ему пройти стажировку в 1903—1904 годах в клиниках Германии, Австрии и Франции. По возвращении в Россию в 1905 году он получил место приват-доцента в Военно-медицинской академии, преподавал и на Высших женских курсах. В 1912 году он был профессором хирургической клиники Варшавского университета. В 1913 году вернулся в Петербург и возглавил кафедру хирургии Института усовершенствования врачей.
В Институте Н.Н. Петров занимался исследованием пластики костей и в 1913 году вышла его монография «Свободная пластика костей». Но больше всего его интересовали вопросы диагностики, лечения и профилактики злокачественных опухолей. И в 1910 году Н.Н. Петров опубликовал первую в России монографию, посвященную злокачественным образованиям, – «Общее учение об опухолях». Можно с уверенностью сказать, что с этой работы и началась российская онкология.
В Первую мировую войну Николай Николаевич был призван в армию, где занимал должность хирурга-консультанта на разных фронтах. На основе приобретенного военного опыта им написан фундаментальный труд «Лечение военных ранений» в 1915 году. Эта книга стала важнейшим руководством для русских военных хирургов, причем переизданная семь раз, она оставалась актуальной и в годы Великой Отечественной войны. В тот же 1915 год доктор медицины, профессор Петров становится главным хирургом большого хирургического лазарета на 1000 коек, размещенного в Зимнем дворце, куда поступали самые тяжелые раненые.
Занимаясь научными исследованиями параллельно с лечением раненых, Николай Николаевич сформулировал тезис о первичном (в момент ранения) инфицировании огнестрельных ран и заявил о необходимости «своевременной первичной хирургической обработки ран с обязательным использованием антисептиков». Таким образом, Н. Н. Петровым была опровергнута ошибочная теория немецкого хирурга Эрнста Бергмана о первичной стерильности огнестрельных ранений.
По окончании войны Николай Николаевич возвращается в Петроград и возобновляет преподавание в Институте усовершенствования врачей. С 1921 по 1925 годы он заведует кафедрой госпитальной хирургии 1-го Ленинградского медицинского института. Но главной целью и мечтой Николая Николаевича остается организация в стране специализированной онкологической службы.
Вплотную подойти к реализации мечты удалось только в 1925 году. Петров сумел выбить в больнице имени Мечникова сначала одну отдельную палату для онкобольных, а когда больные пошли массово, то добился открытия специализированного отделения, которое и возглавил. А уже через год это отделение было реорганизовано в первый в СССР онкологический институт.
Работа в онкологическом институте велась по трем направлениям: профилактика появления опухоли, предупреждение перехода из излечимого состояния в неизлечимое, а также предотвращение появления рецидивов после клинического излечения. В связи с этим начались активные массовые профилактические осмотры и санитарное просвещение населения. Стоит заметить, что в это время Н.Н. Петров пишет не только медицинские труды для коллег, но и научно-популярные брошюры для населения: «Что надо знать о раке», «Профилактика рака», «Основы борьбы против рака».
Профессор разрабатывает технику удаления сложных опухолей: удаление околоушной железы с предохранением лицевого нерва; первым начинает производить экстирпацию ангиом языка. Он открывает метод дифференциальной рентгенодиагностики опухолевых и воспалительных заболеваний прямой кишки. И это только малая часть его обширных изысканий. Он разворачивает экспериментальную работу по диагностике и лечению различных видов рака. Для этого в 1938 году в городе Сухуми на базе питомника для обезьян организуется лаборатория экспериментального рака, где впервые в мире наши ученые под руководством Петрова вызывают появление опухолей у обезьян.
Занимается Н.Н. Петров не только проблемами опухолей: в 1938-1942 году издается руководство «Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и ее хирургическое лечение».
К началу Великой Отечественно войны созданный Николаем Николаевичем онкологический институт уже располагает первоклассной клинической и экспериментальной базой и не прекращает свою работу даже в самые тяжелые дни блокады. К сожалению, у самого Петрова здоровье к этому моменту ухудшается, и он передает бразды правления своему ученику и заведующему гинекологическим отделением А.И. Сереброву, а сам отбывает в эвакуацию в Казахстан, где, несмотря ни на что, продолжает работу консультирующего хирурга в тыловых лечебных учреждениях.
Во время войны, в 1944 году, Николай Николаевич впервые поднимает вопрос о нравственной стороне работы хирурга и публикует монографию «Вопросы хирургической деонтологии». О врачебной этике тогда почти не писали. Даже наоборот: известна методичка Е. Барштейна «Что должен знать врач-стахановец», где этику предлагалось выбросить на помойку как пережиток прошлого. Как вспоминали коллеги Петрова, он сознавал, что книгу по врачебной этике в те годы не издали бы, но твердо верил, что эти вопросы в медицине чрезвычайно важны и в ближайшие десятилетия ими обязательно займутся. Поэтому постарался подать «пережиток прошлого» под новым для врачей определением. Его расчет оправдался: деонтология вошла во все направления врачебной деятельности. Эта неоднократно переизданная книга пронизана мудростью, добротой и любовью к человеку, полна заботы о больном, причем не только о его теле, но и о состоянии психики. Именно Петров – автор высказываний, которые стали настоящими афоризмами, помогающими онкологам в их тяжелой работе: «Хирургия для больных, а не больные для хирургии», «Смелость хирурга не должна превышать умелость», «Больной – это всегда человеческая личность со всеми ее сложными переживаниями, а отнюдь не безличный случай» и других.
По возвращении в Ленинград он продолжает преподавать в институте, возобновляет работу в НИИ онкологии – но уже не в качестве директора. Однако это не мешает ему вести активную научную, клиническую и организационную работу. В 1958 году издается «Руководство по общей онкологии», а в 1963-м – трехтомник «Злокачественные опухоли», написанные Петровым и его учениками. За всю жизнь Николай Николаевич Петров опубликовал более 300 работ, основанных на глубоком знании патологии, биологии, онкологии. Н.Н. Петров был удостоен Сталинской и Ленинской премий, премии им. Мечникова, звания Героя социалистического труда, 4-х орденов Ленина и 2-х орденов трудового красного знамени.
Николая Петрова не стало в 1964 году. Он прожил долгую и плодотворную жизнь. Он совсем немного не дожил до открытия методов компьютерной и магниторезонансной томографии, сразу и сильно увеличивших возможности ранней диагностики новообразований. Не застал появления и развития лазерной терапии, высокоточных роботов-хирургов, новых технологий, сделавших радиационное облучение опухолей по-настоящему эффективным и безопасным. К сожалению, не узнал о появлении первых препаратов для иммунотерапии онкозаболеваний и о первых вакцинах от рака. И о развитии клеточной терапии, использующей собственные генномодифицированные лимфоциты пациента. В 1966 году институту онкологии присвоили имя Н.Н. Петрова. В 1970 году перед новым клиническим корпусом в пос. Песочном был торжественно открыт памятник великому ученому.
Свидетельство о публикации №225062901043