Роскошь слова

Роскошь слова


На площади собралась огромная толпа. Много-много людей, и полное безмолвие. Они пришли не говорить — слушать. Живую человеческую речь.

Почти все завидуют прошлому, даже самые рьяные интроверты. Тогда, пятьдесят лет назад, можно было говорить всем и бесплатно. Никому даже в голову не приходило, что всё может быть совсем иначе.

Эпоха счётчиков и полной оплаты за всё только начиналась. Даже особо одарённым фантастам не могло прийти в голову, до чего это дойдёт. Счета спрессовывались в ком постепенно: счётчики на воду, газ, отопление. Когда многие начали экономить тепло в квартирах, кто-то, полностью безумный или гениально одарённый, предложил считать произносимые слова.

Это было даже забавно! Многие поддержали идею выявить, кто произносит слов больше и оперирует бо;льшим словарным запасом. За первенство боролись артисты, преподаватели литературы и философии, писатели, политики. Считали, что пальма первенства останется за депутатами, но так было не всегда.

Впрочем, не успели провести полномасштабное исследование, как пришло логическое продолжение. Всё, что посчитано, должно быть облагаемо налогом и приносить доход в казну. И если в самом начале это были сущие копейки, то постепенно длинные речи стали приметой людей, живущих в хорошем достатке. Теперь и вовсе произносить речи могут только те, кто попал в глобальный рейтинг долларовых миллиардеров журнала «Forbes».

Последние пару лет улицы стали безмолвными, в магазинах слышатся только одиночные существительные, изредка по привычке дополняемые числительными. В семьях давно перешли на пантомиму и жесты.

На рабочих местах чуть посвободнее — выдаётся лимит на месяц. Чем выше должность, тем больше слов в рабочей обстановке.

Аналогично в школах, колледжах и вузах. Многие перешли на письменную речь.

И если ещё лет пять назад учёные заговорили о новой беде человечества — об атрофии речевого аппарата, то теперь речь идёт о культурной катастрофе — разрушении структур практически всех языков.

Мало, кто знал, о чём будут говорить на митинге. Люди старались сохранить восприятие речи на слух и использовали любую возможность.

Рядом стояли Он и Она. Женщина дотронулась до его руки. Он ласково посмотрел в её глаза и, успокаивая, нежно похлопал по её ладони. В глазах женщины набежали слёзы, и она прижалась щекой к рукаву его рубашки. Он наклонился к её уху и хотел что-то сказать, но она остановила этот порыв, приложив палец к его губам, и слегка помотала головой. «Не здесь и не сейчас мы потратим нашу последнюю возможность», — будто говорили её глаза. Им оставалась жалкая горстка: пять слов у него и три слова у неё. До начала нового месяца и обновления лимита оставалось ещё одиннадцать дней.

12 июня 2025 г.


Рецензии