Пошла баба в лес за грибами...
Из Сети
"Духи живут везде, где поселился или охотится человек – верят ханты.
Основная обязанность местных или родовых духов – помощь в добыче
пропитания, охранять семью от напастей и бед. При этом у духов есть
«специализация», то есть одни дают главным образом дичь, другие
охраняют оленьи стада. Они обеспечивают также счастье и
благополучие. А есть еще семейные духи-покровители к помощи
которым современные ханты обращаются до сих пор. Корреспондент
vesti-yamal.ru Елена Сафонова знает все тонкости из жизни духов.
В каждой ленточке чье-то уже сбывшееся желание, а может еще и нет.
Цвет и размер ситца ничего не значат. Все здесь решает береза – обряд
поклонения священному дереву завершает скромная трапеза. Ханты
одушевляют березу, поскольку верят, корнями она общается с богами
подземного мира, кроной упирается в верхний, а листва досталась
людям и духам срединного мира.
«Ну, я так думаю, что Нум турум нас услышит, увидит. Подарки духам
сделала, подношения поставила, угостила духов. Я думаю, что все
будет хорошо», - поделилась Алла Конева, жительница с. Мужи.
Это обрядовое место появилось здесь вместе с музеем. Но это не
просто один из экспозиционных комплексов парка Живун.
Поклониться местным березам приезжают ханты из близлежащих
деревень.
Алла Конева верит в силу этого места и чтит своих богов. Сама она
некрещенная, хотя дома в Мужах стоят иконы, образа всегда были и в
родительском чуме.
«Я из дома привезла его сюда своего духа. Мы с бабушкой обряд будем
делать. Для нас: для моей, нашей семьи. В Мужах в квартире это делать
не получается, это делать надо на природе», - рассказала Алла Конева.
Своего хранителя по имени Кур Ильпи Ики, так называют духа
подземного мира, он же старик подножный, женщина наотрез
отказалась показывать, как и снимать сам обряд. Для ханты, это
действительно, очень закрытая тема, - поясняет этнограф. Но
увидеть и подержать в руках прообраз божества все – таки можно, в
фондах музея. По традиции такого личного духа дочь получает от
матери перед замужеством вместе с приданым, сыну хранителя -
готовит отец.
«Когда к духу обращаются, ему в качестве жертвоприношения шьют
новый халат, чтобы он исполнил просьбу того, кто к нему обращается.
Они надеваются друг на друга, то есть поверх предыдущего надевается
новый», - уточнила Анна Арефьева, этнограф.
С Кур Ильпи Ики связаны смерть, болезни, неприятности. Чтобы
оградить семью от этих напастей, ханты шили ему темные халаты,
приносили в жертву оленей черной масти, угощали едой – все это
закапывая в землю. Надежде Талигиной личного покровителя от
направлений с соседями по Арктике.
Советская власть не приветствовала
идолопоклонничество, как и любую другую веру. Но жизнь заставила
обратиться к помощи духов своего народа, чтобы отвадить от своего
дома бесконечных незваных гостей.
«Я попросила свекровь дать то, что охраняет ее дом. Она говорит,
конечно, возьми халатик. Сшей на него следующий и потом
следующий, он так у тебя оденется. Возьми булыжник и положи возле
порога своего дома. Возьми тот черный халат, тот, что она дала. Я ему
еще приготовила другой халат, накрыла стол. Я угощаю своего
новоявленного хранителя моего порога», - сообщила Надежда
Талигина, кандидат исторических наук.
Вера в духов пронизывает всю религиозную систему обских угров.
Неприхотливые в быту ханты имели развитые формы духовной
практики, которые и по сей день до конца не исследованы и не
описаны. Хотя бы потому что просто утрачены. Не всегда важно,
каким словом или именем нарекаются боги, духи, хранители,обереги
- каждому человеку помогает то, во что он верит...".https://vesti-yamal.ru/
...Други!
Тема тонких миров аборигенов севера всё чаще поднимается и на центральном ТВ. Вчера , например, с интересом посмотрел передачу на ОТР о верованиях коми-пермяков. Они верят в злых и добрых духов.
Подробнее.
"Как мы знаем, коми-пермяки до принятия христианства были язычниками.
Традиция эта даже после крещения никуда не ушла. Приняв Христа, жители
Пармы продолжали включать в свою жизнь всё то, что было связано с
языческой системой верований. Таким образом сложилась удивительная
картина: коми-пермяк носил крест, ходил в церковь, молился, например,
Николаю Чудотворцу и в то же время верил в приметы, подносил дары
духам леса, отмечал праздники, имеющие языческие корни. Так коми-
пермяки живут и в наши дни. Старые боги уживаются в сознании с
христианскими святыми.
Особый интерес с точки зрения этнографии и рядового современника могут
представить верования в духов, которые населяли леса, поля, реки и озёра.
Дело в том, в отличие от верований в высших богов (в Ена, в бога Солнца),
отношения с духами леса находят почти реальное, детализированное
отражение в коми-пермяцких быличках, бывальщинах, байках, рассказах.
Как писал Иван Николаевич Смирнов в своём историко-этнографическом
очерке "Пермяки", древнейшими названиями духов леса и воды у коми-
пермяков были "вэрысь-морт" (лесной человек) и "ваись-морт" (водяной
человек). Эти названия появились ещё тогда, когда коми-пермяки и вотяки
(удмурты) были одним народом. Под влиянием тюркско-мусульманских и
христианских идей слово "морт" (человек) стало со временем заменяться
на "куль". Так появились названия "ва-куль", "куль-пиян". Лесного человека
стали чаще называть дядькой / лесным дядькой.
Узнать подробнее о духах раньше можно было почти у любого жителя
пермяцкого края. С виду угрюмый и немногословный коми-пермяк в
большой компании преображался: с горящими глазами он рассказывал
былички о духах, о странных и страшных происшествиях, которые
произошли с ним или его знакомыми. Как подмечал Смирнов, в богатых
лесами Ошибских, Верх-Иньвенских, Кочёвских землях можно записать
сотни таких рассказов. Некоторые из них казанский исследователь привёл
в своём очерке.
Рассказы о лешем
1. Пошёл пермяк (дядя рассказчика) за рябками в лес. Стреляет, рябки
падают, а найти их пермяк не может. Что за диво? Тут явился ему молодец в
синем шабуре и говорит: "Убирайся, ты моих куриц стреляешь!"
2. Ночевали пермяки около Кувинского завода. Вот ночью забирается к ним
человек громадного роста и присаживается с ними к огню. Погрелся, встал
и говорит одному: "Не хочешь ли посмотреть мою скотину?" Пермяк вышел
с ним и видит: кругом черно от всякого зверя. Свистнул Леший, и все звери
с шумом бросились в одну сторону.
3. Лежат пермяки в охотничьей избушке ночью. Середь избушки огонь
горит, не спят. Вот приходит к ним старуха с пряслицей, в чёрной одежде.
Один старик догадался, кто эта старуха и бросил в неё поленом. Тут
вскочили собаки и прогнали Лешачиху в лес.
4. Шёл мужик и увидал: вихрь вертит пыль на одном месте. Мужик бросил в
середину столба ножик, вихрь пропал, пропал и ножик. Прошло немного
времени, пошёл он в лес и забрёл в избушку. В избушке сиди старуха,
увидала его, посадила за стол и начала резать хлеб. Смотрит мужик на
ножик в руках старухи и признаёт его.
; Что смотришь ? ; спрашивает старуха.
; Ножик как будто мой.
; Твой. Спасибо, что бросил им в сына. Ты поранил ему правый бок. Теперь
его не возьмут на службу
Накормила Лешачиха мужика обедом, а Лешак вывел его из лесу и отдал
ножик.
5. Заплутался и попал мужик к Лешему в избу. Леший держал его у себя
месяца два, потом уехал в город со скотиной ; продавать. Мужик
благословился и убежал. Приходит домой, а там его уже поминали как
мёртвого.
6. Лешак разбрасывал у пермяка сено. Пермяк не стал его ругать, а стал
молиться: "Не ходи, пожалуйста, оставь мою работу. Я один, моё дело
жалко". Лешак перестал трогать его сено, а у тех, кто его ругал, всё побросал
в воду.
7. Пошла баба в лес за грибами. Незадолго до неё вышел из дому к лесу из
того же места мужик-знахарь. Баба смотрит, что с мужиком: скачет на
сажень от земли, катается по траве. Потом сам мужик рассказал ей: его
трепал Леший за то, что по пусту кабалы ему писал; поднял выше себя,
бросил на зем и давай трепать: "Зачем попусту кабалы пишешь, скотину
зверь ест, а ты меня тревожишь".
8. Едет пермяк в Юм за хлебом. Попадается ему в лесу человек и не
сторонится. Пермяк стегнул его плетью и идёт дальше. Вдруг остановка.
Смотрит мужик ; лошади нет. Искали, искали, через 12 дней нашли в лесу,
привязана к дереву.
9. Один "знаткой человек" из деревни Новожиловой Бисеровской волости
подружился с "долгим", принимал его по ночам к себе в гости и выпаивал
ему по ведру пива и по четверти ведра водки. Долгий помогал ему
обворовывать соседей и крестьян прочих деревень, с условием, чтобы
часть добычи знаткой ему отдавал за труд. Когда мужик разбогател и
перестал воровать, ему вздумалось "раздружиться" с "долгим". "Долгий" на
это рассердился, разломал крышу у амбара, в котором хранилось всё
награбленное и попытался похитить его. Мужик заметил проделку "долгого"
, закрыл крышу и начертил на ней крест. "Долгий" ещё пуще рассердился, в
глазах народа схватил у мужика с поскотины корову, поднял её вверх
высоко и бросил вниз головою. Корова тут же и сдохла, ушла рогами в
землю.
10. Развели лесники на пустырьке с сухим, выбитым лесом огонь. Вот
несётся вихрь ; Лешак: "Кто позволил на моей дороге огонь
раскладывать?". Взял и весь костёр разбросал".https://vk.com/club144768038.
...Мир духов невидим,но он существует так же явственно,как и физический.
Более того, по условим космической эволюции, оба они быстро сближаются.Об этом чётко и недвусмысленно говорит Рериховская "Агни-Йога"!
В.Н.
************
1.Самый страшный культ Сибири: чем язычники-ханты шокировали русских
поселенцев
Одним из первопроходцев в изучении народов Сибири был историк и географ Герард
Фридрих Миллер. Участник Второй Камчаткой экспедиции (1733–1743), он глубоко изучил
древние верования и оставил потомкам великолепный научный труд «История Сибири».
Именно этот ученый впервые описал чудовищный культ Шайтана у остяков (хантов).
Из Перми на Обь
О кровавом культе Шайтана Миллер упоминает в описаниях образа жизни хантов Нижнего
Приобья. Миллер указывает, что самый большой и почитаемый язычниками идол Шайтана
примерно в 1670 году был установлен хантами в районе Шайтанских юрт, а затем был
увезен на реку Конду в Нагарчевские юрты, и там простоял еще несколько лет.
На реку Обь идол был привезен язычниками из Перми после того, как пермяки приняли
крещение и отказались от почитания деревянного божка. Произошло это, вероятно, на
рубеже XVI–XVII веков, когда под Пермью началось мощное движение по основанию
православных храмов и монастырей, – об этом в статье «Пермь Великая и первые века ее
христианизации» указывает российский историк Георгий Николаевич Чагин.
Идол жил в «доме» и имел двух жен
Идол, стоявший на Шайтанских юртах был, по словам Миллера, «знатнейшим», и к нему на
поклон съезжались даже сургутские и обдорские ханты.
Изображение божка было вырезано из дерева, лицо у него было «жестяное»; специальные
шаманы-шайтанщики одевали деревяшку в богатую одежду из шелка и тонкого сукна, а на
голову идолищу одевали соболью шапку с опушкой из огненной лисы.
Как рассказывали казаки, ханты называли божка Мастер-лунх, а русские называли
Мастерковым – по имени шайтанщика Мастера, который и держал на своей земле
изображение Шайтана.
Шайтан «жил» в особом лабазе – амбаре, обитом изнутри красным сукном. По обе стороны
от него стояли две женских фигуры, сделанные из вязанок березового хвороста. Очевидно,
это были «жены» божка, которые были одеты в богатые женские одежды. В их одежду
бесплодные хантыйские женщины в качестве приношений засовывали тряпичных кукол –
просили детей.
На стенах амбара висело множество приношений – шкур соболей и лисиц. Казаки
свидетельствовали, что шайтанщики отнюдь не ждали, когда ханты сами принесут
Шайтану пожертвования – они сами объезжали «подопечных» и собирали с них дань с в
пользу идола. Через некоторое время после того, как шкуры повисят на стенах лабаза,
шаманы продавали их, а деньги оставляли себе.
Отдавали все: и оленя, и рабыню
Однако ханты одаривали свое божество не только шкурками или деньгами, но и отдавали
шайтанщикам лошадей, оленей и… девушек.
Шаман распоряжался подарком по собственному усмотрению, иногда он мог даже
наделить рабыню приданым и выдать замуж.
Миллер сообщает, что достоверно известно, что у шайтанщика по имени Хауда была
подобная рабыня. Она досталась ему в дар от одного ханта из Митькиных юрт. У ханта
смертельно заболела любимая жена, а приглашенный Хауда, покамлав, заявил, что Шайтан
взамен на жизнь жены требует себе девушку-рабыню, которой хант владел. Рабы у хантов
были обычным делом: богатые ханты выкупали детей у бедных родителей.
Подпишитесь на свежие тексты «Кириллицы»
Хант согласился на обмен и подарил девушку шайтанщику; однако это не помогло, и жена
умерла в мучениях. Тем не менее, девушка осталась у шамана и была его собственностью
до того времени, пока казаки не сожгли «поганое идолище», а местный архиерей не дал
бедняжке вольную.
Чужую жизнь не жалко
Но Шайтан был еще более кровожадным: Миллер описывает обычай приносить в его честь
жертвы – скот, а также женщин, девушек и молодых парней. Очевидно, делалось это в
особых случаях, когда ханты хотели вытребовать у своего божка особые преференции –
богатство, жизнь, здоровье.
Будущую жертву одевали в одежду, сшитую и украшенную металлическими побрякушками
наподобие шаманских амулетов. Затем их под оглушительные вопли шамана и всеобщее
пение несколько раз обводили вокруг идола, а затем неожиданно били по голове топором
и одновременно перерезали жертве глотку. Любопытно, что подобным же образом
приносили жертвы богам и древние кельты. Во время жертвоприношения считалось
необходимым держаться за рукава идола руками.
Но это было еще не все. После убийства кровью жертвы мазали идолам рты, затем тела
разделывали, варили и подавали на блюдах идолу. Миллер упоминал, что в последний раз
подобный ритуал ханты пытались провести около 1700 года, однако жертвоприношение
хантыйского юноши было остановлено казаками, примчавшимися из Березова.
Историк не уточнял, что ханты далее делали с человеческими останками, однако пишет,
что мясо принесенных в жертву оленей, лошадей, быков и телят варили, выставляли перед
идолами, а через несколько часов съедали сами.
Миллер уточнял, что даже крещеные остяки не оставляли своих кровавых верований.
Кроме амбарных шайтанов, у хантов было множество вырезанных из дерева «болванов»,
которым они поклонялись, а если хант давал клятву, то для этого вырезал из дерева
небольшого шайтана и кусал его.
Известно, что после того, как казаки сожгли идолище на Оби, «звание» шайтанщика еще
долгое время переходило от шамана к шаману. Не помогало и крещение самих шаманов,
так как они в душе оставались язычниками, и выдав казакам поддельного идола, старого
оставили у себя и тайно поклонялись ему.
https://cyrillitsa.ru
**************
2.Откуда взялись загадочные манси:
история происхождения, культура и
обряды этноса
В Приполярье, в уральских и югорских поселках, в уютных бревенчатых домиках нор-
колах, но уже со спутниковыми антеннами на крышах живут представители коренных
малочисленных народов Севера – манси или, как звали их прежде, вогулы. Они
проводят обрядовые праздники в честь своих языческих богов, приносят жертвы
Нуми-Торуму и живут в тесном соседстве со Снежным человеком. История
происхождения манси, культура, язык, обычаи и верования одного из древнейших
племен мира – в материале «ФедералПресс».
Манси махум в истории России
Манси – коренной народ Западной Сибири в семье финно-угорских народов. Манси называют еще обскими уграми, а их языки – обско-угорскими.
Этнос сложился в эпоху неолита из двух культур: геологическое древо народа начинается с
пришедших с юга – через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана – угорских
и индо-иранских племен. Они жили в предгорьях Урала за две-три тысячи лет до нашей эры.
Манси в переводе с мансийского языка означает «человек» или «мужчина». Отделяя от других
национальностей, эти загадочные жители Севера зовут себя манси махум – манси народ. До
советского времени манси звали вогулами – по созвучию с рекой Вогулка в Пермском крае, где
жили уральские аборигены. Прибывшие с юга тюрки ассоциировали северян, а большую часть
народа оттеснили на север и восток. Ко второй половине XV – началу XVI веков вогулы осели у
берегов реки Северная Сосьва в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа, где
и сегодня остались поселения манси. На территории Руси были Кондинское, Ляпинское,
Пелымское и Сосьвинское княжества, которые угасли после походов московских князей в XV–XVI
веках.
Затем вогулы ассимилировали с татарами – «и сами сильно отатарившиеся, не поддаются
выделению из общей массы туземного населения», отмечает российский и советский историк
Сергей Бахрушин. А в XVII–XIX веках Русская
православная церковь занялась крещением Сибири. Священнослужители отправлялись с
миссиями по тем местам, где были поселения туземцев. С тех пор мансийский народ начал
ассоциироваться с русским.
Мансийский миф о сотворении Вселенной гласит, что
вначале была только вода, а земли и видно не было – она
находилась глубоко под водой. Из воды торчал торфяной
клочок, тут и жили муж и жена, и был у них белый ворон.
«Вокруг дома повсюду вода – нет земли. Муж не выходит
на улицу, что из себя представляет улица (мир вне дома),
он не знает. Так поживали, однажды с верхнего мира (с
неба) послышался гром (гул, грохот). Муж из окна смотрит
на улицу, сверху с неба летит железная гагара, нырнула в
воду искать землю», – гласит священная сказка о
возникновении мира.
Вогулы считали главным жертвенным животным лошадь, ее приносили верховному божеству
Нуми-Торуму, который согласно мировоззрению манси управляет людьми и определяет срок
жизни каждого человека и людей в целом. Жертвователем мог быть любой человек. А шаманы же
могли обратиться к духам более высокого ранга или к богам.
Картины камлания (общение с духами) и другие обычаи манси описывает в своих литературных
произведениях «Сердце Пармы» и «Тобол» российский писатель Алексей Иванов
.Вогулов романист выбрал из множества других
малочисленных народов неслучайно: их сказания хорошо сохранились.
«Мансийский фольклор меньше искажен русским влиянием. Я не сочинял, а опирался на
реальные феномены: мансийских преданий – больше [чем, например, у коми], а мансийские
чудища страшнее», – считает писатель.
Где и как живут манси
77 % манси живут на западе Ханты-Мансийского автономного округа, в основном Березовском,
Кондинском и Октябрьском районах. Коренные манси – таежники, собиратели, охотники и
рыболовы, но не скотоводы, не земледельцы, чем отличаются ханты. У них нет оленьих стад, но
оленей они всегда использовали в качестве ездовых средств.
Традиционное срубное жилище манси – нор-кол, в переводе с мансийского языка «бревенчатый
дом». Внутри, чаще справа от входа, располагается печка – чувал (севал). По стенам лежанки –
нары (пал) и полки (норма). У противоположной от входа стены (мул) в правом углу находится
запретное для женщин место (мули-пал), где помещалась полка (пупыг-норма) для культовых
предметов. Рядом с жилищем нередко ставился коновязный столб. В Югре манси до сих пор
живут поселениями в таких традиционных избах.
Национальная одежда манси отличается в зависимости от региона. Так, женщины на Севере
надевали хлопчатобумажное платье (суп) на кокетке, в низовьях Оби и Северной Сосьвы носили
халат (тор сахи), а на юге в ходу была туникообразная рубаха. Верхней одеждой зимой была шуба
(сахи). На голове носили платок внакидку.
Мужчины носили штаны и длинную рубаху (cуп) на кокетке. Восточные вогулы надевают также
длинную косоворотку. Верхней мужской одеждой у северных и западных манси была малица
(мольсянг) с паркой (порха) или гусем (пун кувщ). В таком виде современных манси можно
встретить и сегодня.
Выдающийся мансийский ученый, доктор филологических наук, хранительница мансийского языка
Евдокия Ромбандеева посвятила манси множество научных исследовани при
поддержке администрации Ханты-Мансийского автономного округа.
«Манси (вогулы) живут на территории в северо-западной части Сибири по левым притокам
Оби в пределах Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области. Несколько
десятков семей живет в Свердловской области. В Пермском же крае в верховьях Вишеры
сохранились лишь потомки манси, которые говорят по-русски, но называют себя до сих пор
вогулами», – рассказывает ученый в одном из своих исследований.
Оживающий мансийский язык
Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской языковой семьи. У вогулов всего
четыре диалекта, литературный мансийский язык основан на сосьвинском диалекте, на котором
говорили более 60 % манси.
Мансийская письменность существует с 1931 года – первоначально ее создали на основе
латинского алфавита, в нем было 29 букв. Однако уже в 1937 году был утвержден мансийский
алфавит на основе кириллицы из 34 букв. Со временем мансийский язык дополнялся, и сегодня
усовершенствованный алфавит мансийского практического письма содержит 44 буквы.
В XX веке этнос сильно ассимилировался, многие обрусевшие манси забыли родной язык. На
правительственном уровне эта проблема решается разными способами. Так, в Югорском
государственном языке продолжается научно-исследовательская работа, посвященная
народности манси и мансийскому языку.
Власти Югры поддерживают инициативы КМНС по созданию стойбищ, а также организации
мероприятий, способствующих реабилитации родного языка манси. Так, рядом с поселком
Саранпауль в Березовском районе ХМАО-Югры в июле 2022 года открыли детское этническое
стойбище «Мань-Ускве» («Маленький городок»). Здесь ребят знакомят с культурой, промыслом,
национальными традициями коренных малочисленных народов севера.
На базе этностойбища жительница Саранпауля Елена Фризоргер задумала реализовать проект
«Ам омам латынг» («Язык моей мамы»). Она отмечает, что в силу ассимиляции в России
осталось порядка 6 % носителей мансийского языка, которые преимущественно живут в
Березовском районе ХМАО и Ивдельском районе Свердловской области.
«В моей семье манси мама, следовательно, и мы с братьями не говорящие. Мы занимаемся
детским отдыхом на стойбище «Мань Ускве» и решили изучать язык через игру. Сколько
угодно можно приводить доводов по поводу того, как сохранить мансийский язык. Но, к
сожалению, реальность такова, что мы лишь можем адаптировать язык и культуру к
современным реалиям. Говорить о жизни, как жили наши предки, уже не получится. Самая
главная задача – объединяться», – считает мансийка.
Обычаи и обряды манси
Обряды манси, камлание шаманов, а в особенности их таинственное общение с манквами,
снежными людьми, привлекают туристов и сегодня. Загадочные северяне не перестают быть
интересными для современников, рассказал в интервью «ФедералПресс» руководитель клуба
экспедиций «Дикий Север» Евгений Свитов.
Как часто водите туристов к манси?
— Зимой два раза в неделю, по понедельникам и средам, мы выезжаем с туристами в поселения
манси. В основном мы общаемся с сосьвинскими манси, которые живут в районе реки Северная
Сосьва. Манси, которые живут в Ханты-Мансийском автономном округе, и наши, свердловские,
которые живут в районе перевала Дятлова, в национальном поселке Ушма. Общаемся с манси
много, каждую неделю созваниваемся. У них сейчас есть спутниковая связь в их избах, есть
интернет. Туристов возим зимой с января по март – передвигаемся на снегоходах.
Какие обряды можно увидеть в поселениях манси?
— Лучше всего сохранилась культура манси в Саранпауле Ханты-Мансийского округа. В этом
поселке соблюдают традиции вогулов, жители проводят национальные праздники, обряды. Здесь
соседи и ханты проводят Медвежий праздник, День
оленевода, Вороний день.
Медвежий праздник в Саранпауле длится около недели. Здесь читают сказки на мансийском
языке, устраивают национальные игрища – метание тынзяня на хорей, прыжки через нарты,
борьба. А после делают подношение «старшему брату» – извиняются перед медведем, а потом
едят его мясо со шкуры. Очень колоритный и первобытный праздник.
Манси и ханты ездят на священное озеро Балбанты – это священное озеро, здесь у них
ритуальное место. На берегах водоема шаманами проводится обряд йир: сюда приносят
жертвенного оленя. На шаманской реке Тыкотлова манси тоже устраивают обряды.
Еще у них есть интересный обряд – почитание менква – снежного человека. Манси идут в
те места, где их встречают, и приносят им жертву. Мы тоже встречали следы снежного человека,
целые семьи, порядка 40 особей менкв живут в районе Софьиных гор, недалеко от поселка
Овгорт. Там топкие болота, поэтому для свершения обряда ханты и манси ездят туда зимой на
снегоходах.
Это для нас интересно: мы хотим заснять, посмотреть, а манси и ханты знают, что снежный
человек есть, живут с ними по соседству и не трогают его, а он не трогает их. Они специально не
хотят менква встречать, потому что у северян есть такое поверье: если кто-то из семьи встречает
йети, в дом приходит несчастье – кто-то в семье умирает. Эта тема для них табу, даже не
обсуждается.
Как повлияла на культуру манси цивилизация?
— Все чаще манси играют ведомую роль в таких праздниках, а ведущими являются ханты. Дело в том, что многие манси уезжают из поселков в города
и тем самым утрачивается идентичность народности. Но многие возвращаются в родные поселки
– земля тянет обратно.
Есть такие как Самбиндаловы, которые не покидают поселки, и всю жизнь занимаются охотой,
собирательством, рыбной ловлей. Но опять же они не устраивают таких обрядовых праздников
даже с помощью ханты. Я бы так обозначил: самая интересная культурная составляющая
осталась на границе Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов. В Свердловской области они
уже забывают свою аутентичность.
Еще одна беда – туристы везут манси выпивку. Как известно, у северян нет ферментов для
расщепления алкоголя, отчего такие «подарки» не приводят к добру. Мы рекомендуем туристам
везти манси шоколад, конфеты, лекарство, бензин. Бензин на Севере – вообще валюта.
https://fedpress.ru/
******************
Материалы из Сети подготовид Вл.Назаров
Нефтеюганск
29 июня 2025 года
Свидетельство о публикации №225062900162