Цыганский Барон. Баро у цыган
Первым европейским дворянским титулом у цыганских вождей был зафиксирован Барон, который вождь цыганского табора принял или перенял от Австрийского Барона в конце 16-го века по имени Антонио де Штифта, Дворянского дома Либер Баро (Antonio de Stifft. Adelshaus Liber Baro). когда этот титул на древнегерманском языке звучал как Баро. Так до сих пор и называют своих вождей современные таборные цыгане при общении с чужаками.
Интересно, что жену Цыганского Вожака Баро-Барона никто не называет баронессой.
Цыганские историки, однако, оспаривают лексическое первородство слова Баро от древнегерманского языка. В цыганском языке есть прилагательное баро, которое переводится как большой, великий, авторитетный, уважаемый, вожак, крупная личность, значительный, удачливый, сильный. Есть и существительное Баро, то есть Глава семьи или табора.
Из-за схожести звучания руководителей цыганских общин до сих пор именуют баронами, хотя у этого народа не существует социального разделения на дворян и простолюдинов. А никаких потомственных цыганских аристократов не было.
Но времена меняются. Цыгане, словно новая река, постепенно находит себя в Российском социокульте, сохраняя относительную генокультурную самобытность. Существование Баронов и Графов с цыганскими корнями давно уже не редкость в Российском дворянстве.
Цыганский Барон, это колоритный, смуглый, с умными проницательными глазами, мужчина, чаще всего из старейших цыган, знающий цыганские традиции, а также историю своего табора. Таборные Баро не носят дорогих золотых украшений на чужих людях. И они не являются потомственными аристократами. Так решала община.
Цыганский Барон не является рабовладельцем, эксплуататором таборных цыган.
Да, он Вожак в таборе. Его никто не официально не выбирает, он из старейшин может быть и самым молодым, но он в таборе обладает авторитетом, он способен отстаивать интересы табора перед другими таборными цыганами, находить общий язык с властями, и селянами, к которым пристал табор. Кроме того, он знает язык общения с окружающими народами.
Исторической основой социальной организации цыган является табор, но, если они живут в городе или на краю села, став оседлыми цыганами, основой их жизни является цыганская община.
У таборных цыган отношения строятся на общинно-родовом принципе, все семьи равны, и различаются только по видам ремесленничества и обязательствам внутри общины. Но всё основано на строгом соблюдении национальных традиций.
За всем этим и следит Цыганский староста, вожак, барон. Правила эти не писаны, люди в таборе или в общине живут по понятиям и традициям, прежде всего, кочевого народа.
Особых рычагов воздействия или принуждения цыган к исполнению его советов или распоряжений у вожака нет. Они выполняют его указания просто потому, что он уважаемый среди цыган человек.
В спорах между главами семейств, вожак ориентируется исключительно на цыганские обычаи, которые испокон века всегда неукоснительно соблюдались.
Барон налаживает контакты с местным начальством, когда табор остановился в каком-то районе. Он осуществляет регистрацию выбывших и пришедших цыган, составляет списки цыган своего табора или общины.
Первые цыганские таборы появляются в Западной Европе в начале 15-го века по Рождеству Христову, по крайней мере, их стали фиксировать в своих трудах литераторы и историки. Цыгане стали в свои социокульты включать красивые имена, фамилии, их вожаки стали присваивать себе пышные аристократические титулы, но не для возвышения себя в своих кланах семейно-родовых, а для создания впечатления о себе перед местными властями и жителями. Так что традиция, приобретать, покупать, красть графские и баронские титулы, стало традицией, такой же замечательной, как и конокрадство.
В местные сообщества постоянно вбрасывались легенды о дворянском происхождении цыганских вождей, об их несметных богатствах. В этом был не только искусственный или театральный замысел, таким образом они подчёркивали свою важность и значимость в знакомстве с аристократами, вершителями Средневекового Мира. Граф, Князь, Герцог, Воевода, звучит намного значительнее и строже, чем цыганский староста.
Должность вождя, как и титулы таких цыганских аристократов не передаётся по наследству, но цыгане упорно утверждают обратное, чтобы поднять как свой авторитет, так и авторитет своего табора или общины. Место прежнего Вожака Табора занимает другой цыган по совместному решению цыган. И без выборов. Договорились и по рукам.
Кстати, по поводу наказаний, которым, якобы, подвергают таборных цыган Цыганские Герцоги, Князья, Графы, Бароны и Вожди. Таких случаев никогда не было зафиксировано. А вот изгнание из табора было самым жестоким наказанием для цыгана. Страшнее самой смерти. Вне пределов своей общины цыган или сопьётся, или попадёт в Сибирскую каторгу.
Свидетельство о публикации №225062901500